- Наследование

Строительство линейных объектов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Строительство линейных объектов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.

Документация, необходимая для строительства линейного объекта

При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).

На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).

В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.

Стоит отметить, что в 2020 году Транспортный закон сократил избыточные процедуры, затрудняющие строительство инфраструктурных объектов, в частности, указанным законом предусмотрены следующие правила:

  • утверждение проекта планировки территории до внесения изменений в документы территориального планирования;
  • направление проектной документации линейного объекта на государственную экспертизу до утверждения документации по планировке территории;
  • возможность временной эксплуатации линейного объекта до его ввода в эксплуатацию;
  • возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
  • иные особенности.

Под действие Транспортного закона подпадают объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, в том числе автомобильные дороги общего пользования или их участки, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. (ст. 2 Транспортного закона).

В случае строительства (реконструкции) указанных выше объектов необходимо учитывать специальные правила, установленные в Транспортном законе.

Публичный сервитут — одна из главных мистификаций российского законодательства. Во-первых, неясно значение противопоставления частного и публичного сервитутов. Говоря о способе установления, следует сказать о том, что иногда частный сервитут устанавливается судебным решением, которое не является волей частного лица. Если говорить про цели установления, то частный сервитут может обеспечивать размещение объекта, имеющего общественное значение, а публичный — интересы частных лиц (например, подп. 2, 4, 6, 7, 8, 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Наконец если противопоставление построено по кругу лиц, имеющих право доступа на земельный участок, то, например, никак нельзя сказать, что неограниченное число лиц использует публичный сервитут для ремонта линейного сооружения, размещения геодезического знака, проведения дренажных работ и т.п.

Читайте также:  Возобновление исполнительного производства

Парадокс публичного сервитута в отношении линейных сооружений в том, что он не предусматривает строительство новых объектов, разрешая лишь ремонт и обслуживание существующих (подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Права на земельные участки под однородными линейными объектами вынужденно приобретают различный правовой статус. С течением времени, как нетрудно догадаться, для размещения новых линейных объектов будут использоваться право аренды или собственности — к чему это приведет, было показано выше.

Земельный кодекс возвел два непреодолимых препятствия на пути установления публичного сервитута. Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута не должен содержать перечней всех обременяемых участков (иначе он утратит свойства нормативного акта). Однако в таком случае можно столкнуться с трудностями в регистрации публичных сервитутов. При этом неясно время вступления в силу нормативного акта: формально оно увязывается с моментом государственной регистрации публичных сервитутов в ЕГРП (п. 9 ст. 23 ЗК РФ и ст. 131 ГК РФ), однако нелегко представить случай, когда закон вступает в силу с момента совершения действий, им самим предписанных.

Правила оформления земли под строительство линейных объектов

Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении. В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе.

Юридическое или физическое лицо для монтажа линейных объектов на государственной земле должно взять участок в аренду. Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие федеральное значение, договор аренды заключается без предварительных торгов. Перед заключением сделки с землей, нужно обратиться к кадастровому инженеру, который займется подготовкой схемы для внесения изменений в кадастровый план. На это уйдет не более двух недель.

Линейные объекты – объекты недвижимости

Линейные объекты прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

Линейные объекты относятся к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью.

Но не во всех случаях линейный объекты могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества. Так, например, к линиям связи относятся как движимое имущество — линии передачи, физические цепи, так и линейно-кабельные сооружения связи, которые в силу п. 1 ст. 8 Закона о связи относятся к недвижимому имуществу (письмо Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи»).

Сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости (письмо Минэкономразвития России от 29.07.2019 N Д23и-25714).

Напомним, что отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

Читайте также:  Как ИП оформить банкротство: инструкция от арбитражника

При соблюдении предусмотренных в ст. 133.1 ГК РФ условий линейный объект может быть признан единым недвижимым комплексом, на который распространяется правовой режим недвижимости и неделимых вещей.

Требования к ППТ и ПМТ линейного объекта

Беспрепятственное согласование проекта планировки территории линейного объекта возможно при соблюдении ряда условий.

  • Подготовка планировки после получения технического задания.
  • Выделение границ земельных участков силами кадастрового инженера. Специалист может являться частным лицом либо сотрудником профильной организации, имеющей соответствующую лицензию.
  • Разработка проекта планировки территории линейного объекта согласно правовому основанию.
  • Проведение работ с учетом сведений о местности, а также межевании частных участков, которые расположены в целевой зоне.
  • Согласование плана на открытых слушаньях. В мероприятии участвуют лица, чьи имущественные права затрагивает реализация проекта.

Проектная документация утверждается органом местного самоуправления, согласовывается с надзорными инстанциями.

Оформление земли под линейными объектами

Установлено, что фактическое время, затрачиваемое на оформления линейных объектов, значительно превышает сроки, установленные законодательством. В результате был предложен алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации.

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ – КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ 1 Пелымская О.В.1 Кравченко Е.Г.1 Кряхтунов А.В.1 1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» Рассмотрена особенность оформления линейного объекта – кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени. Исследован существующий механизм оформления линейных объектов согласно Градостроительному кодексу РФ, проведен анализ затрат необходимого времени для оформления кабельных линий электропередач.

Оформление прав на землю под линейными объектами

Во-первых, действующее законодательство не дает возможности однозначно определить, какие линейные объекты относятся к недвижимому имуществу, а какие — нет. 1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями) и имеющих одновременно следующие признаки: — наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; — предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; — наличие протяженности (длины); 2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в пп.

линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, рассматривая линейные объекты в качестве объектов недвижимости, следует учесть их специфику: достаточная протяженность, прохождение по значительному количеству земельных участков, имеющих различных собственников и правовой режим. Отнесение к числу объектов недвижимости линейных объектов и распространение на них соответствующего правового режима также было

Какие существуют принципы передачи наделов

В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:

  • учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
  • приоритет охраны земель;
  • участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
  • единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  • приоритет сохранности особо ценных земель;
  • платность использования земли;
  • деление земель по целевому назначению;
  • разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
  • дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
  • сочетание интересов общества и граждан.

Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.

Правила оформления земли под строительство линейных объектов

Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении. В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе.

Читайте также:  Какой штраф за непристегнутый ремень безопасности водителя в 2023 году

Юридическое или физическое лицо для монтажа линейных объектов на государственной земле должно взять участок в аренду. Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие федеральное значение, договор аренды заключается без предварительных торгов. Перед заключением сделки с землей, нужно обратиться к кадастровому инженеру, который займется подготовкой схемы для внесения изменений в кадастровый план. На это уйдет не более двух недель.

Затем соискателю предстоит подать ходатайство об утверждении плана. При необходимости придется организовать установление сервитута. Этот вариант пригодится в тех случаях, когда ЛО придется проложить через чужой земельный участок. Установление сервитута дает право пользования территорией, находящейся в собственности постороннего лица. Сервитутный договор не является безвозмедным, хотя стороны могут договориться о характере и размере компенсаций.

Законодательство предусматривает упрощенный порядок получения земли под ЛО без выделения участков и установления сервитутов. Перечень объектов, которые могут устанавливаться в данном режиме, прописан в Постановлении Правительства № 1300 от 2014 года.

Особенности составления

Планировка линейного объекта должна, конечно же, производиться на основе соответствующих геологических и топографических изысканий. Также предварительно следует изучить и проанализировать метеорологические, гидрологические и социальные факторы района прокладки.

Основными задачами составления технорабочего проекта являются:

    определение связи и взаимодействия трассы с другими объектами общегосударственной сети;

    выбор основного технологического оборудования;

    выбор оптимального варианта прокладки трассы, ее промежуточных и конечных пунктов;

    решение вопросов подачи к месту строительства электроэнергии, воды и других необходимых ресурсов.

  1. Учёт земель лесного фонда в Вологодской области / А. А. Тесаловский, Ю. М. Авдеев, Ю. П. Попов [и др.] // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. — № 12. – С. 373-376.
  2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федер. закон от 21.12. 2004 г. N 172-ФЗ.
  3. Градостроительный Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 №190-ФЗ.
  4. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
  5. Неумывакин, Ю. К., Геодезическое обеспечение землеустроительных и кадастровых работ/ Ю.К. Неумывакин, Москва: Картгеоцентр-Геодезиздат, 1996. – С. 246.
  6. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
  7. СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы: Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85: утв. Госстроем РФ 25.12.2012 N 108/ГС. – Введ.01.07.2013. – Москва: ФГУП ЦПП, 2014.
  8. Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей: постановление Правительства РФ от 20.11.2000 № 878// Российская газета. –2000. – 08 декабря. – С. 15.
  9. О кадастровой деятельности: федер. закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
  10. О газоснабжении в Российской Федерации: федер. закон от 31.03.1999 N 165-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *