Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура банкротства понятие несостоятельности, правовое регулирование и последовательность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году
16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.
Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.
Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.
Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.
Это:
- пенсионеры,
- инвалиды,
- семьи с детьми,
- беременные женщины.
Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.
С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.
Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.
Упрощенная процедура банкротства
Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.
Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.
Этап реализации имущества должника
Все этапы, процедуры и сроки банкротства физического лица сводятся в конечной точке – реализации нажитого имущества, продав которое, гражданин может провести возврат всех одолженных средств. После того, как недвижимость, ценные бумаги, драгоценности и прочие блага будут проданы, арбитражный управляющий передаст вырученные средства кредиторам в порядке очереди. Все оставшиеся неоплаченные долги будут списаны, а гражданин официально признан финансово несостоятельным.
После решения начать процедуру признания финансовой несостоятельности необходимо тщательно изучить все этапы банкротства физического лица, чтобы на деле понимать, как проходит разбирательство. Важно понимать, что проведение такой процедуры – ответственный шаг, который необходимо начинать в крайнем случае.
Данная процесс исполняется в целях обеспечения сохранности собственности должника, выполнение разбора его экономического капитала, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Этот процесс исполняется в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Внедрение такого рода операции дает возможность, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.
Процесс исследования включиться согласно итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Длительность исследования — семь месяцев.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Из числа подобных результатов Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:
1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств[4]
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
4) запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников;
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).
В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.
Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
- созывать собрания кредиторов;
- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.
В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов.[14]
Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, в котором указывается и размер вознаграждения управляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.
Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует заметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.
Главные действующие лица в процедуре банкротства
— банкротящееся лицо;
— кредиторы банкротящегося должника. Закон о банкротстве наделяет их существенными полномочиями. Действуют кредиторы путем голосования на собрании кредиторов по принципу: один рубль долга — один голос. Именно собрание кредиторов рассматривает отчеты управляющего и принимает решения о введении той или иной процедуры банкротства и обращении в суд с соответствующим ходатайством;
— временный управляющий – это должность арбитражного управляющего* в процедуре банкротства «наблюдение»;
— административный управляющий — в процедуре банкротства «финансовое оздоровление»;
— внешний управляющий — в процедуре банкротства «внешнее управление»;
— конкурсный управляющий — при «конкурсном производстве».
*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.
«Не всегда банкротство является для кредитора панацеей и реальной возможностью получить долг. В то же время и для должника банкротство не всегда катастрофа. Кредитору перед принятием решения о начале процедуры банкротства своего должника стоит взвесить все обстоятельства. Ведь в рамках исполнительного производства он вправе претендовать на все имущество должника. А в процессе банкротства его придется делить с остальными кредиторами.
Для должника банкротство может предоставить возможность реструктурировать долги без постоянного давления кредиторов и начисления штрафных санкций и продолжить свой бизнес дальше в нормальных условиях.
В любом случае советую обращаться к специалистам, которые могут провести анализ сложившейся конкретно у вас ситуации, предложить план действий и реализовать его».
Понятие и основания несостоятельности (банкротства) юридического лица
Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).
Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
- кредиторов по денежным обязательствам,
- о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
- исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
Законодательное регулирование банкротства
В число оснований принудительной и добровольной ликвидации предприятий (юридических лиц) включена их несостоятельность (банкротство). Она представляет собой неспособность удовлетворить свои долги в полной мере, что признает арбитражный суд. Также она предусмотрена для физических и юридических лиц, которые не способны исполнить обязанности, касающиеся уплаты обязательных платежей.
Если суд признает компанию банкротом, то далее следует процедура ликвидации, основная цель которой состоит в справедливом распределении оставшегося имущества между его кредиторами. Распределение происходит в рамках конкурсного производства.
Правовые основы банкротства заложены в Федеральном законе от 08 января 1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также эти вопросы частично рассматривает Гражданский Кодекс, включая 25, 56, 61, 64, 65 и другие статьи. Сегодня в большей мере отношения в сфере несостоятельности регулирует № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 2002 году (далее – Закон о банкротстве).
Помимо рассмотренного Закона можно выделить отдельно специальный – Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Закон о банкротстве представляет собой комплексный акт, который включает нормы процессуального и материального нрава. Использование АПК к отношениям несостоятельности обладает субсидиарным характером: он применим к вопросам, которые не способен регулировать Закон о банкротстве. Действующее законодательство устанавливает, что все дела о несостоятельности должен рассматривать только арбитражный суд.
Все системы регулирования несостоятельности, которые существуют в современном мире, делятся на 5 категорий: радикально «прокредиторские», «прокредиторские», «нейтральные», «продолжниковские» и радикально «продолжниковские». В число критериев подобной дифференциации необходимо включить превалирующую защиту интересов кредитора или должника. «Продолжниковская» система принята в США и Франции. Если рассматривать страны Европы, за исключением Франции, то там давно используется «прокредиторская» система.
В ходе анализа Закона о банкротстве, можно сделать вывод, что российская система банкротства современности больше относится к нейтральной. Она в большей степени дает возможность учитывать интересы всех заинтересованных сторон, что позволяет осуществить выбор компромиссного решения.
Действующие законы, касающиеся банкротства, касаются работы любой коммерческой компании (исключены казенные предприятия), некоммерческой организации, работающей как потребительский кооператив, благотворительного или иного фонда, индивидуального предпринимателя.
Осуществление принудительного банкротства происходит в соответствии с решением суда, а добровольное банкротство в соответствии с решением самого несостоятельного лица (банкрота). Иногда несостоятельные должники сами несут обязанность обращения в суд с заявлением о признании их банкротами.
Порядок ликвидации предприятия регулирует Закон о банкротстве. Юридическое лицо, представляющее собой коммерческую организацию, а также юридическое лицо, которое работает как потребительский кооператив или фонд, может вместе с кредиторами принимать решение, касающееся объявления себя банкротом (происходит добровольная ликвидация).
Закон о банкротстве в 3 статье рассматривает юридическое лицо в качестве лица, которое не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (выполнить обязанности по уплате обязательных платежей) в том случае, когда данные обязательства (обязанность) не исполняется им в течение 3 месяцев с момента предположительного исполнения. Здесь в действие вступает принцип неплатежеспособности, который гласит, что «должник не платит, значит не может».
Производство по делу, которое касается банкротства, может возбудить арбитражный суд в случае, когда требования к юридическому лицу в общей сумме составляют более 100 000 рублей, а к гражданину от 10 000 рублей. Данные требования должник не исполнил в течение 3 месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены.
В число оснований для возбуждения производства по делу включены:
- Заявление, написанное должником. Реализация прав на подачу заявлений в суд дает возможность ему под контролем суда начать удовлетворение требований кредиторов, освобождая себя от долгов. Закон о банкротстве в 9 статье рассматривает ситуации, когда подача заявления является обязанностью, а не правом должника. За неисполнение этой обязанности руководителей должника, участникой ликвидационной комиссии (ликвидаторов), индивидуальных предпринимателей возможно привлечь к ответственности. Решение о том, чтобы подать заявление принимается органом управления предприятия, который имеет право на принятие такого решения по учредительным документам; органом, который уполномочен собственником имущества должника – унитарного предприятия.
- Заявление, написанное кредитором. Право на подачу в арбитражный суд заявлений имеют только конкурсные кредиторы, исключая тех граждан, перед которыми должники несут ответственность за причинение вреда здоровью и жизни, а также учредителей предприятия по обязательствам, которые вытекают из этого участия. От имени РФ, в том числе ее субъектов и муниципальных образов��ний, могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления.
- Заявление, написанное прокурором, который имеет право обращения в арбитражный суд для возбуждения производства по делу в нескольких случаях:
- обнаружение признаков преднамеренной несостоятельности, которая представляет собой умышленное создание (увеличение) неплатежеспособности в личных целях руководителя, собственника коммерческой организации, гражданина;
- задолженность по обязательным платежам;
- наличие интересов кредитора по денежным обязательствам государства, одного из субъектов РФ или муниципального образования;
- другие случаи, предусмотренные ФЗ (например, признание несостоятельным отсутствующего должника).
- Заявление со стороны налогового и иных уполномоченного органа, написанное в соответствии с федеральным законодательством.
Для того чтобы провести процедуру банкротства, суд назначает арбитражного управляющего на некоторое время (внешний, конкурсный, временный).
Законодатель признает арбитражным управляющим гражданина РФ, который является участником саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Такая организация не может быть заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредитору, арбитражному управляющему.
Участники собрания кредиторов, имеющие право голоса, представляют собой конкурсных кредиторов, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве по требованиям обязательных платежей, – налоговые и прочие уполномоченные органы. В рамках собрания кредиторов могут участвовать представитель работников со стороны должника. Конкурсный кредитор, налоговый и прочий уполномоченный орган обладает на собрании количеством голосов, которое пропорционально сумме их требований.
Закон о банкротстве включает в компетенцию первого собрания кредиторов следующие действия:
- решение о введении финансового оздоровления, включая обращение в арбитраж с ходатайствами;
- решение о вводе внешнего управления, включая обращение в арбитражи с ходатайством;
- решение об обращении в арбитраж с ходатайствами, касающимися признания должника банкротом, в том числе открытие конкурсного производства;
- формирование комитета кредиторов, определение его количества и полномочий, избрание участников комитета кредиторов;
- формирование дополнительных требований к кандидатам на пост административного (конкурсного, внешнего) управляющего;
- выбор кандидата в арбитражные управляющие или саморегулируемой организации, из участников которой происходит утверждение арбитражного управляющего;
- осуществление выбора держателя реестра из тех реестродержателей, которые аккредитованы саморегулируемыми организациями и др.
Внешнее управление по своей сути есть важнейшая форма предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие возможности восстановить платежеспособность предпринимателя – должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства. Внешнее управление вводится на срок до двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Серьезные последствия введения внешнего управления – установление моратория, т. е. приостановление исполняемых должником денежных обязательств и платежей.
В процедуру внешнего управления, как и при наблюдении первым начинает активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.
С самого момента введения внешнего управления: руководитель должника отстраняется от должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника.
Некоторые полномочия внешнего управления могут быть сведены в две группы.
Первая связана с ревизией, проверкой действий совершенных хозяйствующим субъектом – должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому.
Вторая группа – составленная инициативная компетентная деятельность по выводу хозяйствующего субъекта из неплатежеспособного состояния.
Еще одной попыткой спасти предприятие, не способное удовлетворить требования кредиторов, является возможность заключить мировое соглашение между должником и конкурсным кредиторами (т. е. кредиторами, чьи требования признают арбитражным судом). Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Мировое соглашение может быть заключено лишь с определенным кругом конкурсных кредиторов. Мировое соглашение заключается в предоставлении должнику отсрочки или рассрочки в удовлетворении требований конкурсных кредиторов.
Мировое соглашение вступает в силу после утверждения его арбитражным судом и считается принятым, если за него высказалось не менее двух третей (исходя из сумм требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. Мировое соглашение может включать положения по поводу погашения обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, возникшие в течение года со дня открытия конкурсного производства.
Закон не допускает заключение мирового соглашения об отсрочке или рассрочке капитализации платежей, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан. Мировое соглашение не может быть заключено по задолженности по заработной плате, отчисления в Пенсионный фонд РФ, выплате пособий, вознаграждений по авторским и лицензионным договорам.
В течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом, кредиторы должны получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35 процентов суммы долга. Рассрочка платежа приводит к увеличению размера требований и определяется размером соглашения сторон.
Конкурсные кредиторы, не согласные на заключение мирового соглашения, сохраняет право на условия не худшие, чем для согласившихся на мировое соглашение кредиторов, требования которых отнесены к одной очереди.
Закон устанавливает, что при заключении мирового соглашения его условия (отсрочка и (или) рассрочка причитающихся кредиторам платежей или скидка с долгов, а также сложение недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и возврат излишне поступивших сумм) допускаются лишь в установленных случаях и порядке.
Мировое соглашение может быть расторгнуто на основании соглашения сторон или решения арбитражного суда. Последнее может иметь место в случаях, когда мировое соглашение не выполняется либо финансовое положение предприятия-должника продолжается ухудшается, а также в случае, когда должником совершены действия, которые наносят ущерб правам и законным интересам кредиторов. Расторжение мирового соглашения влечет возобновление производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Если мировое соглашение признано не действительным или было расторгнуто, то требования кредиторов, по которым была произведена отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей или скидка с долгов, в неудовлетворенной их части восстанавливаются в полном размере.
Что такое финансовое оздоровление
Оздоровление – это процедура, направленная на финансовую реабилитацию предприятия. В этом случае проводится восстановление платежеспособности компании и погашение имеющихся долгов перед кредиторами. Данная процедура может применяться только в том случае, когда у предприятия имеется любое залоговое имущество, банковская гарантия или любое другое поручительство. Максимальный срок для ее проведения – 2 года.
На этапе оздоровления контроль за всей деятельностью компании осуществляет финансовый управляющий. Он также составляет план выхода из финансового кризиса и предлагает методы, которые можно использовать для выплаты долгов кредиторам. Вся эта информация направляется на утверждение в арбитражный суд и собранию кредиторов. В случае если одобрение получено, план внедряется в действие и по итогам выполненной работы отправляется отчет в суд.
На этом этапе также нет блокировки счетов, ареста имущества и ограничения функций руководителя предприятия. Управляющий производит контроль за выполнением своевременного погашения задолженности, отчитывается перед арбитражным судом и собранием кредиторов. Если юридические лица не придерживаются установленного графика погашения долгов перед кредиторами, по согласованию с судебным органом управляющий инициирует следующий этап в деле о банкротстве — внешнее управление.
На практике процедура финансового оздоровления применима довольно редко. На ее осуществление потребуется достаточное количество денежных средств, в первую очередь на оплату услуг управляющего. А у несостоятельного должника обычно нет свободных средств.
Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевают круговую поруку «верхушки» компании по оплате долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.
Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы. Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ.
Особенности банкротства отдельных категорий предприятий
Рассмотрим некоторые особенности банкротства особых категорий организаций.
Градообразующее предприятие
Согласно действующему законодательству, градообразующая организация – это организация, численность персонала которой превышает ¼ работающих жителей данного населенного пункта.
Превышение штатной численности в размере 5 000 человек является основанием для отнесения предприятия к числу градообразующих.
Особенности банкротства градообразующих предприятий следующие:
- процедуры финансового оздоровления и внешнего управления отдаются в ведение РФ, ее субъекта или МО и влекут за собой предусмотренные законом особенности;
- если банкротство градообразующих предприятий привело к необходимости продажи имущества, то она проводится при условии сохранения покупателем 50% рабочих мест.