- Семейный юрист

Аналогичные рабочие места при проведении соут

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аналогичные рабочие места при проведении соут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 16 426-ФЗ предприятие, имеющее несколько одинаковых рабочих мест, имеет право проведения СОУТ только для 20% из них. При этом на все такие должности будет заполняться только одна карта СОУТ, а результаты, полученные в ходе выполнения измерений и анализа этих данных, будут распространены на все места, признанные аналогичными. Однако важно, что процедура проведения СОУТ в отношении идентичных должностей предусмотрена только при условии, что в результате организации замеров на 20% рабочих мест оценка будет осуществлена хотя бы на двух позициях. Это значит, что в полном смысле воспользоваться таким послаблением могут только компании, в которых количество идентичных позиций по СОУТ составляет не менее 10. Впрочем, если в организации существуют 8 или 9 должностей с одинаковыми характеристиками, провести СОУТ на двух из них тоже будет вполне достаточно.

Аналогичные рабочие места: выявление и оценка

Согласно части 6 статьи 9 федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ для аналогичных рабочих мест выделяют признаки: «расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

Один из первых шагов спецоценки — это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.

Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:

  • рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • условия работы идентичны или почти одинаковые;
  • персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
  • рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
  • при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.

Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.

Понятие специальной оценки труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Вследствие проведения специальной оценки труда:

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:

  • организации — штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
  • индивидуальных предпринимателей — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
  • должностных лиц организации — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • организацией — предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • индивидуальным предпринимателем — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • должностными лицами — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

Перечень рабочих мест, которые подлежат СОУТ

Разработка и подготовка особой бумаги – перечня рабочих мест для спецоценки – область ответственности комиссии, которая формируется непосредственно на предприятии и занимается решением вопросов, касающихся СОУТ. Процедура разработки документа должна быть завершена до момента начала спецоценки; также она обязательно должна быть утверждена комиссией и специалистом от компании, привлеченной для осуществления оценки.

Здесь необходимо четко обозначить, какие именно рабочие места будут заявлены на спецоценку. Важно учитывать особенности таких мест и их специфику. Последняя в контексте процедуры предполагает учет особенностей конкретных разновидностей мест, принципа аналогичности. Последний применим к рабочим местам, где персонал в процессе осуществления деятельности применяет не отличающийся друг от друга инструмент, исполняет полностью подобные функции и т. п.

В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.

Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:

  • рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • условия работы идентичны или почти одинаковые;
  • персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
  • рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
  • при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Читайте также:  Штрафы ГИБДД за детей без кресла 2023 перевозку

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.

Итак, данные рабочие места характеризует следующее:

  • они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
  • эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
  • работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
  • в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.

Если в ходе спецоценки будет выявлено хотя бы одно несоответствие рабочих мест по указанным признакам, СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, ранее объединенных в одну категорию.

Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих

Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.

К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.

Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.

Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.

Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.

В чем отличие нестационарных рабочих мест от стационарных?

Рабочим местом признают часть пространства, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. Можно выделить следующие признаки рабочего места (ст. 15, ч. шестая ст. 209 ТК РФ, ГОСТ 19605-74, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1974 г. № 636):

  • работник на этом месте выполняет свою трудовую функцию;
  • место оснащено необходимыми техническими средствами;
  • работодатель может прямо или косвенно контролировать рабочее место.

Трудовой кодекс подразумевает, что рабочие места можно разделить на стационарные и нестационарные. Закон о спецоценке выделяет рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами (п. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Как действовать по итогам спецоценки

Организация, проводившая спецоценку, оформляет ее результаты в виде отчета. Его подписывают члены комиссии и утверждает работодатель. В отчет включают сведения об организации, проводившей оценку; перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах; заключение экс- перта и др. (ч. 1–4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:  Ответственность генерального директора ООО по долгам общества

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Условия труда сотрудников признали вредными или опасными. В этом случае работодателю придется провести обязательные мероприятия. В частности, приобрести специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и обеспечить ими работников. Организовать проведение обязательных медицинских осмотров и установить сотрудникам гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом (ч. вторая ст. 219 ТК РФ). Перечень мероприятий включают в отчет о проведении специальной оценки условий труда.

Сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда вне зависимости от их класса и степени, нужно установить повышенную оплату труда. Минимальный размер увеличения составляет четыре процента оклада или тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. первая, вторая ст. 147 ТК РФ).

Если условия труда отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, то работникам, выполняющим работы на этих местах, необходимо установить сокращенную продолжительность рабочего времени. По общему правилу, не более 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ).

Работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени или опасным, положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет семь календарных дней (ч. первая, вторая ст. 117 ТК РФ).

Условия труда признали оптимальными или допустимыми. В такой ситуации мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка, не планируют. Все замечания устраняют в оперативном порядке, а рабочие места считают соответствующими государственным требованиям охраны труда.

Что следует понимать под СОУТ

Специальная оценка условий труда – целый комплекс выполняемых одно за другим мероприятий, направленных на определение опасных и/или вредных факторов среды производства и оценки степени их воздействия на сотрудника, учитывающей фактические значения их отклонений от утвержденных Правительством РФ нормативов по организации безопасных условий труда.

ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ относит практически все рабочие места на предприятиях, организациях, фирмах к категории, по которой следует в обязательном порядке провести по специальной схеме оценку предоставляемых условий труда сотрудникам, за исключением нижеследующих случаев.

Для каких категорий работников разрешено не выполнять специальную процедуру по оценке предоставляемых условий труда сотрудников (п.3, ст. 3 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ)

  • работников, работающих дистанционно;
  • работников, работающих на дому (надомников);
  • работников, работодатели которых не являются индивидуальными предпринимателями;
  • работников, работодателями которых являются религиозные организации.

Кроме того, существует закрепленный законодательно список отдельных мест работы на предприятиях с определенными видами деятельности, обладающих специфическими свойствами, по которым также в обязательном порядке должна быть проведена специальная процедура по оценке предлагаемых условий труда для работников (Постановление Правительства РФ от 14.04.2014г. № 290). Проведение специальной процедуры по оценке воздействия условий труда на работника в таких случаях осуществляется с учетом тех особенностей, которые установлены уполномоченным органом федеральной исполнительной власти.

Список предприятий (отделений), которые осуществляют некоторые виды деятельности, при проведении специальной процедуры по оценке воздействия условий труда рабочих мест на сотрудников где применяются особенности, установленные органом федеральной исполнительной власти:

  • Суда:

– морские;

– речные;

– суда внутреннего плавания;

– занимающиеся промыслом рыбы.

  • Суда воздушной авиации гражданского направления.
  • Организации по оказанию скорой (специализированной) помощи.
  • Отделения интенсивной терапии, реанимации, операционные.
  • Отделения медицинских учреждений по выполнению диагностики и непосредственного лечения с помощью специальной медицинской аппаратуры(приборы, аппараты, оборудование и др.).
  • Организации, которые занимаются подготовкой к проведению спортивных соревнований.
  • Средства массовой информации, театры, цирки и т.д.
  • Предприятия с ядерно- и радиационно- опасными производствами.
  • Предприятия связанные с организацией работы водолазов.
  • Предприятия, деятельность которых осуществляется в сфере чрезвычайного воздействия газовой среды и воздушной среды.
  • Предприятия, связанные с выполнением подземных работ.
  • Городской пассажирский транспорт.
  • Медицинские отделения по оказанию помощи больным с психическими расстройствами.
  • Предприятия, которые работают в направлениях по изготовлению, проведению испытаний, переработкой, утилизацией и хранением взрывчатых веществ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *