Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программы повышения квалификации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
Распределение баллов будет следующим:
Параметр | Максимальный балл |
ЕФОМ | 60 баллов |
Результативность (достижения учеников) | 20 баллов |
Индивидуальные достижения | 15 баллов |
Оценка работы учителя учениками и родителями | 5 баллов |
По новой системе аттестация будет двух видов:
-
Обязательная аттестация проходит каждые 5 лет. Она подтверждает профессиональный уровень педагога. Есть условия, при которых её можно не проходить:
- можно не аттестоваться, если учитель работает меньше 2 лет на этой должности
- отпуск, связанный с беременностью и родами или по уходу за ребёнком (аттестация возможна не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков)
- если до прохождения аттестации был больничный, который длился больше 4 месяцев подряд, аттестация возможна не ранее чем через год после выхода на работу
- уже есть квалификационная категория и учитель прошёл добровольную аттестацию
- Добровольную аттестацию проходят, чтобы установить первую или высшую (повысить свою) категорию.
Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2022 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.
Структура профстандарта педагога
Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.
Структура профстандарта педагога включает в себя:
- точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
- перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
- подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
- информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.
Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:
- рекомендации по внедрению профессионального стандарта
- требования к «электронной компетенции»
- требования для учителей, преподающих отдельные предметы
- психологические требования
Зачем нужны профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.
Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.
Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.
Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Считается, что обновленный стандарт 2023 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Квалификационные характеристики должностей работников образования
Должностные обязанности:
- Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
- Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
- Оценивать результативность обучающихся по предмету.
- Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
- Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
- Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
- Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
- Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.
Квалификационный справочник должностей педагогических работников в вузе 2021
Правительство в 1998 году осуществило утверждение приказа в виде постановления о создании такого перечня. В него включены квалификационные характеристики к каждой отдельной профессии, а также требования, согласно которым могут утверждать человека на определенной должности.
Есть в новом приказе и список требований для дворников, электриков, специалистов по закупкам, системных администраторов, работников, участвующих в строительстве, служащих Министерства культуры и здравоохранения – в общем, данный перечень является единым и полным. Чтобы получить характеристику для руководителей, просто скачайте этот единый документ, приказ от утверждении которого был выдан практически 20 лет назад.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год). Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные, занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.
Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.
Квалификационные характеристики должностей работников школы и детского сада
. Квалификационные характеристики должностей работников содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации педработника ДОУ, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.
Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих педагогических должностей в детском саду, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Способы повышения уровня квалификации педагога
Повышение уровня квалификации педагогических работников является целенаправленным процессом, который ориентирован на непрерывное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и создание новых навыков образовательной деятельности.
Формат программ повышения квалификации может быть разным:
- очным;
- заочным;
- дистанционным;
- смешанным, при котором происходит сочетание очного и заочного формата с применением технологий дистанционного обучения;
- электронным (в этом случае обучающийся при самостоятельной учебе использует цифровые ресурсы учебной организации – виртуальную библиотеку, тренажеры, обучающие видеоматериалы, тесты и т.д.).
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
- преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
- обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
- сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
- обеспечения мероприятий по профориентации.
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
- формирование программ;
- составление пособий для учебы.
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Ступень обучения |
Требование |
---|---|
СПО, ВО |
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине. |
ДПО |
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения. Отсутствие — ДПО в сфере профобразования. |
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Существующие формы работы с иностранным персоналом с позиции оптимизации расходов и минимизации рисков
√ Способы привлечения иностранных работников. На какие категории мигрантов ориентироваться при ведении бизнеса с заданными параметрами с позиции минимизации рисков нарушения миграционного законодательства.
√ Оценка рисков компании в части:
территориального расположения места выполнения работ;
характера выполняемых работ;
видов осуществляемой деятельности.
√ Иностранный персонал из дальнего зарубежья. Возможности, которые дает законодательство.
√ Мигранты, работающие в России по патенту.
√ Иностранные работники как налогоплательщики и застрахованные лица. Экономика привлечения мигрантов, обладающих различным правовым статусом, по трудовому договору и договору выполнения работ (оказания услуг).
√ Алгоритм работы с иностранным персоналом от найма до прекращения отношений.
√ Администрирование рабочих процессов как инструмент исключения рисков.
Институт развития кадровых компетенций специализируется на обучении, проведении семинаров и консалтинговых услугах в области управления персоналом, а также на юридической помощи в области трудового права, корпоративного права, и урегулировании конфликтов путем процедуры медиации.
Единый квалификационный справочник должностей работников образования
На данный момент в отечественной кадровом деле издано два нормативных издания, используемых работодателями для регламентирования названия должностей и определения профессиональной деятельности:
- ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий. Издавался в 72 выпусках, где должности интегрированы по видам деятельности или областям применения. Этот справочник достаточно архаичен, поскольку девять разделов уже утратили силу, а часть долгое время не обновлялась.
- ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он описывает требования к работнику, его трудовой деятельности с позиции рынка. Он прошел непростой путь становления, поскольку является преемником Общероссийского классификатора должностей и профессий, изданного еще в 1994 году. Четыре года спустя Минтруда был утвержден новый Единый квалификационный справочник должностей, включающий список квалификационных характеристик руководителей и работников образования (один из тридцати разделов посвящен сфере данной сфере).
Поскольку обобщающий справочник не разработан, оба являются действующими, однако отличаются спецификой. Справочники постепенно будут вытеснены профстандартами, а потому последние обновления вышли почти десятилетие назад. Согласно положениям трудового законодательства, оба справочника необходимы для:
- тарификации разрядов, используемых для определения заработной платы;
- аттестации работников;
- поощрения, аттестации или оценки эффективности труда;
- планирования самообразования и дополнительного профобразования;
- написания должностных инструкций.
Хотя на законодательством не установлены нормы создания должностных инструкций, работодатели опираются на текст ЕКС, где уточняются трудовые права и обязанности. Более того, специалисты кадровой службы могут отказать в трудоустройстве, когда в школе к соискателям выдвигаются особые требования, не зафиксированные в справочниках.
Единый квалификационный справочник должностей педагогических работников (ЕКС) — раздел справочника, регламентирующий федеральные стандарты компетенций, знаний и опыта, которым должны соответствовать педработники. Его используют для разработки должностных инструкций и проведения кадровой политики. Структура документа строится по должностному признаку: обязанности обуславливают названия должностей и определяют квалификационные требования.
Последняя редакция раздела 2010 года была утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н. В нем уполномоченный орган регламентировал требования к учебно-воспитательному персоналу, педагогам и руководящим должностям. После этого изменения в документ не вносились.
Расширение перечня аттестационных критериев
С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые правила и требования для аттестации на категорию учителя. Одним из важных изменений является расширение перечня аттестационных критериев, которое вносит больше разнообразия и возможностей для преподавателей.
Теперь аттестационные критерии включают следующие пункты:
- Профессиональное развитие: оценивается стаж работы преподавателя, участие в профессиональных образовательных программах, повышение уровня квалификации, участие в научно-методической работе и другие мероприятия, связанные с профессиональным развитием.
- Профессиональные достижения: в этом разделе оценивается научная и практическая деятельность преподавателя, публикации в научных журналах, участие в научно-практических конференциях, выступления с докладами, получение наград и прочие достижения в сфере образования.
- Педагогическая деятельность: в этом разделе оценивается организация учебного процесса, применение инновационных методик обучения, эффективность работы с учащимися, участие в педагогических проектах, проведение внеклассных мероприятий, добросовестное выполнение учебно-методической работы и другие аспекты педагогической деятельности.
- Профессиональное самосовершенствование: в этом разделе оценивается активность преподавателя в самообразовании, участие в семинарах, тренингах, круглых столах, чтение профессиональной литературы и другие мероприятия, направленные на совершенствование своих навыков и знаний.
Такое расширение перечня аттестационных критериев позволяет более всесторонне оценить профессиональные качества и достижения преподавателя, а также учитывает разнообразие форм профессионального развития и педагогической работы. Это помогает учительскому сообществу более полно воспользоваться возможностями для личностного и профессионального роста, а также способствует поддержке и поощрению активных и успешных педагогов.
Проведение аттестации на рабочем месте
С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые правила проведения аттестации на категорию учителя. Одним из инновационных изменений является проведение аттестации на рабочем месте. Это даст возможность более объективно оценить профессиональные навыки и компетенции педагога.
Правила проведения аттестации на рабочем месте предусматривают:
- Наблюдение за работой педагога в течение определенного периода времени;
- Оценку выполнения учителем учебного плана и программы;
- Анализ качества работы с учениками;
- Оценку использования различных методов обучения и взаимодействия с учениками;
- Оценку организации учебного процесса и контроля успеваемости учеников;
- Анализ личных и педагогических качеств педагога;
- Оценку работы в команде и педагогического творчества;
- Оценку педагогической саморефлексии и постоянного профессионального развития.
Результаты проведенной аттестации на рабочем месте будут учитываться при принятии решения об аттестации педагога на следующую категорию.
Преимущества проведения аттестации на рабочем месте: | Недостатки проведения аттестации на рабочем месте: |
---|---|
|
|
Новые сроки проведения аттестаций
С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые правила проведения аттестации на категорию учителя. Одним из ключевых изменений являются новые сроки проведения аттестаций, которые будут регулироваться обновленным законодательством.
Согласно новым правилам, аттестация на категорию учителя будет проводиться раз в пять лет. Таким образом, каждый педагог будет проходить аттестацию только один раз в пятилетний период.
Процедура аттестации будет состоять из нескольких этапов. Педагоги будут подавать заявление о проведении аттестации до определенного срока, устанавливаемого учреждением образования или муниципальным органом. После подачи заявления, учителя будут ожидать результаты предварительной проверки, которую проводят эксперты и специалисты в области образования.
После этого начинается второй этап аттестации, в течение которого учителя должны предоставить документацию, подтверждающую их профессиональные навыки и достижения. Это могут быть планы и программы занятий, трудовые книжки, рекомендации коллег и учеников и другие документы, подтверждающие педагогическую деятельность.
Важно отметить, что новые сроки проведения аттестации призваны обеспечить более объективную оценку профессиональной подготовки и компетентности педагогов. Они также позволяют обновить и совершенствовать знания и навыки педагогов в соответствии с современными требованиями и стандартами образования.
Итак, с 1 сентября 2023 года педагогическая аттестация будет проводиться раз в пять лет. Это позволит сбалансировать процесс оценки квалификации педагогов и способствовать их профессиональному росту, а также повысить качество образования в целом.