Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сретение господне описание праздника. Сретение господне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе несчастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.
Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.
Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.
Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем
Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
Ветхозаветный обряд посвящения младенца Богу
После родов еврейская женщина должна была соблюдать так называемые “дни очищения”. Мать считалась нечистой 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки. В Ветхом Завете иудеи огромное значение придавали внешней чистоте. Поэтому женщина во время кровотечения считалась нечистой. В течение этого периода она не имела права посещать Иерусалимский Храм.
Когда же установленный срок истекал, мать приносила в Храм очистительную жертву Богу. В Ветхом Завете в жертву приносили животных. В данном случае это мог быть годовалый ягненок и голубка. Если семья не могла пожертвовать ягненка по причине бедности, то в жертву приносили 2 голубок.
Обряд посвящения касался непосредственно новорожденных мальчиков. Родители приносили младенца в Храм на 40-й день. Совершался обряд посвящения мальчика Богу. Причем это священнодействие было не просто религиозным обрядом, а законом для всего еврейского народа.
Обряд посвящения был установлен в память об освобождении евреев из египетского рабства и в знак благодарности Богу. Иосиф Обручник с Девой Марией и Младенцем Иисусом на сороковой день пришли в Иерусалим, чтобы совершить все полагающиеся ритуалы. Таким образом, Спаситель с первых дней Своего воплощения исполнял все предписания иудейского Закона. В жертву были принесены две голубки — семья Иосифа, обыкновенного плотника, не могла похвалиться богатством.
Особенности богослужения на Сретение Господне
Праздник Сретения можно считать как Господским (прославление Иисуса Христа), так и Богородичным (установленным в честь Богородицы). При этом в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии обращения к Богородице занимают центральное место.
Своеобразная двойственность праздника Сретения Господня отразилась на облачение священнослужителей. Оно может быть как белым, так и голубым. Известно, что белое облачение православные священники надевают во время Господних Праздников, голубое – Богородичных.
В конце Литургии на Сретение Господне обычно принято освящать свечи. Эта традиция привнесена из католичества в середине XVII века. После богослужения католики совершали шествие с зажженными свечами. В Православии же крестные ходы в этот день не совершаются, но чин освящения свечей прижился. Сретенские свечи не обладают какими-то особенными “магическими” свойствами. Они используются как обычные церковные свечи при молитве, в том числе домашней.
Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем
Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
Песнь Симеона Богоприимца
Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.
Текст:
Церковнославянский:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Русский:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?
Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».
То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.
Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной». Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества. До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.
Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).
И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.
Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).
В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.
Различия в названиях праздника
Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».
Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.
Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.
Значение православного праздника
Смысл и значение праздника заключены в его названии. В Иерусалимском храме произошла встреча человека с Мессией, Господом, обретшим человеческий образ. Симеон и Анна были приверженцами законов Ветхого Завета. Взяв на руки младенца Иисуса, Симеон обозначил неразрывную связь Ветхого и Нового Заветов.
Празднуя Сретение, каждый православный должен помнить, что и у него должна произойти встреча с Богом. В этом заключается духовное наполнение праздника.
Каждый может понимать по-своему, в чем суть познания Бога. Это означает не только соблюдение религиозных традиций и норм, но и ощущение божественной Благодати. Душа человека должна открыться для любви к ближнему. Вера и надежда на будущее спасение – как два крыла будут поддерживать христианина в жизненных бурях и невзгодах. Празднование Сретения – время, когда православные имеют возможность достигнуть этой основной цели каждого христианина. В этот день необходимо посетить храм во время торжественного богослужения. Из церкви надо принести сретенские свечи, освященные особым чином. Другая традиция на Сретение – освящение воды.
Сретенские свечи зажигали, когда случалась беда (болезнь или стихийное бедствие):
- в сильную грозу, ураган;
- при пожаре рядом с домом;
- во время тяжелых родов;
- эпилептического припадка;
- в последние минуты жизни.
Народное толкование и традиции празднования
Как и в других народных праздниках, древние традиции переплелись с христианством.
Так, этнографы описывают символический обряд продажи ребенка на Руси. Родители через окошко избы передают ребенка пожилой женщине. Она платит им символическую сумму и возвращает малыша обратно со словами «живи на мое счастье». На обрядовые деньги мать покупала свечи. Хранила их за иконами и зажигала, когда ребенок болеет, а также для очищения дома от болезни или неудач.
Действия, которые совершают участники обряда, по смыслу похожи на иудейский обряд посвящения младенца. Только посвящают его не Богу, а «вводят» в жизнь.
Вода на Сретение считалась целебной. На Руси ее набирали из колодца ночью, хранили в темном месте. Поили младенцев или заболевших родственников. По силе сретенскую воду приравнивали к крещенской.
Блины – блюдо, по форме и цвету напоминающие солнце. Поэтому на Сретение хозяйки обязательно готовили блины.
У восточных славян празднование встречи весны и зимы называется Громницы. Предположительно, день посвящался богу-громовержцу, чьи стрелы-громы уничтожали нечисть.
Для праздника белорусские крестьяне готовили большие свечи. Освящали их в церкви, использовали в защитных заговорах. Громничную свечку давали в руки умирающему для того, чтобы отогнать злых духов. Ее же зажигали в доме умершего, чтобы облегчить душе переход в мир иной, или жгли в сильную грозу, чтобы защитить дом от стрел громовержца. Перед Сретением белорусы поминали предков. Поминальный день называется Сретенские деды.
- Если праздничный день был морозный, а на небе можно было увидеть белые звезды, то весна будет холодной и снежной.
- Яркое солнце днем и яркий закат вечером в любую погоду – весна будет ранняя.
- Если на Сретение шёл снег, то считалось, что весной будут идти большие дожди, а летом будет мало урожая. Но если снег шел только утром, то весна будет ранняя. А если вечером, то весна будет поздняя.
- Если человек заболел в день праздника, то весь год его будут преследовать болезни.
- Если пламя зажжённой в доме свечи спокойное, то живущие в нем люди будут редко болеть.
- Если же пламя, наоборот, беспокойное, то ждать скорой хвори в том доме.
- Если дать деньги в долг – будут финансовые неудачи. Если долг вернули, то к богатству.
- Потеря денег в Сретение означало большую прибыль в будущем.
- Найти деньги на улице и подобрать их, значит подобрать негативную энергию и принести её в свой дом.
«Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Луки.
На сороковой день после рождения Младенца Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Согласно закону Моисееву, женщине, родившей мальчика, не должно было в течение 40 дней ходить в храм Божий, а по прошествии этого срока надлежало матери с младенцем принести Господу благодарственную и очистительную жертву в храме. Не смотря на то, что Дева Мария не нуждалась в очищении, она смирилась и подчинилась предписанию закона. В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто, согласно преданию, занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки. Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы. Он даже хотел исправить текст, но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.
Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365 году его жизни такая встреча состоялась — в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии. Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32). Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.
Предпразднство Сретения
14 февраля ассоциируют не только с днем Святого Валентина, но и с чествованием при помощи Божественной литургии памяти Трифона. Сын верующих крестьян из Малой Азии был провозглашен великомучеником. Предпразднество 14 числа связано с долгой историей. Трифон, не получив должного образования, обладал способностью изгонять нечисть и лечить людей. Объяснение своему дару он давал четкое — мной движет Бог.
Дочь римского владыки Гордиана была одержима бесом, который нещадно терзал ее душу и забирал красоту. Император узнал, что есть божественный отрок, какого свет не видывал. Трифон изгнал беса из девушки, не заходя в город, чем поставил под удар языческий взгляд на жизнь многих римлян.
Преемник Гордиана — деспот Декий — издал закон о беспощадном гонении христиан. Трифон не побоялся тирана и открыто выступил против него. После многочисленных пыток бунтаря обезглавили, а затем христианская церковь причислила борца за веру к лику великомучеников и появилось понятие «предпразднство». Последний его день — отдание праздника, 22 февраля.
Почему праздник Сретение Господне выпадает на 40-й день после Рождества
Во время рождения Христа, у иудеев были традиции, начало которых приписывают периоду, когда Моисей спас израильский народ, освободив его от рабства. По закону Моисея, на 40-й день от рождения мальчика и на восьмидесятый от рождения девочки, родителям необходимо доставить дитя в церковь, пройти церемонию очищения и принести жертву за рождение ребенка. Она заключалась в следующем: на костре сжигали ягненка – за рождение младенца и голубку для очищения матери. Для бедных семей разрешалось использовать голубя вместо ягненка. Мария могла не проходить обряд очищения, ввиду непорочного зачатия, но ее кротость помогла выполнить закон Моисея. Так как семья была не богата, в жертву было принесено два голубя.
После церемоний, младенцу и его родителям предстояло встретиться с Симеоном и Анной. Встреча новорождённого Христа и Симеона послужила причиной великому празднику Сретение Господне , как встреча человека (мудрого Симеона) и Бога (младенца Иисуса).