Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поворот направо на перекрестке в какую полосу можно повернуть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всем любителям гонок известно, как гонщики срезают повороты для обгона конкурентов. Участники гонок при этом стараются по максимуму использовать ширину трассы. В гонках подобные маневры допустимы, ведь там отсутствует поток встречных автомобилей. Однако в других случаях, срезание поворота при движении по дороге может стать причиной непоправимых последствий для всех участников движения.
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото— и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Опасные ситуации могут возникнуть в следующих обстоятельствах:
- на перекрестке с круговым движением. На него разрешено въезжать с любой полосы. Если из круга нужна выехать в первый по ходу съезд, то лучше заехать с крайней правой полосы. В иных случаях следует использовать левую полосу. Перестраиваться на круге опасно, так как маневр происходит не по прямой, а по дуге;
- на многополосных дорогах, где разрешен поворот направо не только с крайней полосы, следует особенно внимательно следить за обстановкой справа, так как есть риск столкновения с таким же поворачивающим водителем;
- при въезде на прилегающую территорию также нередки опасные ситуации. Например, при въезде во двор дорога может быть заставлена припаркованными автомобилями или техническим транспортом. Для объезда сначала нужно по всем правилам перестроиться влево, и лишь после объезда вернуться на свою полосу.
Поворот с двух крайних левых полос
Поворот направо обычно считается наиболее простым в исполнении маневром. Он нетрудный, поскольку, когда вы поворачиваете направо по ПДД, то ваша траектория движения не пересекается с другими транспортными средствами.
Как выполняют поворот направо? Согласно п. 8,6 ПДД повернуть нужно таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не переместился на встречную полосу.
По какой траектории разрешено выполнить поворот направо? Согласно ПДД поворачивая направо, водитель должен ехать по возможности ближе к правому краю дороги.
Повернуть налево реально сложнее, чем направо, ведь нужно видеть все транспортные средства на всех сторонах перекрестка. Поворачивая влево, можно заготовить для себя поэтапный план и действовать, согласно ему.
Для начала необходимо разместиться на левом крае дороги.
На первом этапе, когда только происходит подготовка к маневру, нужно занять на дороге крайнее левое положение. При выполнении маневра тоже возможны сложности, тем более если это многополосное движение и в наличии разметка, разграничивающая встречные потоки машин.
Чтобы выбрать на подобной трассе левое положение, нужно сместиться ближе к линии оси. Однако бывают случаи, когда на дороге разметка отсутствует совсем, что же тогда делать водителю? Необходимо определить, в каком месте дорога делится пополам и занять на трассе место, показывающее другим участникам движение Ваше намерение свернуть в левую сторону. При выполнении указанного действия обязательно включить поворотники.Затем необходимо мысленно представить центр перекрестка, приблизиться к нему и потом сделать поворот. Выполняя действие подобным методом, машина постоянно справа, на своей полосе, уходя от аварийных столкновений. Для того чтобы понять, что вы в центральной части перекрестка, нужно посмотреть на встречные машины, на их траекторию движения. Если они двигаются прямо или сворачивают в правую сторону, при этом не мешая Вашей траектории движения, значит Ваше действие верное. Необходимо только чуть снизить скоростной режим и дать дорогу машинам, двигающимся навстречу. Для этого возможно остановиться в центральной части перекрестка. Но нельзя менять установленную траекторию следования. Если встречный автомобиль повернет влево, вы разъедетесь таким образом, что центр перекрестка будет находиться между машинами. Таким образом, выезд в центр перекрестка будет наиболее удобной траекторией в случае поворота налево на любом перекрестке. Как определить эту пресловутую центральную часть перекрестка, ведь, само собой, какого-либо обозначения в центре не будет? Будьте наблюдательным. В теплый период года на асфальте перекрестка много шинных следов. И только в центре перекрестка они отсутствуют. А заодно следы от шин показывают, как его нужно объезжать именно здесь. В зимнее время в вероятном центре находится нетронутый снежный покров.
На этом этапе выезжаете с территории перекрестка. Здесь тоже возможны варианты развития ситуации. К примеру, если вы, поворачивая выезжаете на дорогу с двухполосным движением, необходимо только плавно сместиться на вашу полосу. При наличии многополосной трассы, надо предварительно решить, какую полосу стоит занять и ехать по намеченному пути следования.
При поворотах налево на перекрестках, согласно ПДД, водитель должен самостоятельно контролировать любой транспорт, который приближается к этой точке со всех четырех сторон. Часто начинающие водители испытывают проблемы с тем, чтобы продолжить такое движение без нарушения правил. На перекрестке пешеходы и транспортные средства часто пересекаются друг с другом, а видимость для водителей снижается. По этой причине около 20 % всех дорожно-транспортных происшествий случается на перекрестках или вблизи них.
Поэтому в автошколах выделяется больше времени на инструктаж в сравнении с теорией и практикой поворотов направо. Чтобы избежать создания аварийных ситуаций, важно тщательно изучить, как выполнять такой сложный маневр, при котором траектория автомобиля пересекается с траекториями других участников ДД.
Въезд на дорогу с односторонним движением
Возможны несколько ситуаций, в которых осуществляется въезд на дорогу с односторонним движением. Рассмотрим их подробнее.
1. Вы едете по обычной дороге, и она становится дорогой с односторонним движением.
Эта ситуация самая простая. Продолжайте ехать по той же полосе, что и раньше.
2. Вы поворачиваете направо и выезжаете на дорогу с односторонним движением.
В данном случае, как и при повороте направо на любом перекрестке, перед поворотом нужно занять крайнюю правую полосу и после поворота желательно оказаться на крайней правой полосе одностороннего движения, конечно же если на ней нет препятствий:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Поскольку поворачиваем на одностороннее движение, то оказаться на встречной полосе мы не можем никаким образом. Поэтому, в принципе, возможен поворот даже в левую полосу, если остальные полосы заняты.
3. Вы поворачиваете налево и выезжаете на дорогу с односторонним движением.
И здесь правила похожи на проезд обычных перекрестков. Необходимо заблаговременно занять левую полосу, а если есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, то поворачивать налево нужно с них. В этом случае поворот из левой полосы уже не будет соответствовать правилам:
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
На самой дороге с односторонним движением при повороте налево можно занять любую полосу.
4. Вы поворачиваете на дорогу с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств.
В этом случае нужно руководствоваться вышеприведенными пунктами 2 и 3 за исключением того, что после поворота Вы не должны попасть на полосу для маршрутных транспортных средств.
Привлечение к ответственности в случае нарушения установленных требований
Предусмотрено ли привлечение к ответственности за нарушение правил, которые определяет указатель по одностороннему передвижению транспортных средств? Да, нарушение правил езды по такому отрезку дороги рассматривается статьей 12.16 Кодекса об административных правонарушениях и в качестве наказания, которое может быть наиболее щадящим для автомобилиста (менее тяжелым), предусматривается наложение штрафа в размере 5000 рублей
Кроме наложения штрафа водитель транспортного средства может быть наказан и другим способом — его могут лишить прав вождения на протяжении периода, который длится от 4 до 6 месяцев. В том случае, если тот же автомобилист будет замечен за повторным нарушением, то лишение прав уже может продлиться на период до 12 месяцев.
Определяем, на какой дороге находимся
При проезде перекрестков водителю крайне важно знать, на главном или второстепенном пути он находится. Однако бывает так, что никаких знаков по этому вопросу вроде бы нет. В таком случае нужно сбавить скорость и осмотреться: иногда знаки приоритета дублируются слева или подвешиваются над проезжей частью, и заметить их сразу невозможно. Если они найдены с какой-либо стороны, то в дальнейшем нужно учитывать их предписания или запреты.
Что делать, если знаки все-таки не удалось обнаружить? Разумеется, в первую очередь предельно снизить скорость и подъехать почти «впритык» к пересечению проезжей части. И снова поискать дорожные знаки. При их обнаружении следует действовать быстро, иначе можно создать помеху. Когда никаких предупреждений нет – а это бывает очень редко – нужно считать, что перекресток равнозначный. А на нем, как известно, действует правило «помеха справа».
Смещенные перекрестки
Главный признак смещенных перекрестков – центр, сдвинутый в сторону. Также могут быть изломы дорог, что тоже усложняет проезд данных участков. Вообще, проезжать такие зоны довольно неприятно: водители из-за сложной конфигурации участка не всегда способны вовремя сориентироваться в правильной траектории своего движения. Соответственно, проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных или неравнозначных дорог связан с риском как для транспорта на главной, так и второстепенной дороге. Например, можно неожиданно выехать на встречную полосу либо столкнуться с машиной, «потерявшейся» в крутом изломе проезжей части…
Исходя из таких сложностей, обычно такие участки оснащаются светофорами, что снижает вероятность нарушения ПДД. Однако когда такого «регулятора» нет, водителями приходится ориентироваться только на дорожные знаки и двигаться с предельной осторожностью.
Главная дорога – всегда приоритет
Опасный поворот — любой поворот обозначенный знаком 1.11.1 «Опасный поворот» а именно — постепенное закругление дороги. Чем меньше радиус, тем он круче и опаснее.
В таких местах запрещен обгон, независимо от условий, разметки видимости и так далее. Предупреждающий знак устанавливается заранее, на расстоянии 150-300 метров вне населенных пунктов, и 50-100 в населенных, соответственно, обгон запрещен через данное количество метров и разрешается при преодолении крутого участка дороги.
Дорожные знаки 1.12.1 и 1.12.2 указывают количество опасных поворотов и их крутизну.
Все эти повороты являются потенциально опасными для участников дорожного движения, и запрещают обгоны. На данных участках следует быть предельно аккуратным и внимательным, и следить за своим движением, а также за движением встречных машин. Такие повороты особенно опасны в режиме плохой видимости (туман, дождь), или к примеру в лесной зоне, когда обзор дороги скрыт деревьями.
Поворот налево с двух полос
Если речь идет о трехполосной дороге, то водитель может повернуть налево как с левой, так и со средней полосы. Для этого на перекрестке должен быть установлен знак 5.15.2. Такой указатель отменяет действие пункта 8.5 ПДД, разрешая водителю выполнить левый поворот со средней полосы. Но подобное возможно только при наличии знака. Если он отсутствует, то водителю придется перестроиться в крайний левый ряд вне зависимости от количества полос на дороге.
Аварийная ситуация может появиться при одновременном повороте налево. Например, машины в левом и среднем ряду выполняют маневр. В какой-то точке их траектории пересекаются, и происходит столкновение. Чтобы избежать подобной ситуации, водителям нужно придерживаться пункта 8.9 ПДД. В нем указано, что дорогу уступает тот водитель, к которому справа приближается другое ТС. То есть, машина, выполняющая маневр из среднего ряда, будет иметь преимущество.
Штрафы за неправильные развороты
- Выбрав неправильную траекторию разворота на перекрёстке и выехав на встречную полосу, можно получить штраф — 5000 рублей или лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.
- Штраф за разворот в неположенном месте, например при пересечении двойной сплошной или с полосы, с которой запрещено это делать — от 1000 до 1500 рублей.
- Штраф за движение задним ходом при развороте на перекрёстке — 500 рублей.
- За разворот без включения поворотника — 500 рублей.
- За выполнение разворота на красный свет светофора грозит штраф в 1000 рублей.
- За разворот через технический разрыв оштрафуют на 2500 рублей.
Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё — хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп — это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.
Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.
Где запрещен разворот
Разворот для автомобилей запрещен на объектах, перечисленных в п.8.11 ПДД:
Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
На местах, где нельзя выполнять маневр, стоят знаки:
- 3.19;
- 1.31;
- 1.2, 1.3.1, 1.3.2, 1.27, 1.28;
- 1.25;
- 1.11.1-1.11.4;
- 5.16, 5.17;
- 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
- 1.5.1, 1.5.3;
- 1.6, 1.7.
Они предупреждают о наличии объекта из запретного для выполнения действия списка или особенностях дороги, которые делают ее плохо обозримой.
На перекрестках разворачиваться нельзя, если они расположены на спуске (подъеме), там затруднена видимость, есть запрещающие символы, или образовался затор.
Можно ли выезжать на встречную полосу?
Во-первых, водитель всегда должен руководствоваться правилами дорожного движения, поэтому первое, о чем надо думать при желании совершить выезд на встречную полосу, — это разрешен ли такой маневр в данном месте и в данное время.
Во-вторых, автолюбитель всегда должен помнить о бдительности и внимательности. Прежде чем совершить то или иное действие за рулем, тот или иной маневр, он должен убедиться, что не создает помеху движению другим автомобилям и не создаст аварийную ситуацию. Для этого нужно убедиться, что до ближайших автомобилей на полосе встречного движения достаточное расстояние, проверить по зеркалам заднего вида или просто визуально через окно водителя в «мертвой» зоне зеркал, не обгоняет ли его другой автомобиль, чтобы не допустить «подрезания» или бокового столкновения, и только после этого включить «поворотник» и выполнить выезд на встречную полосу для обгона, учитывая все вышеописанные нюансы, но не ограничиваясь ими.
Ситуации всегда разные, и в каждом конкретном случае, в зависимости от разных обстоятельств, нужно поступать по-разному. Главными принципами должны оставаться: безопасность, уважение прав других участников дорожного движения и отсутствие риска создания аварийной ситуации.
При выезде на встречную полосу при повороте налево водитель рискует попасть в ДТП, поэтому так делать нельзя. За это предусмотрена административная ответственность. А при правильном повороте налево обязательно нужно удостовериться, что поворот разрешен, траектория движения верна, и что помех для других транспортных средств этим маневром водитель не создаст. Встречную полосу нужно пересекать почти под прямым углом, а не двигаться по ней. Очень важно заблаговременно включить сигнал поворота, чтобы автомобили, идущие сзади, были готовы притормозить и ушли на необходимую дистанцию, чтобы не въехать поворачивающему автомобилю в задний бампер. Резкое торможение перед поворотом может обернуться ДТП.
Какие санкции за нарушение правил поворота?
Здесь все зависит от того, как именно были нарушены правила при повороте. Например, разворот с выездом на встречную полосу в нарушение предписаний знаков или дорожной разметки наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. А если водитель выехал через «сплошную» на встречную полосу и при этом еще и проехал по ней в направлении движения и только после этого совершил поворот, то за такое можно получить в зависимости от обстоятельств либо штраф 5000 рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Если водитель выполнит поворот в нарушение «двойной сплошной» наказание будет такое же, как и за «одинарную».
Следует помнить, что поворачивать налево нужно с крайней левой полосы, направо — с крайней правой, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Если водитель этими правилами при повороте решит пренебречь и случится ДТП, то он получит штраф за то, что не уступил дорогу другому транспортному средству.