Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы: что это такое, виды, плательщики, расчет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Тарифы по страховым взносам «на травматизм»
Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).
При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).
В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).
Страховые взносы в 2022 году
Всего на страховые взносы отчисляется 30%, из них только медицинское страхование в размере 5,1%. Данные тарифы действуют до 2022 года. Однако уже есть документы, которые пока приостановлены в действии, указывающие на постепенное увеличение платежей. Однако нововведения уже коснулись индивидуальных предпринимателей. Их регулярные взносы увеличатся почти на четыре тысячи рублей.
Страховые взносы в 2022 году. Каждый работающий гражданин обязан уплачивать страховой взнос в бюджет страны. Если это физическое лицо, работающее в найме, то за него эти взносы платит работодатель еще до начисления заработной платы. Фактически, наемный сотрудник даже не видит, сколько взносов его организация внесла за все время работы. Только лишь по запросу отдельной справки. Если человек самостоятельно работает как физическое лицо или как индивидуальный предприниматель, то он обязан оплачивать их сам. Платежи эти являются обязательными, независимо от деятельности и наличия либо отсутствия прибыли организации. Размер фиксируется на каждый год, чаще оплачивают их поквартально.
Понижение тарифов страховых взносов в 2022 году для УСН
1 августа 2022 года Министерство финансов опубликовало информацию о том, для кого в 2022 году сохранятся пониженные тарифы. Известно, что они затронут также и индивидуальных предпринимателей, которые начиная с 2022 года, могут следовать упрощенной системе налогообложения. Однако подобное право получат не все физические и юридические лица. Пониженные тариф страховых взносов затронет только некоторые группы организаций и ИП.
Известно, что уже с 1 января 2022 года тарифы на страховые взносы существенно поменяются. Но до тех пор, ИП и организации могут свободно платить по пониженным ставкам в случаях, установленных законом. Например, по упрощенной системе налогообложения могут пройти только те компании и предприниматели, чья деятельность прописана в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным
Умный потребитель
/ 12 октября 2021 17:09
Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.
Контроль в сфере налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляет Федеральная налоговая служба
Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.
С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).
Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.
На вопросы налогоплательщиков отвечает государственный советник налоговой службы II ранга И
В соответствии с п. 2.13 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России от 18.02.97 № ВД-1-24/336, порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации.
Определение термина “железная дорога” дано в ст. 2 Закона РФ от 25.08.95 № 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте”, в соответствии с которым “железная дорога” — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав.
Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет
Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.
С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.
Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).
В какой бюджет уплачиваются страховые взносы в федеральный или местный
Начиная с 1 января 2021 года все страховые взносы, за исключением взносов ФСС на «травматизм», нужно перечислять в свою налоговую инспекцию: предпринимателям по месту жительства, а организациям по месту нахождения. Это относится не только к страхвзносам, начисленным в 2021 году, но и к тем, которые уплачиваются за прошлые отчетные периоды до 01.01.2021 г. Например, страховые взносы за декабрь 2021 года в январе 2021 нужно платить уже в ИФНС по новым КБК, несмотря на то, что сдавать расчеты взносов за 2021 год надо все еще в фонды.
Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий.
Даже человек, далекий от проблем налогообложения, слышал, что планируется переход от налога на имущество физических лиц и земельного налога к налогу на недвижимость. Об этом много говорили и СМИ, и представители Минфина.
Как сказано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.2013: в настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона №51763‑4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему включение в налоговую систему РФ налога на недвижимое имущество. Речь идет о том самом законопроекте, который в итоге стал Федеральным законом №284‑ФЗ.
Федеральный закон №284‑ФЗ рождался непросто: он был внесен в Госдуму 11.05.2004. И долгих 10 лет решения по нему не принималось. И только в июне 2014 года началось новое рассмотрение.
Отметим, что пока Федеральный закон №284‑ФЗ обрел свой окончательный вид, он кардинально видоизменился, начиная с названия и заканчивая существом вопроса.
Как сказано в пояснительной записке к данному законопроекту, он направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. Основная цель законопроекта– установить местный налог на недвижимость жилого назначения и определить порядок введения этого налога.
Изначально планировалось ввести налог для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Этот местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.
Установление местного налога на недвижимость и определение его основных элементов путем принятия соответствующей главы Налогового кодекса должно было обеспечить реализацию реформы налогообложения недвижимости в масштабах РФ путем постепенного, по мере готовности, его введения решениями представительных органов местного самоуправления в период до 1 января 2007 года.
Первоначальный вариант законопроекта, представленный на первом чтении в Госдуме, предусматривал дополнение НК РФ гл. 31 «Местный налог на недвижимость», также фигурировало такое понятие, как «оценочная стоимость объектов недвижимого имущества», к объектам налогообложения относились земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости и выделенные под строительство указанных объектов.
Но уже ко второму чтению, которое было в 2014 году, законопроект обрел вид, близкий к тому, который был фактически принят. И вместо местного налога на недвижимость в НК РФ введена гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».
Начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусмотреть иной порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней, то есть федеральным и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Страховые Взносы В Какой Бюджет Платятся
Начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.
На мой взгляд, такая система недостаточно эффективна, — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. — Поскольку не стимулирует регионы к собственному развитию и порождает иждивенческие настроения: когда слабые регионы, рассчитывая на дотации и финансовую помощь, не заинтересованы в расширении собственной налоговой базы за счет активизации бизнес-процессов, повышения инвестиционного и делового климата», – говорит эксперт. — Необходимо, чтобы была налажена работа по повышению конкурентоспособности регионов, а как следствие, и всей России. Доходы областного бюджета по итогам 2022 года составили 46,6 млрд рублей, из них налоговые доходы — 27,3 млрд рублей.
Отчетность по страховым взносам в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 все страховые взносы исчисляются автоматически в соответствии с указанными тарифами по каждому физическому лицу на закладке Взносы при заполнении документов:
- Начисление зарплаты и взносов;
- Увольнение;
- Отпуск по уходу за ребенком.
Проанализировать расчет взносов удобно с помощью отчета Анализ взносов в фонды. Встроенный в 1С сервис 1С-Отчетность позволяет сдать регламентированную отчетность в контролирующие органы, в том числе в ФНС России, ПФР, ФСС непосредственно из программы 1С, без выгрузок и загрузок в другие программы.
В сервисе поддерживается автоматическое заполнение регламентированных отчетов, в том числе Расчет страховых взносов и 4-ФСС. Сервис 1С-Отчетность позволяет:
- отправлять электронную отчетность в контролирующие органы непосредственно из программы в электронном виде с использованием электронной подписи;
- производить запросы справок о состоянии расчетов;
- получать ответы на требования и другие виды электронного взаимодействия с контролирующими органами;
- визуально контролировать статус документооборота с контролирующими органами.
Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, организации-работодателя в охране здоровья граждан.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на их территории.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Средства Фонда находятся в государственной собственности.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Управление ФФОМС осуществляется правлением во главе с председателем, состав правления утверждается Правительством РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- ведет реестры страховых медицинских организаций, медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, экспертов качества медицинской помощи, застрахованных лиц и т. д.
Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководят деятельностью фонда правление и директор, состав правления утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, директор назначается им же по согласованию с ФФОМС. Контроль осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и ФФОМС, которым фонд подотчетен.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):
- аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ФФОМС;
- по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд, в котором выдан полис, возмещает указанные расходы;
- участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
- осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций;
- собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и медицинской помощи, оказанной им;
- ведет территориальные реестры и т. д.
Для выполнения своих функций ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы и представительства.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются:
- за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
- недоимок, пеней, штрафов по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;
- доходов от размещения временно свободных средств ФФОМС;
- штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
- межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых ФФОМС;
- прочих поступлений.
Наряду с указанными доходами в бюджет ФФОМС зачисляются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за налоговые периоды до 2011 г. в соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются:
- за счет доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;
- штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
- субвенций и других межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС;
- межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
- прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.