- Семейный юрист

Синявская О.В. История пенсионной реформы в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Синявская О.В. История пенсионной реформы в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Преимущества разных моделей пенсионного обеспечения

С точки зрения макроэкономического анализа независимо от способа финансирования пенсионного обеспечения и формулы расчета выплат любая пенсионная система представляет собой часть «национального пирога». Ее размеры (то, что потребляется пенсионерами) можно условно определить как произведение средней пенсии на общее число пенсионеров. В финансово сбалансированной пенсионной системе ее расходы равны доходам. Доходы пенсионной системы рассчитываются как произведение страховых взносов на число застрахованных. Если упростить картину, получим равенство:

тариф страховых взносов х средняя зарплата х число застрахованных = коэффициент замещения (то есть доля пенсии в зарплате) х средняя зарплата х число пенсионеров.

Отсюда нетрудно вывести, что в финансово сбалансированной пенсионной системе коэффициент замещения зависит, во-первых, от тарифа страховых взносов, во-вторых, от соотношения между работниками и пенсионерами, то есть от коэффициента поддержки.

Но если это правило справедливо для любой пенсионной системы, зачем ее реформировать? Не проще ли оставаться в рамках прежней распределительной системы с установленными выплатами, в которой пенсии платятся за счет текущих отчислений работников, а их размер устанавливается заранее – как правило, в процентах от заработной платы при условии работы в течение определенного количества лет и достижения некоторого пенсионного возраста? По крайней мере такая система более понятна населению.

Проблема в том, что, если размер будущей пенсии устанавливается заранее, государство до конца не представляет себе объем будущих пенсионных обязательств. При этом если под влиянием, например, старения населения число пенсионеров растет, а застрахованных – сокращается, то для выполнения ранее выданных обязательств требуется все больше увеличивать тариф страховых отчислений. Он может оказаться столь большим, что будет непосильным для работников и работодателей. Как следствие может вырасти безработица или теневая, неформальная занятость.

Альтернативой системе с установленными выплатами является система с установленными (фиксированными) взносами, которая позволяет лучше представлять объем будущих пенсионных обязательств и держать их рост под контролем. Теоретически в этой системе государство и общество условно договариваются о социально приемлемой доле «пирога» – пенсионных расходов, исходя из которой рассчитывается тариф страховых отчислений. Этот тариф в дальнейшем остается неизменным, тогда как пенсия зависит от объема страховых отчислений на протяжении всей жизни человека плюс его прирост на величину индексации или доходности пенсионных накоплений. В этом случае увеличение числа пенсионеров в расчете на занятого приводит к падению ставки замещения, но система остается сбалансированной. Если ставка замещения опускается ниже социально приемлемого уровня, государство и население могут пересмотреть прежние условия социального контракта, договориться о новом тарифе отчислений.

При чем же здесь накопления? Дело в том, что формирование обязательных пенсионных накоплений означает появление в экономике «длинных денег», которые могут инвестироваться в долгосрочные инвестиционные проекты, тем самым способствовать устойчивому экономическому росту, увеличивая размер будущего «пирога». Опыт Чили и других стран показал также, что введение накопительной пенсионной системы может выступать катализатором роста и оздоровления национальных финансовых рынков, если оно сопровождается улучшением их регулирования. Важное побочное следствие накопительной системы – повышение привлекательности страны для иностранных инвестиций. А для населения накопительная система более привлекательна в периоды, когда реальная доходность инвестиций превышает рост заработной платы.

Безусловно, не все так однозначно: не случайно лучшие пенсионные эксперты мира до сих пор спорят о том, насколько накопительная пенсионная система выгоднее для населения по сравнению с распределительной, насколько ощутимо ее позитивное влияние на экономику и действительно ли она меньше зависит от рисков демографического старения. В результате дискуссий появились смешанные пенсионные системы, в которых накопительный элемент сочетается с распределительным. Это позволяет диверсифицировать риски в пенсионном обеспечении и извлекать выгоду из периодов, когда рост зарплаты превышает доходность инвестиций и когда соотношение между этими показателями меняется. Как показал мировой опыт, чтобы реформа была успешной, необходимо усилить роль государства в качестве регулятора и просветителя.

Источники: Barr N. (2002). Reforming Pensions: Myths, Truths and Policy Choices // International Social Security Review. Vol. 55. № 2. P. 3–36; Góra M. & Palmer E. (2004). Shifting Perspectives in Pensions // IZA Discussion Paper. № 1369, October; Хольцман Р., Хинц Р. и др. (2005). Обеспеченная старость в XXI веке: Пенсионные системы и реформы в международной перспективе. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия; Barr №. (2006). Pensions: Overview of the Issues, Oxford Review of Economic Policy. Vol. 22. № 1, Spring. P. 1–14.

Условно-накопительные счета отличаются от «безусловно» накопительных тем, что средства, зачисляемые на них, не размещаются в финансовых активах, а расходуются на выплату пенсий в текущем периоде. Тем самым обеспечиваются защита от финансовых рисков и сохранение средств в пенсионной системе. Работник регулярно получает информацию о состоянии счета (поступивших взносах и «доходе» в виде величины индексации сформированного условного «пенсионного капитала»). При выходе на пенсию «пенсионный капитал» конвертируется в регулярные пенсионные выплаты с учетом изменений в периоде ожидаемой продолжительности жизни в пенсионном возрасте[36].

В Программе 1998 года (в отличие от Концепции 1995 года) размер всей заработанной пенсии зависел от изменений в ожидаемой продолжительности жизни, что позволяло минимизировать влияние фактора старения на пенсионную систему, не требовалось повышать пенсионный возраст, поскольку предполагалось, что уменьшение размера пенсии под влиянием демографических изменений будет побуждать людей дольше оставаться на рынке труда. Эта Программа «перегибала палку» в последовательном проведении принципа полной зависимости размера пенсии от демографической ситуации: предложенный в ней раздельный учет продолжительности жизни мужчин и женщин неминуемо привел бы к существенному сокращению пенсий женщин. Хотя скорее всего ситуацию удалось бы исправить, перейдя в будущем к учету продолжительности жизни для обоих полов (так называемому «гендерно нейтральному знаменателю»).

По сравнению с Концепцией 1997 года размер взносов, перечисляемых в накопительную часть, был существенно снижен[37]. Накопительные пенсионные взносы и накопленные доходы от их инвестирования образовывали пенсионные резервы, которые подлежали инвестированию ПФР через независимые управляющие компании и могли расходоваться лишь на выплату трудовых накопительных пенсий лицам, имевшим соответствующие накопления на именных накопительных счетах в ПФР. Роль НПФ в управлении пенсионными накоплениями была заметно ограничена: они могли стать полноправными участниками пенсионной реформы лишь с 2005 года.

Первые выплаты накопительных пенсий в форме аннуитетов должны были начаться уже в 2005 году. В долгосрочной перспективе планировалось размер трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, довести до 50% общей величины трудовой пенсии.

Социальные пенсии были оставлены для лиц, не сумевших заработать трудовую пенсию, но без проверки их имущественного положения. Эти пенсии должны были финансироваться из бюджета за счет общих налогов, что позволяло снизить налоговую нагрузку на работников и работодателей.

Как рассчитывается страховая пенсия

Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:

число заработанных баллов * стоимость одного балла

Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.

Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.

Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.

Минимальный размер пенсии в Российской Федерации

На величину государственного пособия влияет несколько показателей.

К ним отнесены:

  • размер заработной платы и выработка, имеющаяся у граждан до начала 2002 года;
  • величина взносов, уплаченных работодателем за конкретного работника в ПФР после 2002 года.

Учет взносов производится при использовании лицевого счета. Открывается он в пенсионном органе.

Пенсионные выплаты по старости до 2002 года считаются при использовании отдельной формулы.

Она представлена:

  • С – величина пособия, выплачиваемого гражданину при достижении определенной возрастной категории;
  • П – пенсионный капитал;
  • Д — время, в течение которого гражданин будет получать средства (по состоянию на 2015 год этот показатель составляет 228 месяцев).

Для расчета капитала применяется другая формула.

Как индексировали пенсии в России. История вопроса

Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР — в декабре 1990 г. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.

Читайте также:  Выполнение за 2 квартал 2023 г по РСВ-1

С 1 января 1992 г. и до пенсионной реформы 2002 г. минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 г. выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 гг. индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 гг. соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.

Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 г., тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза.

Рост размера минимальных пенсий в этот период был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 г.: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 г. ($12,2 США по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23).

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 г. была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 г. включительно она повышалась 15 раз — до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 г. базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 г. — один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 г. — на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз — минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды — в 2007 г. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 г.

В 2010 г. было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.

С 2010 г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался 10 раз (включая повышение с 1 февраля 2016 г.). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 гг. корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015 гг. — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 г. — на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли в 2010 г. — на 6,3%.

По данным Росстата и ПФР, средний размер назначенных пенсий в 2010-2015 гг. вырос в 2,1 раза: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 12,9 тыс. руб. ($211).

Проблемы в пенсионном обеспечении все более усугублялись, стали хроническими, к середине 1990-х годов не замечать их системный характер было все труднее – впервые остро встал вопрос о пенсионной реформе.

В рамках действовавшей пенсионной системы для устранения дефицита бюджета ПФР существовали две потенциальные возможности. Первая – увеличить доходы, повышая отчисления. Однако уже в то время общая налоговая нагрузка на производителей достигла роковой черты, за которой она становится тормозом экономического роста. Вторая – снизить расходы ПФР, сокращая численность пенсионеров, то есть отказываясь от выплаты досрочных пенсий или повысив пенсионный возраст.

Была и еще одна возможность – пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения. Для этого требовалось признать, что кризис в пенсионной системе, который уже перешел в открытую фазу, вызван не только внешними экономическими факторами, но и внутренними проблемами самой системы. Однако в середине 1990-х годов правительство и большинство экспертов по пенсионным вопросам[24] признавали только временный характер проблем, но не кризис системы.

Пенсии до Путина были меньше в 4 раза, чем в 2019 г.

Если гражданин находится в трудоспособном возрасте, но уже подумывает о том, чтобы получать на старости лет хорошую пенсию, то ему следует принимать во внимание ряд важных параметров.

Во-первых, нужно продемонстрировать хороший стаж работы. Чем больше лет гражданин провел в офисе или на заводе, тем больший размер взносов за него успел уплатить работодатель, а это значит, что и размер пенсии также будет достаточно солидным.

Во-вторых, необходимо уделять внимание размеру своей зарплаты. Порой некоторые граждане соглашаются получать серую зарплату или даже черную, однако ни к чем хорошему это не приведет. От уровня зарплаты зависит размер взносов. У граждан, которые получали на протяжении всей жизни белую высокую зарплату, будет и хорошая пенсия.

В-третьих, если по вышеуказанным пунктам не удалось добиться большого успеха, то есть действенный способ повысить размер пенсии, который подойдет всем гражданам. Нужно всего лишь повременить с обращением за деньгами. Представим, что гражданин достиг пенсионного возраста и готов получать пенсионные деньги, однако вместо этого продолжает работать и не подает заявление о выплатах. Если он так продержится 5 лет, то ему к базовой выплате добавят 36%, а также увеличат бонусные баллы на 45%. Все это составные части формулы, и они оказывают прямое влияние на размер итоговой пенсии. Наконец, если у него получится продержаться 10 лет без господдержки, то и базовая выплата, и число баллов ему увеличат в 2 раза.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня власти всячески стимулируют граждан активно работать и не прекращать это занятие даже при достижении пенсионного возраста. Таким образом, выполняются две важные задачи, а именно стабилизация на рынке труда, а также снижение нагрузки на бюджет.

  • Реестр МФО
  • Реестр коллекторов
  • Узнать кредитную историю
  • Вопрос юристу
  • Калькулятор займов
  • Кредитный рейтинг
  • Реестр бюро КИ
  • Юристы по банкротству
  • Сравнение МФО

Если для расчета коэффициента среднемесячной зарплаты выбран период 2000-2001 гг., то КСЗ вычисляется делением вашей средней зарплаты за этот период на 1494,5 — среднюю зарплату в РФ в эти годы.

Как в России индексировали пенсии

В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.

С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей.

В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — т. е. на уровень инфляции в 2016 году. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.

По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6177,4 рубля ($203) до 13336 рублей ($232).

1 января 2018 года в России состоялась индексация страховых пенсий. Для неработающих пенсионеров выплаты выросли на 3,7% (выше уровня инфляции, которая составила около 2,5%). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости достиг 14151 рубля.

Социальные пенсии в предыдущий раз индексировались 1 апреля 2018 года — на 2,9% — до 9062 рублей. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта.

1 августа 2018 года были проиндексированы пенсии работающих пенсионеров. Максимальная прибавка составила 235 рублей.

В целях своевременной реализации Постановления Правительства РФ от 1 апреля 1999 г. N 363 и Указа Президента РФ от 30 марта 1999 года N 392 следует руководствоваться следующим.

1. При назначении и перерасчете пенсий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» в период с 1 мая 1999 года до 1 августа 1999 года для определения размера пенсии применяется среднемесячная зарплата за I квартал 1999 года в размере 851 рубль. Лицам, которым пенсия с применением ИКП была ошибочно исчислена из заработка за 12 месяцев работы, при перерасчете этой пенсии с 1 мая 1999 года из среднемесячной заработной платы 851 рубль заработок пенсионера должен быть приведен в соответствие с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» за исключением случаев, когда это может повлечь уменьшение размера ранее установленной пенсии.

2. В соответствии с пунктом «е» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 мая 1999 года составляет 94 рубля 29 копеек.

В связи с этим с 1 мая 1999 года минимальные размеры других пенсий, максимальные размеры пенсий, надбавки, повышения, социальные пенсии определяются исходя из этого минимума.

Пенсии, исчисленные в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 без применения ИКП, с 1 мая 1999 года подлежат увеличению на индекс роста указанной заработной платы в 1,12 раза.

При назначении или перерасчете пенсий без применения ИКП после 1 мая 1999 года суммы заработка, полученные до 1 мая 1999 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент 1,12, определяемый индексом роста среднемесячной зарплаты за I квартал 1999 года. Суммы заработка, полученные после 1 мая 1999 года, учитываются без применения указанных коэффициентов. Размер пенсии при этом в 1,12 раза не повышается.

Читайте также:  Материнский капитал после развода с мужем

Пенсии, сохраненные с производственным районным коэффициентом после 1 апреля 1998 года, подлежат с 1 мая 1999 года повышению в 1,12 раза.

3. Лицам, которым пенсии исчислены без применения ИКП, с 1 мая 1999 года компенсационная выплата устанавливается в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 1999 года N 392 «О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров» в зависимости от суммы пенсии (включая надбавки и повышения).

Лицам, которым пенсия установлена в сумме 94 руб. 29 коп. и ниже, размер компенсационной выплаты составляет 210 руб. в месяц. Лицам, которым пенсия установлена в сумме от 94 руб. 30 коп. по 219 руб. 29 коп., размер компенсационной выплаты определяется в виде разницы между 304 руб. 29 коп. и суммой пенсии.

Лицам, которым пенсия установлена в сумме 219 руб. 30 коп. и выше, размер компенсационной выплаты составляет 85 руб. в месяц.

Лицам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к зарплате, при определении размера компенсационной выплаты указанные выше пределы пенсий увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Повышению на этот коэффициент подлежит также компенсационная выплата.

4. Рекомендуем завершить к 23 апреля 1999 года финансирование текущей пенсии. С 26 апреля приступить к авансированию пенсий и компенсационных сумм, причитающихся за май, в целях обеспечения их выплаты в мае в полном объеме.

Погашение задолженности прошлого пер��ода по состоянию на 1 мая 1999 года производить в мае и последующих месяцах за счет средств, превышающих лимит выплаты.

Оперативную отчетность о размере увеличения пенсий с 1 мая, числе получателей пенсий по Законам от 20 ноября 1990 г. N 340-1, 21 июня 1997 года N 113-ФЗ, среднем увеличении пенсий по каждому из законов представить к 5 июня 1999 года.

Данную телеграмму просьба довести до сведения органов соцзащиты населения.

Первый заместитель министра
труда и социального развития
Российской Федерации
Ю.ЛЮБЛИН

Первый заместитель председателя
правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.КУРТИН

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:

число заработанных баллов * стоимость одного балла

Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.

Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.

Справка о минимальном размере пенсии

Каждый будущей пенсионер, желающий осведомиться о том, каково будет получаемое им впоследствии пенсионное пособие, может использовать таблицу средней по стране заработной платы. Для сравнения он может взять любые пять лет трудового стажа, накопленного им за жизнь. Главное, чтобы эти пять лет шли подряд друг за другом, а не непоследовательно, так как в этом случае они не могут по закону быть учтены.

Проблемы в пенсионном обеспечении все более усугублялись, стали хроническими, к середине 1990-х годов не замечать их системный характер было все труднее – впервые остро встал вопрос о пенсионной реформе.

В рамках действовавшей пенсионной системы для устранения дефицита бюджета ПФР существовали две потенциальные возможности. Первая – увеличить доходы, повышая отчисления. Однако уже в то время общая налоговая нагрузка на производителей достигла роковой черты, за которой она становится тормозом экономического роста. Вторая – снизить расходы ПФР, сокращая численность пенсионеров, то есть отказываясь от выплаты досрочных пенсий или повысив пенсионный возраст.

Была и еще одна возможность – пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения. Для этого требовалось признать, что кризис в пенсионной системе, который уже перешел в открытую фазу, вызван не только внешними экономическими факторами, но и внутренними проблемами самой системы. Однако в середине 1990-х годов правительство и большинство экспертов по пенсионным вопросам[24] признавали только временный характер проблем, но не кризис системы.

Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутриправительственных решений. Наличие политической воли к реализации пенсионной реформы сделало ее запуск стремительным и неожиданным для большинства населения.

В ее реализации просматриваются два этапа: первый, «настройка» системы (2002–2004 годы) – принятие различных регламентов, подзаконных актов и других документов, позволявших реализовать намеченное в основных пенсионных законах; второй (с 2005 года) – корректировка законодательства в сторону более медленного внедрения накопительной компоненты, увеличения доли базовой пенсии, активного расширения обязательств пенсионной системы. В это же время финансирование пенсионной системы становится все более зависимым от бюджетных дотаций.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру
Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях
1960 74,0 1968 111,8 1976 152,1 1984 192,1
1961 76,0 1969 114,7 1977 158,0 1985 198,3
1962 81,8 1970 120,1 1978 165,3 1986 205,2
1963 83,5 1971 124,5 1979 169,3 1987 213,6
1964 87 1972 131,3 1980 173 1988 232,7
1965 93,0 1973 135,1 1981 176,4 1989 261
1966 95,1 1974 142,1 1982 183 1990 305
1967 100,4 1975 147,8 1983 189,4

Справка о минимальном размере пенсии

Усредненная величина заработной платы граждан, трудоустроенных официально, и работающих на территории нашего государства, определяется согласно обобщенному количеству выплат, полученных ими всеми. Данный показатель делится на подсчитанное ранее число работников (опять-таки, работающих в стране официально), и таким образом получается среднее значение, которое нас так интересует. Так, в 2018 году данный показатель был равен 42 тысячам 413 рублям.

Каждый будущей пенсионер, желающий осведомиться о том, каково будет получаемое им впоследствии пенсионное пособие, может использовать таблицу средней по стране заработной платы. Для сравнения он может взять любые пять лет трудового стажа, накопленного им за жизнь. Главное, чтобы эти пять лет шли подряд друг за другом, а не непоследовательно, так как в этом случае они не могут по закону быть учтены.

Не думайте, что свод данных, обозначенный таблицей, играет роль чисто ознакомительную. Нет, пользуются ей не только граждане, но и непосредственно правительство, как минимум для рассмотрения отношения двух заработных плат.

Чтобы осуществить данное рассмотрение, необходимо учесть трудовой доход конкретного человека, и сопоставить его с аналогичным усредненным показателем в таблице за конкретный временной срок.

Таблица 1. Средняя зарплата по месяцам с 1960 по 1990 годы (в российских рублях)

Усредненная величина заработной платы граждан, трудоустроенных официально, и работающих на территории нашего государства, определяется согласно обобщенному количеству выплат, полученных ими всеми. Данный показатель делится на подсчитанное ранее число работников (опять-таки, работающих в стране официально), и таким образом получается среднее значение, которое нас так интересует. Так, в 2018 году данный показатель был равен 42 тысячам 413 рублям.

Каждый будущей пенсионер, желающий осведомиться о том, каково будет получаемое им впоследствии пенсионное пособие, может использовать таблицу средней по стране заработной платы. Для сравнения он может взять любые пять лет трудового стажа, накопленного им за жизнь. Главное, чтобы эти пять лет шли подряд друг за другом, а не непоследовательно, так как в этом случае они не могут по закону быть учтены.

Средняя пенсия в России по годам. Динамика и перспективы

Для расчета пенсии по возрасту до 2002 г. использовались стаж работы и зарплата работника. Согласно закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 2002 по 2015 гг. пенсионные права определялись согласно советскому законодательству, индексировались, после чего поступали на лицевой счет ПФР в виде первоначального капитала.

Рассчитать РПК можно самостоятельно по следующей методике:

  1. Определяется стажевый коэффициент.
  2. Рассчитывается коэффициент среднемесячного заработка (КСЗ).
  3. Вычисляется расчетная пенсия по состоянию на январь 2002 г.
  4. Проводится валоризация.
  5. Применяется поправочный коэффициент.

Основная задача пенсионного калькулятора — разъяснить порядок формирования Ваших пенсионных прав и расчета страховой пенсии по старости, а также показать, как на размер страховой пенсии влияет:

Сколько пенсионных коэффициентов
может быть начислено Вам за 2020 год?

Введите размер Вашей ежемесячной
заработной платы до вычета НДФЛ:

  • размер Вашей заработной платы;
  • размер Вашего дохода в качестве самозанятого гражданина;
  • выбранный Вами вариант пенсионного обеспечения в системе ОПС;
  • продолжительность трудового (страхового) стажа;
  • военная служба по призыву, уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и другие социально значимые периоды жизни;
  • обращение за назначением пенсии позже достижения установленного пенсионного возраста.
Читайте также:  Как и сколько в домашних условиях хранить копченую рыбу в холодильнике, на балконе и чердаке

Данные результаты расчета страховой пенсии носят исключительно условный характер и не должны восприниматься Вами как реальный размер Вашей будущей пенсии. Для простоты восприятия получаемых результатов все расчеты производятся в постоянных условиях 2020 года. Для целей расчета принято, что весь период формирования Ваших будущих пенсионных прав проходил в 2020 году и Вам «назначили» страховую пенсию в 2020 году с учетом указанных лично Вами жизненных планов, а также при условии, что Вы все годы трудовой жизни будете «получать» указанную Вами заработную плату.

Начиная с 2015 года такого понятия, как трудовая пенсия, не существует в принципе. На его место пришла страховая выплата гражданам, которая напрямую зависит от таких показателей, как средний заработок человека, его трудовой стаж и т.д. Для удобства расчетов было введено также такое обозначение, как индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина. Под ним подразумевается количество баллов, набранных лицом за свою профессиональную жизнь.

Пенсии россиян могут обесцениться из-за ускорения инфляции

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». В ней предусматривалось создание трёхуровневой системы пенсионного обеспечения.

1. Базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твёрдых размерах с учётом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим пенсионерам.

2. Трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объёмом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности пенсионного страхования и величине уплаченных им взносов.

3. Негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум.

В этот же период Пенсионный фонд начал фиксировать личные данные граждан для установления им будущей пенсии. Появился индивидуальный страховой счёт, который стал включать в себя информацию обо всех страховых взносах человека.

С этого же года ПФР начал ежегодно рассылать извещения, которые в народе прозвали «письмами счастья». Благодаря им каждый гражданин мог следить за состоянием своего пенсионного счёта. Сначала проект действовал только в 5 регионах. Позже — по всей стране.

Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?

«Вернуться в ту систему уже невозможно. Она могла эффективно работать только в социалистической экономике, где государство контролировало и распределяло все финансовые ресурсы», — считает профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова.

Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.

«Нужно напрямую, а не через хитрые коэффициенты учитывать два показателя: количественный (стаж) и качественный (зарплату). При этом минимальный размер пенсии должен обеспечивать достойные условия жизни. И государство должно гарантировать его на федеральном уровне каждому гражданину, независимо от территории его проживания», — говорит эксперт.

Подробнее о повышении пенсии в январе 2022 года

Володин подтвердил пересмотр индексации пенсий в 2022 году: доп

изменения.

Володин напомнил, что президент России предложил проиндексировать прожиточный минимум и минимальную заработную плату в размере 8,6 процента с учетом уровня инфляции в следующем году

«Это означает, что социальные выплаты, которые зависят от минимальной заработной платы и прожиточного минимума, также увеличатся», – сказал Володин.

По его словам, повышение социальных пособий и заработной платы коснется 19 миллионов граждан России. Кроме того, он добавил, что в ближайшее время будет принято решение о дополнительной индексации пенсий, а в следующем году материнский капитал будет оцениваться исходя из текущего уровня инфляции.

Пенсии для работающих пенсионеров в 2022 году

Работающие пенсионеры шесть лет не индексировали пенсии. Согласно бюджету на 2022 год, принятому в третьем чтении, работающим пенсионерам не следует рассчитывать на перерасчет в следующем году. Пенсионные выплаты будут проиндексированы для них только тогда, когда они официально перестанут работать.

Индексация пенсий работающим и неработающим пенсионерам осуществляется с

используя тот же коэффициент. Это означает, что с 1 января

в следующем году все пенсии будут проиндексированы одинаково – на 5,9%. Но для

работающего пенсионера пересчет будет только номинальный – выплаты будут

действовать в той же мере, в какой они были назначены до начала трудовых отношений

виды деятельности. Вы сможете получить индексированный платеж только в том случае, если он будет сокращен.

Однако работающим пенсионерам удалось обмануть Пенсионный фонд. Они

они увольняются с работы в конце года для индексации, а затем снова

найти работу. При этом между увольнением и новым приемом на работу должен пройти не менее месяца. Другими словами, работающий пенсионер должен уволиться в ноябре, чтобы его поместили в список индексации Пенсионного фонда. Затем, начиная с января, он автоматически получит индексированный платеж.

С высоты дожитых лет. История пенсий в России

Проблемы в пенсионном обеспечении все более усугублялись, стали хроническими, к середине 1990-х годов не замечать их системный характер было все труднее – впервые остро встал вопрос о пенсионной реформе.

В рамках действовавшей пенсионной системы для устранения дефицита бюджета ПФР существовали две потенциальные возможности. Первая – увеличить доходы, повышая отчисления. Однако уже в то время общая налоговая нагрузка на производителей достигла роковой черты, за которой она становится тормозом экономического роста. Вторая – снизить расходы ПФР, сокращая численность пенсионеров, то есть отказываясь от выплаты досрочных пенсий или повысив пенсионный возраст.

Была и еще одна возможность – пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения. Для этого требовалось признать, что кризис в пенсионной системе, который уже перешел в открытую фазу, вызван не только внешними экономическими факторами, но и внутренними проблемами самой системы. Однако в середине 1990-х годов правительство и большинство экспертов по пенсионным вопросам[24] признавали только временный характер проблем, но не кризис системы.

Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутриправительственных решений. Наличие политической воли к реализации пенсионной реформы сделало ее запуск стремительным и неожиданным для большинства населения.

В ее реализации просматриваются два этапа: первый, «настройка» системы (2002–2004 годы) – принятие различных регламентов, подзаконных актов и других документов, позволявших реализовать намеченное в основных пенсионных законах; второй (с 2005 года) – корректировка законодательства в сторону более медленного внедрения накопительной компоненты, увеличения доли базовой пенсии, активного расширения обязательств пенсионной системы. В это же время финансирование пенсионной системы становится все более зависимым от бюджетных дотаций.

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Пенсии в России с 1990 по 2019 годы

В 2002 году в России началась пенсионная реформа: пенсию разделили на три части – базовую, страховую и накопительную, последняя стала новшеством в пенсионной системе страны. К сожалению, до сих пор, спустя 16 лет, современная российская власть толком так и не разобралась, что делать с накопительной частью пенсий.

А вот что касается базовой и страховой части – там всё просто, как дважды два. Это государственные управленцы, хоть и с грехом пополам, но усвоили. Простота заключается в регулярной индексации пенсий: выросла инфляция – вслед должны вырасти и пенсии.

До 2009 года базовая часть пенсии индексировалась 15 раз и повысилась с 450 рублей в 2002 году до 2,5 тысяч рублей в 2009 году. Страховая часть не отставала и тоже была проиндексирована 15 раз.

В результате этих повышений с 2002 по 2009 годы пенсии выросли в 7,5 раз – с 823 рублей в 2001 году до 6,2 тысяч рублей в 2010 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *