- Жилищное право

Обязанность содержать ребенка возлагается на родителей государство органы опеки и попечительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанность содержать ребенка возлагается на родителей государство органы опеки и попечительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Основание возникновения прав и обязанностей родителей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, то есть 18 лет. Родители осуществляют свои права и обязанности в отношении детей до момента совершеннолетия последних.

Обратите внимание: российское законодательство устанавливает случаи, при наступлении которых ребенок может стать совершеннолетним и обрести полную дееспособность до наступления возраста 18 лет. К таким случаям законодатель относит вступление в брак несовершеннолетнего лица, а также осуществление им трудовой или предпринимательской деятельности.

Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей является установленное в законном порядке их кровное родство, то есть происхождение ребенка от конкретных матери и отца.

Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка в медицинской организации.

Если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, то отцом ребенка автоматически признается супруг матери ребенка.

Важно знать: если в течение трехсот дней после расторжения брака бывшая супруга родила ребенок, то отцом ребенком автоматически признается бывший муж матери ребенка.

В ситуации, когда ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления от матери и отца ребенка в органы ЗАГСа.

В случае смерти матери ребенка или невозможности установить ее настоящее местонахождение отцовство устанавливается по заявлению отца с согласия органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то отцовство устанавливается в судебном порядке.

Сотрудники ЗАГСа вносят в актовую запись о рождении ребенка запись о его родителях, которая и является подтверждением родства между родителями и ребенком.

Опекуны и попечители. Установление опеки.

Опекун (попечитель) назначается органами опеки и попечительства по месту жительства нуждающегося в опеке лица. Это происходит в течение месяца с момента, когда стало известно о такой необходимости. Началом месячного срока служит день вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о лишении родителей родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или день вступления в силу приговора суда относительно родителей ребенка.

Датой утраты родительского попечения признается день смерти одинокой матери, последнего из родителей и т. д. В случае если дату возникновения потребности в опеке (попечительстве) установить невозможно, она соответствует дню составления акта обследования уполномоченным на это лицом. При обращении потенциального опекуна (попечителя) в органы местного самоуправления с просьбой о его назначении, месячный срок исчисляется со дня подачи такого заявления.

При определенных обстоятельствах опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства, расположенным по месту жительства опекуна (попечителя). Например, если он уже перевез нуждающегося в помощи гражданина к себе в дом или не имеет возможности долго пребывать в доме своего подопечного. Если опека оформляется по месту жительства опекуна (попечителя), то все необходимые документы он получает по месту принятия постановления об опеке, однако затем личное дело подопечного пересылается по месту жительства подопечного.

Если нуждающемуся в опеке или попечительстве опекун (попечитель) в течение месяца не назначен, исполнение обязанностей по опеке временно возлагается на сам орган опеки и попечительства. Эти обязанности органы опеки несут столько времени, сколько потребуется для поиска и назначения опекуна (попечителя) или подбора соответствующего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении. При принятии решения о назначении опекуна (попечителя) орган местного самоуправления выдает ему экземпляр постановления и удостоверение опекуна.

Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:

  • направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
  • проверять условия жизни подопечных;
  • проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
  • устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
  • отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
  • оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
  • выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
  • заключать договоры опеки и попечительства и т.п.

Функции органов опеки и попечительства обеспечены положениями ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве».

Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:

  • подопечный был признан полностью дееспособным;
  • при самостоятельном решении ответственного лица;
  • в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
  • при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
  • при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
  • в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:

  • нарушены права и интересы подопечного;
  • выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
  • подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
  • обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.

Зачем ее необходимо оформлять

В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.

Читайте также:  Лишение пенсии по потере кормильца

К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.

Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).

Обязанности органов опеки и попечительства

Государственный орган имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношения Имущественные Семейные
  1. Назначение помощника для патронажа.
  2. Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  3. Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  4. Быть свидетелем в суде, в пользу разрешения пользования имуществом граждан в возрасте от 14-18 лет.
  5. Контролировать соблюдение прав подопечных.
  6. Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  7. Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  8. Давать разрешение на перевод из одного учебного заведения в другое.
  9. Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  1. Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  2. Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  3. Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  4. Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками органами опеки и попечительства.
  5. Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  6. Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  1. Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  2. Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  3. Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  4. Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  5. Урегулировать конфликты между опекуном и опекаемым.
  6. Быть свидетелем в суде о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  7. Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  8. Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  9. Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Однако согласно ст. 132 Конституции РФ и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

В соответствии с Законом РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК, в ГК, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

В СК не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрацией).

Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации, конкретное наименование должности которого устанавливается исходя из местных традиций и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении (ст. 30 Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации).

Например, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Департамент образования г. Москвы.

В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Департамент образования.

СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

Читайте также:  Субсидии на бизнес от государства 2023 году

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях.

Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения.

Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной ��ащиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев.

Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства.

Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896.

Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т.д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т.д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т.д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

Что входит в функции органов опеки и попечительства?

Основная обязанность этой муниципальной структуры – решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.

ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:

  1. Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
  3. Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.

Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.

Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача – выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.

Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:

  • выявление детей возрастом до 18 лет, которые остались без опеки родителей;
  • учет несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей;
  • представление и защита несовершеннолетних органами опеки не достигших совершеннолетия до момента передачи в специализированные учреждения или под опеку третьих лиц;
  • контроль и проверка психологического, социального и материального положения детей, после передачи опекунам или в детские дома.

Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.

Вопрос опекунства на законодательном уровне регулируется законом от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейный кодексом РФ (СК РФ), а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ). На воспитание к опекунам попадают малолетние дети, которым еще не исполнилось 14 лет (ст. 32 ГК РФ). По достижению 14-летнего возраста над ними может быть установлено попечительство.

Опекуны наделены практически такими же правами по отношению к детям, как и родители, но имеются некоторые особенности. Так, граждане, которые взяли на себя обязанность опекунства над несовершеннолетним ребенком, согласно ст. 148.1 СК РФ и ст.15 №48-ФЗ, вправе:

  1. Самостоятельно выбирать методы воспитания подопечного, но обязательно с учетом рекомендаций органа опеки и попечительства. Кроме этого, мнение ребенка также должно быть учтено.
  2. Выбирать наиболее подходящее общеобразовательное учреждение, мнение несовершеннолетнего также должно учитываться.
  3. Обращаться в суд для решения вопроса возврата ребенка, если его незаконно удерживают другие лица, не имеющие на это оснований (родители, родственники и прочие).
  4. Обращаться в соответствующие органы за получением материальной поддержки (пособие, льготы).
  5. Выступать в роли истца при обращении в суд для взыскания обязательств, касающихся ребенка (например, получение алиментов).
  6. Защищать права и интересы ребенка всеми возможными законными методами.
Читайте также:  Размер выплат при сокращении работника 2023 году

Права опекунов очень тесно связаны с их обязанностями, а также с правами самого несовершеннолетнего подопечного. Опекун своими действиями не должен каким-либо образом ущемлять права и интересы ребенка.

Права ребенка под опекой

В Семейном Кодексе РФ указан круг лиц, которые могут нуждаться в попечительстве. Несовершеннолетние и недееспособные граждане обладают большим количеством прав, закрепленных в статье 148 и главе 11 СК. Находящиеся под попечительством дети наделены следующими возможностями:

  1. Могут воспитываться в семьях официальных опекунов.
  2. Совместное проживание с куратором.
  3. Обеспечение со стороны опекуна достойными условиями для воспитания, проживания, образования, всестороннего развития.
  4. Несовершеннолетние должны в полном объеме и без задержек получать все причитающиеся им по закону пособия и выплаты, пенсии, алименты.
  5. Опекаемые на законодательном уровне защищаются от злоупотреблений, жестокости, неправомерного поведения со стороны попечителей.
  6. При наличии у несовершеннолетних родителей или других родственников, им кураторы обязаны обеспечить общение и свидания, если иное не предусмотрено решением органа опеки и попечительства. Такие возможности им обеспечиваются Семейным Кодексом, в частности статьями 55, 57.

Не достигшие совершеннолетия граждане, а также недееспособные лица, которые находятся под опекой, сохраняют за собой в собственности жилье. Если такого объекта недвижимости у них нет, то на основании регламента Жилищного законодательства они могут претендовать на получение жилых помещений.

Прекращение опекунства

Согласно ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48, опекунские полномочия прекращаются в случае смерти одной из сторон, достижения подопечным совершеннолетия или обретения дееспособности, истечения срока установления опекунства, а также освобождения или отстранения опекуна от исполнения его функций.

Освобождение лица от исполнения обязанностей опекуна может быть временным, в том числе в случае, если между сторонами опекунства возникли противоречия интересов. Кроме того, закон требует отстранения лица, исполняющего опекунские полномочия, в случае:

  • ненадлежащего исполнения возложенных функций и полномочий;
  • нарушения прав и интересов опекаемого;
  • осуществления опекунства в корыстных целях;
  • оставления подопечного без надзора и помощи;
  • выявления существенных нарушений правил управления имуществом опекаемого и его охраны.

Прекращение опеки оформляется актом компетентных должностных лиц. Кроме того, прекращение опеки возможно и по просьбе самого опекуна.

Равные права с другим родителем

Как это работает. Когда рождается ребенок, у родителей появляются родительские права. Они закончатся, когда ребенок станет совершеннолетним или полностью дееспособным. Эти права одинаковые у матери и отца. Нет такого права, которое есть у матери, но отец по отношению к ребенку его не имеет. При этом родители могут быть женаты, в разводе или вообще не в браке и у них даже разные семьи. Права все равно равные, если только их не ограничил суд.

Единственное условие: оба родителя должны быть указаны в свидетельстве о рождении. Биологического отцовства для прав недостаточно: они появятся у того, кто записан в документах. Если отца формально как бы нет, то и родительских прав у него нет: он не может запретить ребенку выезд за границу, решать вопросы по месту жительства или получать информацию в поликлинике.

ООП и имущество подопечных

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

При этом попечители должны получить разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *