- Наследование

Налоговые требования: какие бывают, как отвечать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые требования: какие бывают, как отвечать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если на ЕНС будет числиться отрицательное сальдо, налогоплательщик получит от ФНС требование об уплате задолженности (прил. 1 к Приказу ФНС от 2 декабря 2022 года № ЕД-7-8/1151@), из которого можно будет узнать размер текущего долга по налогам. Это и будет являться извещением плательщика об отрицательном сальдо ЕНС.

Штрафы за неисполнение требования по уплате налогов

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведёт к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры:

  • пени — это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Для организаций ставка равна одной трёхсотой ставки рефинансирования за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) и начиная с 31-го календарного дня такой просрочки, одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определённые сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; банк должен отвечать требованиям, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определённые сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счёт стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика

Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному ­исполнению своих решений.

Требование об уплате налога (штрафа) должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (штрафа), налоговая инспекция принимает решение о взыскании. Инспекторы выносят такое решение не позднее двух месяцев после истечения срока добровольной уплаты. Решение о взыскании доводится до сведения предпринимателя в течение шести дней после его вынесения.

Если же налоговики не уложились в указанный двухмесячный срок, то взыскать недоимку с предпринимателя можно уже только через суд.

Заявление о взыскании с предпринимателя налога (штрафа) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

На основании решения о взыскании в течение одного месяца налоговая инспекция направляет в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, поручение на перечисление сумм налога (штрафа) в бюджет. Это поручение подлежит безусловному исполнению банком (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Банк обязан исполнить его в течение следующего операционного дня, если счет рублевый, и в течение двух последующих операционных дней, если счет валютный, по получении инкассового поручения. Взыскание с валютных счетов производится при недостаточности средств для погашения налога и налоговых санкций на рублевых счетах. Такие изменения в отношении валютного счета вступили в силу с 1 января 2007 г.

При отсутствии или недостатке средств для исполнения инкассового поручения банк, в который поступил исполнительных документ, обязан исполнять его по мере поступления денежных средств на счета. И так же, в течение одного дня, он списывает средства с рублевого счета, а в течение двух – с валютного.

Налоговый орган вправе взыскать «налоговый» долг за счет иного имущества индивидуального предпринимателя (п. 7 ст. 46 НК РФ), но только после того, как удостоверится в том, что денежные средства на счетах предпринимателя в банках отсутствуют. Иначе такие решения и постановления будут незаконными.

Если налоговый орган взыскал штраф за счет имущества, минуя банковские счета предпринимателя, то ему следует обратиться в суд с иском о признании незаконными актов налогового органа – решения и постановления о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Суд признает такие действия налоговиков противоречащими порядку взыскания санкций (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-3824/2006(27379-А27-37) от 16 октября 2006 г.).

Приостановление операций по счету до вынесения решения о взыскании налога

Напомним, что ст. 76 НК РФ предусматривает два случая, когда налоговый орган может приостановить операции по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банке:
неисполнение требований налогового органа об уплате налогов и сборов (пеней, штрафов);
непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении срока ее представления.
Однако существует еще одна норма: в п. 10 ст. 101 НК РФ указано, что после вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) для обеспечения исполнения такого решения инспекция вправе принять обеспечительные меры. К таким мерам относится в том числе приостановление операций по счетам налогоплательщика, которое должно производиться в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. В то же время в п. 2 ст. 76 НК РФ сказано, что налоговый орган до применения указанных обеспечительных мер должен вынести решение о взыскании налога, а это невозможно до тех пор, пока не вступило в силу решение о привлечении к ответственности и налогоплательщиком не выполнено требование об уплате налога.
В связи с этим возникает вопрос: может ли инспекция приостановить операции по счетам налогоплательщика до принятия решения о взыскании налога в целях исполнения решения, вынесенного по результатам проверки?
Четкий ответ на него в законодательстве до недавнего времени отсутствовал, правоприменительная практика также не была однозначной: часть судов приходили к выводу о том, что приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога правомерно. Обосновывалось это тем, что п. 2 ст. 76 НК РФ не применяется, если операции по счету приостанавливаются в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 101 НК РФ, поэтому приостановление операций по счету налогоплательщика возможно и до выставления требования об уплате налога.

Читайте также:  Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка

Однако существовала и другая позиция: в соответствии со ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно, если уже принято решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Соответственно, приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога неправомерно.

С вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ в п. 1 ст. 76 НК РФ, эта проблема «двоякого толкования» потеряла актуальность. Согласно новой редакции данной нормы приостановление операций по счетам в банке в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ признается исключением и выносить решение о взыскании налога инспекции не нужно. В п. 13 ст. 101 НК РФ теперь говорится о том, что копия решения о принятии обеспечительных мер, а также об их отмене вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Начисление пеней на недоимку

Необходимо отметить, что далеко не все изменения налогового законодательства имеют для налогоплательщиков положительное значение. Так, ранее п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривал, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках. Теперь данное правило изменено. С вступлением в силу поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ, если операции по счетам в банке были приостановлены по решению налогового органа, то на сумму недоимки, возникшей в результате такого приостановления, начисляются пени. Если же решение о приостановлении расходных операций было принято судом, то пеней не будет.
Ранее данная норма по-разному трактовалась судами. Со ссылкой на п. 1 ст. 76 НК РФ, которым установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, пеней и штрафов, отдельные суды признавали начисление пеней на недоимку при приостановлении операций по счетам правомерным (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2010 N А21-5524/2009 и от 27.11.2008 N А42-1912/2008, ФАС Уральского округа от 27.04.2010 N Ф09-2769/10-С3). Налогоплательщик не представил доказательств того, что приостановление операций по его счетам повлекло несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Суд указал, что само по себе наличие решений инспекции о приостановлении операций по счетам в банке не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплатить пени.

Хотя существовали и решения, вынесенные в пользу налогоплательщика. Так, в Постановлении от 16.11.2009 N А55-16626/2008 ФАС Поволжского округа, руководствуясь п. 3 ст. 75 НК РФ, указал на то, что было произведено неправомерное начисление пеней на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции налогоплательщика в банке. В решении суда отмечено, что инспекция не доказала, что налогоплательщик осуществлял хозяйственную деятельность за периоды начисления пеней и мог погасить недоимку. Аналогичные выводы содержит и Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2009 N А55-4678/2009.
Новая редакция анализируемой нормы позволяет сделать однозначный вывод и снять указанные противоречия. Таким образом, принятие Закона N 229-ФЗ способствует прояснению ряда спорных ситуаций, связанных с блокировкой расчетных счетов.

Погашение задолженности по страховым взносам

Если выявлен долг, то его следует погасить в период, отраженный в требовании фонда. Лучше это сделать в отведенный срок добровольно, платить все равно придется, только сумма пени и штрафа может существенно увеличиться. В требовании указывается уже рассчитанная сумма к уплате с учетом всех штрафных санкций. Штраф может составить от 20 до 40% от суммы долга. Максимальные санкции предусмотрены при умышленном занижении суммы к уплате.

Если в отчетности сумма взносов рассчитана правильно, но сам взнос не перечислен, то штраф платить не придется, но пени на сумму долга будут начислены за каждый просроченный день.

Пени = сумма долга * количество дней просрочки * ставка рефинансирования.

Перечисление производится в местное отделение фонда, где страхователь или застрахованное лицо стоит на учете. Реквизиты для оплаты указываются в требовании фонда, уточнить их можно в отделении ПФР, куда перечисляются деньги.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Выход на пенсию — таблица выхода с 2023 года для мужчин и женщин

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Варианты решения проблемы

Согласно пп. 2 и 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ, обеспечительной мерой для сложившейся ситуации может являться запрещение налоговому органу совершать определенные действия, касающиеся предмета спора или приостановить действие оспариваемого акта. Как указано в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. То есть, если обжалуется требование, решение о взыскании налога, пени, штрафа, то в результате принятия обеспечительных мер налоговый орган будет лишен права осуществлять процедуры принудительного взыскания указанных сумм.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 96 АПК РФ обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Таким образом, если налогоплательщик выиграет судебный спор, то в результате принятия обеспечительных мер по иску с него так и не будут взысканы оспариваемые суммы, чего он навряд ли бы избежал, если такие меры не были им своевременно приняты.

Однако при принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования необходимо учитывать интересы не только заявителя, но и второй стороны спора, в данном случае публичных интересов государства. Что будет, если спор по существу будет рассмотрен не в пользу заявителя? Ведь в таком случае можно предположить, что бюджет пострадал, так как средства поступят в него значительно позже, чем могли бы поступить в случае непринятия обеспечительных мер. Но такое предположение не совсем верно. Так, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик обязан уплатить пени за каждый день просрочки. Принятие обеспечительных мер не приостанавливает начисление пеней (п. п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ). Таким образом, публичные интересы государства будут полностью соблюдены. В бюджет поступят пени в большей сумме, чем она была бы при взыскании недоимки в бесспорном порядке.

Кроме того, сумма излишне взысканного налога и пени подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога, пени начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ). Как видно, не принимая обеспечительных мер и давая налоговому органу возможность взыскать суммы недоимки и пени в случае принятия решения по существу в пользу налогоплательщика, из бюджета придется возвратить средства в большем размере, чем они туда поступили.

Судебное обжалование налоговых сборов: когда нужно обращаться в суд?

Получив требование, выставленное на основании решения, принятого по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган и одновременно обратиться в суд, или же сразу обжаловать требование в судебном порядке. Налоговым кодексом предусмотрен ряд конкретных требований к составлению документа, направленного на взыскание, и определена процедура его исполнения. Поэтому нарушения, допущенные налоговой инспекцией, могут являться основанием для признания требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов недействительным.

При судебном обжаловании требования об уплате налогов, направленных на взыскание недоимки, дополнительно следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Основным плюсом являются сроки для принятия решения по жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган, так как они меньше чем сроки, установленные для принятия решения судом, а сама жалоба рассматривается без оплаты государственной пошлины.

Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца с момента, когда стало известно о нарушении ваших прав и интересов. В большинстве случае это дата получения организацией требования. В случае взыскания недоимки налоговой инспекцией, с заявлением в суд о возврате излишне взысканных сумм налога (сбора, штрафа, пени) можно обратиться в течение трех лет с момента получения информации о взыскании задолженности.

Так как подача жалобы или обращение в суд не приостанавливает действие требования, при обращении в суд с требованием о признании недействительным акта (незаконными действий) налоговой инспекции необходимо подать заявление о принятии обеспечительных мер. Такое заявление можно подать на любой стадии процесса, но лучше сделать это одновременно с подачей искового заявления, включив его в текст, либо отдельно на бумажном носителе через канцелярию суда или по почте. Если к моменту подачи заявления в суд суммы недоимки уже взысканы налоговой инспекцией, необходимо заявить материальные требования о возврате не только излишних сумм налогов, штрафов, пеней, но сумму процентов.

Блокировка электронных платежей

Правила о приостановлении движения по счету в банке так же применяются для приостановления движения электронных платежей налогоплательщика.

ВАЖНО:

Существенно осложняет положение налогоплательщика не одинаковые процедуры установления приостановления счета и снятие приостановления.

Приостановление направляется из налоговой в банк по электронным каналам и принимается налоговой по своим (имеющимся у налоговой) документам (формально) (часть 8 статьи 76 Налогового кодекса).

При этом выставить приостановление налоговая может на несколько счетов. А банк обязан бесспорно исполнять приостановление с момента получения решения о приостановлении до получения решения об отмене.

Снятие приостановления по счету так же производится по отдельному решению инспекции, и возможно не ранее получения налоговой документов об уплате налогов. (часть 8 статьи 76 Налогового кодекса РФ).

Учитывая время на уплату налога, а это возможно только загнав на счет деньги, получение подтверждающего документа – как минимум выписки по счету, срок подачи налплатом соответствующего заявления и приложения документов об оплате, день на рассмотрение в налоговой, получаем – около недели, от даты обнаружения приостановления счета налплатом.

И это, при наличии «свободных» денег для закачки на счет.

Инспекция после проверки и доначисления налогов сразу «заморозила» счет организации? Блокировка расчетного счета по подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ

Все чаще встречается ситуация, когда налоговый орган одновременно с решением по итогам проверки принимает решение об обеспечительных мерах.

Что такое обеспечительные меры? Это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке.

Читайте также:  Зачем нужна квитанция к приходному кассовому ордеру в 2023 году

В чем особенность обеспечительных мер? Контролирующие органы считают, что необязательно ждать вступления в законную силу решения по итогам проверки (п. 14 Письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309@). То есть инспекция сразу после проверки и доначисления налогов может «заморозить» счет организации.

Включая такие меры в Налоговый кодекс, законодатель предполагал, что они должны приниматься, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Однако, что понимается под достаточными основаниями для их принятия, далеко не всегда понятно даже судам.

Типичный пример спорной ситуации: инспекция после проверки и доначисления налогов сразу «заморозила» счет организации. Обеспечительную меру проверяющие обосновали, в частности, тем, что у налогоплательщика нет недвижимости и транспортных средств, зато имеется кредиторская задолженность в крупном размере. Однако суды посчитали, что инспекция не доказала необходимость блокировки расчетного счета и признали действия инспекции незаконными (постановление АС Поволжского округа от 19 февраля 2019 г. по делу № А12-17616/2018).

Приостановить операции по счетам в качестве обеспечительной меры налоговики могут, только если стоимость имущества компании за минусом денег меньше общей суммы доначислений, т.е. если эта стоимость не перекрывает недоимку, пени и штрафы.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения, должно быть передано налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после даты его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ). Решение же об отмене блокировки расчетного счета принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на заблокированном счете сумма средств превышает ту, что указана в решении о блокировке, компания имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление составляется в свободной форме. В нем следует указать номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности, и номера счетов, которые следует разблокировать. Налоговый орган в двухдневный срок должен принять решение об отмене блокировки по отдельным счетам.

Также налогоплательщик может попросить налоговый орган о замене обеспечительных мер поручительством другого лица, гарантией банка или залогом имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Итак, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам компании как после вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, так и сразу после проверки, применив подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Именно в такой ситуации оказался один из банков‑налогоплательщиков, когда по результатам выездной проверки налоговый орган пытался с него взыскать почти 328 млн руб. (Постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2011 года № КА‑А40/1010‑11). На основании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган выставил банку соответствующее требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени. Банк в свою очередь подал иск о признании указанного требования недействительным. Но учитывая, что сам факт оспаривания ненормативного акта налогового органа не является основанием для его неисполнения, банк одновременно, как это и предусмотрено п. 3 ст. 199 АПК РФ, обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требования налогового органа до вынесения судебного акта по существу спора.

Заметим, что наличие заявления является обязательным условием для принятия обеспечительных мер. Суд не вправе принимать такие меры самостоятельно, даже если по своему убеждению он признает, что непринятие данных мер причинит значительный ущерб стороне дела. Следовательно, все бремя ответственности по своевременной подаче заявления полностью несет заявитель.

Предметом заявленных банком требований является признание недействительным акта налогового органа. Мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по настоящему делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию средств на основании оспариваемого акта.

Таким образом, банк попытался обезопасить себя от негативных последствий, связанных с взысканием значительной суммы денежных средств, в то время как само требование, на основании которого такое взыскание и осуществлялось, оспаривалось банком в судебном порядке.

Списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика

Требование об уплате налога (штрафа) должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (штрафа), налоговая инспекция принимает решение о взыскании. Инспекторы выносят такое решение не позднее двух месяцев после истечения срока добровольной уплаты. Решение о взыскании доводится до сведения предпринимателя в течение шести дней после его вынесения.

Если же налоговики не уложились в указанный двухмесячный срок, то взыскать недоимку с предпринимателя можно уже только через суд.

Заявление о взыскании с предпринимателя налога (штрафа) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

На основании решения о взыскании в течение одного месяца налоговая инспекция направляет в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, поручение на перечисление сумм налога (штрафа) в бюджет. Это поручение подлежит безусловному исполнению банком (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Банк обязан исполнить его в течение следующего операционного дня, если счет рублевый, и в течение двух последующих операционных дней, если счет валютный, по получении инкассового поручения. Взыскание с валютных счетов производится при недостаточности средств для погашения налога и налоговых санкций на рублевых счетах. Такие изменения в отношении валютного счета вступили в силу с 1 января 2007 г.

При отсутствии или недостатке средств для исполнения инкассового поручения банк, в который поступил исполнительных документ, обязан исполнять его по мере поступления денежных средств на счета. И так же, в течение одного дня, он списывает средства с рублевого счета, а в течение двух – с валютного.

Налоговый орган вправе взыскать «налоговый» долг за счет иного имущества индивидуального предпринимателя (п. 7 ст. 46 НК РФ), но только после того, как удостоверится в том, что денежные средства на счетах предпринимателя в банках отсутствуют. Иначе такие решения и постановления будут незаконными.

Если налоговый орган взыскал штраф за счет имущества, минуя банковские счета предпринимателя, то ему следует обратиться в суд с иском о признании незаконными актов налогового органа – решения и постановления о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Суд признает такие действия налоговиков противоречащими порядку взыскания санкций (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-3824/2006(27379-А27-37) от 16 октября 2006 г.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *