- Жилищное право

Взыскание страхового возмещения по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание страхового возмещения по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

Вопросы, касающиеся исковой давности по спорам, связанным с ОСАГО, оставлены судом практически без изменения, однако, судом внесен интересный абзац (пункт 5 Постановления № 58). Буквально он звучит так «Признание права на часть страхового возмещения не свидетельствует о признании права в целом, если иное не оговорено страховщиком».

То есть, говоря о прерывании срока исковой давности, суд допускает, что страховщик, признав право потерпевшего на получение части страхового возмещения, но не признав право на возмещение в целом, срок исковой давности не прервёт, если сама страховая не допустит обратное!

Таким образом, страховая компания может выплатить часть страхового возмещения и это не прервет течение срока исковой давности по страховому возмещению в целом… В удовлетворении иска о взыскании недоплаченной части возмещения, поданного за пределами 3х лет суд может отказать по мотиву пропуска срока исковой давности, несмотря на осуществленную выплату.

Суд отмечает, что изменение законодательства после заключения договора ОСАГО не изменяет его условия. Условия договора изменятся лишь, если принятый закон распространяет своё действие на тот период, в который заключен договор.

Судом также сделан акцент на вопросы заключения договора ОСАГО в электронном виде, а именно: если у страхователя (физическое или юридическое лицо), по каким-то причинам отсутствуют сведения о заключенном договоре, их можно запросить в Российском союзе автостраховщиков (далее – РСА). Но, даже если у РСА нет информации о заключении договора, это не говорит о том, что договор заключен не был. В таком случае, заключение договора ОСАГО можно подтвердить какими-то иными доказательствами. Какими именно, суд не уточняет.

Отмечено, что, если при заключении договора ОСАГО страхователь сообщил недостоверные сведения, то впоследствии страховая компания, выплатившая возмещение по этому договору, может обратиться с требованием к тому, кто предоставил эти неверные сведения.

Читайте также:  Когда можно воспользоваться субсидией за землю в ХМАО вставшим на очередь в 2023 году

Суд указал на право страхователя потребовать возврата части страховой премии, уплаченной при заключении договора ОСАГО, если авто был продан, а договор еще действует. В Постановлении № 2 такое пояснение отсутствовало, видимо потому, что правило возврата части премии вытекает из ст. 958 Гражданского Кодекса.

Претензия будет рассматриваться не менее 10 рабочих дней. После этого можно подавать исковое заявление в суд. Вся процедура спора со страховой компанией может растянуться на несколько месяцев, при этом досудебный этап займет больше времени, чем сам суд. Это связано с большим количеством документов, которые нужно собрать истцу. К исковому заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта истца;
  • копию договора страхования с СК;
  • документ из ГИБДД (в случае получения ущерба в результате ДТП);
  • копию заявления о наступлении страхового случая по договору страхования;
  • справку о состоянии здоровья (если был нанесен ущерб человеку);
  • квитанцию об уплате пошлины;
  • копии всех чеков и договоров, свидетельствующие о сумме расходов;
  • экспертные заключения.

Последний пункт может служить важнейшим доказательством правоты клиента. Будет подтвержден факт страхового случая и определен ущерб, нанесенный гражданину, который намерен судиться.

Заявление в суд должно содержать обязательные для всех исковых заявлений факты: ФИО заявителя, данные его паспорта, наименование суда, суть дела, претензии. Необходимо приложить к заявлению доказательные документы. Их можно сделать несколько копий — все равно пригодятся и в суде, и юристу.

Судебные решения взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2022 году, если будет установлено:

  • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
  • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
  • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

Направление на ремонт: какие подводные камни могут быть

Так как это достаточно новое направление в обязательном страховании, судебных разбирательств по нему мало. В основном процессы с упоминанием натурального возмещения шли по обоснованности применения других норм страхования, таких как взыскание неустойки и учет износа.

Примечание. Для договоров страхования, заключённых после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО в 2017 году (конец апреля 2017), при направлении на ремонт износ вычитаться не будет.

На основании вынесенных решений, закрепленных в обзоре судебной практике, проведенном Верховным Судом РФ, можно утверждать, что ремонт на станции техобслуживания (СТОА) с этой стороны не отличается от выплаты деньгами: также рассчитывается неустойка, размер причиненного ущерба.

Особняком стоят случаи с затягиванием срока по выплатам. В таких ситуациях взыскивается то же, что и при затягивании с выплатами. А также иногда требуют замену ремонта на выплату. Как правило, решение будет в пользу страхователя, плюс взыскивается штраф и неустойка.

Также бывают случаи отказа в направлении автотехстанцию. Один из таких случаев был в Вологодской области. Страховая затягивала в направлении на СТОА, объясняя это тем, что требуемая к окраске деталь уже была ремонтирована. Потерпевший обратился в суд и выиграл его. Страховая отправила автомашину на ремонт.

Когда нужно обращаться в суд

Сразу после столкновения автомобилей граждане должны оформить документы и зафиксировать все обстоятельства ДТП. Это необходимо для получения выплат по страховке ОСАГО. Программа обязательного страхования предусматривает следующие размеры максимальных выплат, на которые смогут рассчитывать пострадавшие:

  • для возмещения повреждений, полученных автотранспортом – не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения ущерба, причиненного иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения вреда здоровью и жизни потерпевшим – не более 500 тыс. руб.

Рассчитывать на быстрое получение всех причитающихся выплат можно только при правильном оформлении извещения о ДТП и иных документов, при соблюдении срока и правил обращения в страховую компанию. Однако даже выполнение всех требований и условий программы ОСАГО не может гарантировать получение компенсации, если страховщик будет нарушать свои обязательства.

Проблемы со своевременным и полным получением компенсации возникают практически у всех автовладельцев. Выделим наиболее распространенные ситуации, когда гражданам не избежать судебного разбирательства:

  1. если повреждения машины или вред здоровью не были признаны страховым случаем;
  2. если страховщик незаконно отказал в принятии документов о выплате возмещения по ОСАГО;
  3. если по итогам экспертизы машины был занижен характер и степень повреждений, а также размер ущерба;
  4. если нарушены сроки перечисления выплат или направления машины на восстановительно-ремонтные работы;
  5. если страховая компания оставила без ответа претензию гражданина, либо направила необоснованный отказ в ее удовлетворении.

Правила судебного разбирательства

При рассмотрении дела обязанность доказывания будет возложена на ответчика, так как разбирается вопрос о нарушении прав потребителя. Выделим ключевые нюансы, которые нужно учитывать в судебном процессе:

  1. страховая компания вправе представить свои возражения и пояснения относительно заявленных требований;
  2. в судебном порядке подлежит взысканию компенсация морального вреда – ее размер определит суд с учетом характера нравственных страданий истца;
  3. при удовлетворении иска в пользу автовладельца будут взысканы все расходы, связанные с обращением в страховую компанию и суд, в том числе затраты на независимого эксперта, за услуги юриста и т.д.
Читайте также:  Как вернуть жену если она полюбила другого советы

Судебная практика по износу

Длительное время считалось, что со страховой компании невозможно требовать полной суммы ремонта, поскольку СК учитывала износ деталей на момент аварии. Некоторые суды посчитали, что если считать запчасти по полной стоимости, как новые, то это является неосновательным обогащением. Споры были длительными и конец им смог положить только официальный комментарий Конституционного суда.

На данный момент всю недостающую сумму по износу, если не хватило денег для ремонта, разрешено требовать с виновника происшествия. Для этого потребуется заказать независимую экспертизу, а уже после досудебной претензии выдвигать иск. Имейте в виду, что начинать подобное дело стоит только если вы уверены, что с виновной стороны получится получить недостающие средства. Нередки случаи, когда водители утверждали, что у них нет средств и предоставляли справки о доходах, после чего суд либо присуждал меньшую сумму, либо разделял выплату присужденных средств на несколько лет.

Как проходит судебный процесс

Первое заседание (предварительное) чаще всего назначается не раньше чем через месяц после подачи иска. На первом заседании у сторон есть возможность ещё раз урегулировать вопрос мирным путём. Как правило, заседание проходит в форме беседы: можно подать ходатайства, предъявить дополнительные доказательства, подкорректировать сумму иска.

Достаточно часто вопрос решается ещё на досудебном заседании. Стороны договариваются, идут на взаимные уступки, подписывается мировое соглашение. Если консенсус так и не было достигнут, истца и ответчика ожидает череда судебных заседаний, которые могут растягиваться на несколько месяцев.

Чаще всего после предварительного судебного заседания суд назначает дополнительную независимую экспертизу. Ведь у страховщика своё заключение экспертов, а у застрахованного – своё. Стоит понимать, что в результате проведения экспертизы судом сумма ущерба будет несколько ниже заявленной в иске.

После того как суд примет решение, ответчик имеет право в течение месяца его обжаловать. Если апелляции не было, то после 30-дневного срока истцу необходимо написать заявление в суд на получение исполнительного листа. Если страховая не выплачивает деньги, то с этим листом обращаются к приставам, которые и будут занимать вопросом взыскания денег.

Стоит ли обращаться к автоюристу?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но с большой долей вероятности стоит. Дело в том, что судебный и досудебный процессы всегда содержат большое число процессуальных действий, ошибки в которых стоят отсутствия тех или иных доказательств. А страховые компании имеют своих юристов.

Тем не менее, порядок действий при отказе страховой в выплате или ремонте не так сложен. Просто ситуации бывают нестандартные в виде непопулярных оснований отказов (например, неявный третий участник ДТП, неочевидная виновность лица).

Ваш представитель всегда оценит прогноз по делу перед тем, как приступить к нему и брать с Вас оплату.

Вы можете задать вопрос автоюристу абсолютно бесплатно, и он сможет проконсультировать Вас конкретно по Вашему страховому случаю!

Получаем отказ и оцениваем перспективы

Итак, если Вас постигла неудача, и Вы столкнулись с одним из 2 последних пунктов в списке выше, то отчаиваться не стоит. Отказ страховой может оказаться вовсе не неудачей, а дополнительными «бонусами» при выигрыше дела, которые могут вылиться в суммы, превышающие саму стоимость возмещения ущерба от ДТП.

Что это за «бонусы»? Их мы подробно рассмотрим ниже, а здесь приведём кратко список:

  • реальная сумма ущерба будет оцениваться независимой организацией, это значит, что она не будет занижена или менее занижена (из-за методики расчёта с учётом износа),
  • по истечении 20 дней срока на возмещение страховая платит 1% за каждый день просрочки от суммы ущерба,
  • в случае отказа досудебного урегулирования спора страховщику полагается штраф 50% от суммы выплаты в пользу истца,
  • часто можно возместить небольшую сумму морального вреда.

И всё это без учёта того, что в случае выигрыша по отказу страховая компания возмещает Вам все текущие расходы, в том числе автоюриста, экспертизы, пересылки почты, телеграм и прочих, если они были.

Особенности споров по ОСАГО

Основная специфическая черта обязательного автострахования — наличие лимита страховой выплаты. По имущественному ущербу это 400 тысяч рублей, по ущербу жизни и здоровью — 500 тысяч рублей. Согласно закону, при недостаточности возмещения потерпевший вправе требовать недостающую сумму с причинителя вреда. И поскольку сумма в 400 тысяч рублей часто не покрывает стоимость ремонта нового импортного автомобиля, пострадавший оказывается в ситуации многостороннего спора: урегулировать вопрос с возмещением нужно и со страховой, и с виновником ДТП.

По закону об ОСАГО, для определения стоимости ремонта авто назначается независимая экспертиза, в которой расчет проводится исключительно по установленной единой методике. Эта же методика применяется при судебной экспертизе. В связи с этим, оспорить размер выплаты по ОСАГО сложно, однако на практике такие случаи есть.

Читайте также:  Документы для продления ВНЖ в Болгарии для пенсионеров

Порядок действий после получения судебной повестки

Прежде всего необходимо максимально подробно восстановить историю о произошедшем ДТП, из-за которого собственно и был инициирован процесс. Более того, желательно найти все имеющиеся по тому случаю документы из ГИБДД (извещение, справка о ДТП, постановление и прочее). Во многих ситуациях это помогает найти какие-либо важные доказательства по делу, ведь если для обычного гражданина поход в суд – событие из ряда вон выходящее, то для страховщиков это не более чем рутина, таких процессов у них постоянно открыто несколько десятков. Поэтому вполне возможно, что с их стороны имела место неправильная трактовка событий ДТП или вовсе их умышленное искажение.

Нельзя забывать, что все страховые споры имеют свой срок исковой давности – 3 года. Одно из важных отличий суброгации от регресса заключается в том, что для суброгации эти три года начинают исчисляться непосредственного с того момента, как был зафиксирован страховой случай. При регрессе же таким событием является дата выплаты страховой компанией возмещения.

Некоторые граждане могут не обратить на дату особого внимания, но это очень важно, ведь зачастую страховщики подают иски именно к концу установленного срока, в расчете на то, что ответчик уже порядком забыл особенности давно произошедшего ДТП и не сможет должным образом отреагировать на предъявленные претензии. В силу этого, а также ранее упомянутой рутинности данных процессов для страховой, нередко с их стороны возникают небольшие просрочки, особенно если дело касается суброгации

В таком случае можно смело указывать суду на нарушение сроков исковой давности – такое дело не будет даже рассматриваться.

Чего точно не стоит делать при получении от страховой компании повестки в суд – игнорировать данное событие и не являться на судебные заседания. Ведь отсутствие ответчика может быть расценено судом как его согласие с требованиями истца.

Как подать в суд на страховую компанию по ОСАГО

» Закон РФ обязывает всех владельцев авто оформлять полис обязательного страхования. Поэтому практически весь транспорт на территории России застрахован. И в случае аварии страховые организации несут обязательства перед пострадавшим, выплачивая определенную компенсаторную сумму.

Для этого, в случае ДТП, представитель страховой компании проводит экспертизу, по результатам которой и начисляется возмещение. Но чаще всего, перечисленных денег на ремонт машины не хватает, и водитель задумывается: стоит ли судиться со страховой организацией? Для начала, нужно разобраться в некоторых факторах:

  • Взыскивая ущерб через суд, придется, для начала, потратить деньги на оплату услуг собственного эксперта, юриста. Но все затраты, в итоге, компенсирует страховая фирма. Если судья подтвердит правоту пострадавшего, страховщик выплатит и недостающую сумму.
  • Специалисты компании, которые проводят оценку ущерба, не такие уж и независимые. Они осуществляют экспертизу в интересах того, на кого работают. Даже, если нарушение оценки видно, так сказать, «невооруженным глазом», доказать это вряд ли получится.

Конечно, стоит ли добиваться справедливости через судовую инстанцию, решать лично автовладельцу.

Но грамотный юрист всегда поможет выиграть дело. А по статистике, большинство пострадавших, которые обратились в судовой орган за увеличением компенсации, спор выиграли. Кроме того, с недавних пор страховые споры подпали под закон «О защите прав потребителей». У потерпевших появилась возможность получать компенсацию от суммы, взыскиваемой судом.

Взыскание разницы износа с виновника – это законно?

В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!

Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно. Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.

Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.

Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *