- Наследование

Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если при составлении схемы ДТП в 2022 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2022 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Правила составления документа

Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:

  • место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
  • ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
  • дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
  • дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
  • расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
  • направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.

Можно ли оспорить документ

Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:

  • доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
  • водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.

Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:

  1. Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
  2. Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
  3. Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.
Читайте также:  Возражения относительно исполнения судебного приказа ГПК

Правила: как оформить?

Строгих правил, которым нужно следовать, нет. Главным критерием этого рисунка является чёткость изображения, понятная трактовка, не вызывающая дополнительных вопросов.

Лучше воспользоваться готовыми образцами и обратить особое внимание на следующие данные:

  • дата и время происшествия, наименование местности;
  • расположение улиц с их названиями;
  • перекрестки, трамвайные пути, светофоры (с уточнением цвета в момент аварии), дорожная разметка, знаки и островки безопасности;
  • объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны;
  • обозначение машин буквами «А», «Б» (в виде простых геометрических фигур);
  • расположение авто в момент происшествия;
  • направление, в котором двигался транспорт, отмеченное стрелками;
  • место удара (или ударов) – указывается крестиком;
  • другой транспорт, если он препятствовал движению и причастен к ДТП;
  • прочие важные детали – следы торможения, заноса, осколки.

Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна

На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.

Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.

Опротестовать изображение можно, если:

  • информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
  • схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
  • рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).

Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.

Обычно исправление схемы происходит путем:

  • восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
  • опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).

Как оформить мелкое ДТП самостоятельно?

Небольшое происшествие на дороге можно оформить самостоятельно. Однако, при этом следует внимательно оценить ситуацию, так как под нормы Европротокола подходят не все ДТП.

Оформление аварии самостоятельно возможно в таких случаях:

  • в ДТП нет пострадавших, ущерб нанесен только автомобилю;
  • виновник признал свою вину, и у участников нет других разногласий;
  • оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО или Грин-карту.

Если все условия соблюдены, то можете приступить к оформлению неприятной ситуации на дороге для страховой компании.

Если у вас нет инструкции, то скачать и распечатать её можно с официального сайта ГИБДД. Если же вы полагаетесь на свою память, то наши рекомендации можно легко запомнить.

Действуем по плану:

  1. Вас ударили! Немедленно остановите автомобиль и включите аварийную сигнализацию. Выйдите из машины и обозначьте место происшествия аварийными знаками. Если ситуация произошла в темное время суток на плохо освещаемой дороге, не поленитесь и наденьте светоотражающий жилет.
  2. Если есть очевидцы вашей аварии, обязательно запишите их фамилии, адреса и телефоны. Возможно, другие водители остановятся помочь вам, поинтересуйтесь, не был ли у них в машине включен видеорегистратор.
  3. Проверьте наличие действующих полиса ОСАГО или Грин-карты у второго участника ДТП. Для оформления Европротокола второй участник должен быть согласен с обстоятельствами аварии.
  4. Ущерб, который на сегодняшний день покрывает ОСАГО по Европротоколу, в большинстве случаев составляет 100 тысяч рублей. Поэтому, оценивая повреждения автомобиля в большую сумму, вам нужно понимать, что для этого придется вызывать работников дорожного патруля.
  5. Участникам необходимо заполнить Извещение о ДТП, которое является доказательством произошедшего, а также составить схему происшествия в данном документе.
  6. Европротокол вместе с другими документами направляется в страховую компанию виновника для назначения выплаты компенсации. Однако, потерпевший может обратиться и за прямым возмещением ущерба к своему страховщику.
Читайте также:  Что символизирует флаг Китая. Флаги гонконга и макао

Основания для оформления

Схема действий при ДТП и процедура подготовки бумаг без сотрудников Госавтоинспекции неизменно включают в себя заполнение Европротокола – специального бланка извещения.

Самостоятельный способ задокументировать произошедшее быстро и не создавать пробок на дороге, регламентируется в ст. 11.1 закона №40-ФЗ, включая следующие условия:

  • пострадали лишь 2 транспортных средства, гражданская ответственность застрахована;
  • нет пострадавших и летальных исходов, вред иному имуществу (помимо машин) также не причинен;
  • отсутствуют спорные моменты, связанные с повреждениями автомобилей;
  • размер ущерба автомобиля составляет не более 50 тыс. руб.

Если обстоятельства аварии не соответствуют перечисленным требованиям, заниматься оформлением ДТП нужно в стандартном порядке.

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Документ будет иметь полную юридическую силу, если участники его подпишут.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

В 2018 году оформление аварии может проводиться несколькими методами:

  1. Документы заполняют сами участники дорожного столкновения. В таком случае для составления схемы ими используется Европротокол.
  2. Составляет сам сотрудник ГИБДД. Он также может нарисовать схему, если водители не в состоянии сделать это сами. Преимущество этого способа состоит в профессиональном подходе при подготовке первичных документов.

Европротокол – специальный пакет документов, что позволяет любому водителю самостоятельно оформить ДТП без полиции. Для этого нужно заполнить извещение. Если оформить все правильно, то документ послужит в качестве компенсации убытков со стороны автостраховщика.

Оформление по Европротоколу даёт возможность самому составить документы, после чего покинуть место аварии, чтобы не создавать помехи в движении, а также не терять своё время. Такое правило регламентировано Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности».

В ходе оформления надо знать основные условия для Европротокола:

  • в ДТП участвовали только 2 машины и оба водителя имеют страховку;
  • нет жертв аварии, а также нанесения вреда третьим лицам или другому имуществу;
  • виновник признаёт вину, и нет разногласий в ходе аварии;
  • стоимость компенсационной выплаты не превышает 50000 рублей.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Читайте также:  При какой сумме долга за коммунальные услуги подают в суд Беларусь

Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД

Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.

Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.

Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.

Правила изображения схемы ДТП для страховой компании?

Схему можно изобразить на отдельном листе формата А4 (если ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД) либо в п. 17 европротокола. Если данная схема составляется водителями самостоятельно, ее следует изображать в бланке «Извещение о ДТП», который составлен из основного листа и вкладыша, куда должны копироваться данные, вносимые в основной лист. Обе бумаги имеют равную юридическую силу.

На лист наносится положение участка, на котором случилось столкновение, указываются названия улиц, номеров домов, которые расположены рядом, торговых центров и прочих возможных ориентиров, знаков, светофоров, разметок и т. п.

Сначала на бумагу схематично наносят положение автомобилей при столкновении и (обычно машины изображают в форме прямоугольников) обозначают их «А», «В» и т. д. Направления движения на рисунке ДТП изображаются стрелками. Место столкновения обозначено знаком «Х». Ниже приводится расшифровка всех имеющихся в схеме условных обозначений.

Требования к оформлению

При составлении документов, относящихся к дорожному происшествию, важно учитывать многочисленные требования. Желательно заранее хорошо изучить образец схемы ДТП, чтобы не возникло сложностей с ее составлением.

К основным требованиям к этому документу относится:

  • делается на отдельном листе формата А4, если составляется документ автоинспектором;
  • если заполняется европротокол, то схематически изображаются автомобили на специальном участке документа;
  • сверху документа указывается его название;
  • прописывается дата составления документации;
  • на плане отражаются все элементы, имеющие отношение к аварии, поэтому рисуются автомобили, дорожные знаки, разметка на дорожном покрытии, здания или иные предметы, располагающиеся в непосредственной близости;
  • документ подписывается сотрудниками ГИБДД и водителями, а также привлекаются к этому процессу свидетели, если они имеются;
  • не допускается наличие разных ошибок или исправлений, так как они могут стать основанием для отказа страховой компании выплачивать компенсацию;
  • разрешается при необходимости вносить разные поправки или дополнения, но они заверяются подписями обоих водителей.

Если план будет составлен с нарушениями, то сотрудники страховой фирмы не смогут получить нужную информацию. Это приведет к дополнительному расследованию, поэтому водители должны хорошо разбираться в том, как составить схему ДТП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *