Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индивидуальный подоходный налог в Казахстане 2023: как рассчитать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.
Налоговый период в Казахстане – что это?
Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).
Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.
Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.
Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.
Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.
За что могут аннулировать (РПП) ВНЖ в Казахстане?
Что касается самого (РПП) ВНЖ в Казахстане, в соответствии с п. 13 ст. 49 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» в выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан отказывается иностранцам и лицам без гражданства, либо выданное ранее разрешение аннулируется:
13) получившим разрешение на постоянное проживание и проживающим на территории Республики Казахстан менее 183 календарных дней в пределах любого последовательного 12-месячного периода с даты выдачи разрешения на постоянное проживание;
Если в РК было открыто ИП, которое иностранец вправе зарегистрировать исключительно на основании РПП (ВНЖ) и при этом у него есть намерение уехать из РК более чем на пол года (например фриланс в Таиланде), надо подготовить документы что выезд из РК связан с обучением, еще на территории РК, например заключить договор с языковым центром, а по прибытии в другую страну, получить студенческую визу, при этом обязательно письменно согласовать такой выезд с миграционной службой МВД РК.
В таком случае, на период обучения физическое лицо будет признаваться постоянно пребывающим в РК, в ином случае в любой момент ВНЖ может быть аннулировано и следом за ним ИП со всеми вытекающими, при условии что предприниматель отсутствует в РК более чем 183 дня в 12-месячном периоде и да, предложенный мной вариант очень шаткий, именно по этому если фрилансер не проживает в РК открывать ИП в Казахстане, плохая идея.
Как заполнить и сдать декларацию по УРН?
Декларация по УРН заполняется и сдается в электронном виде через портал электронного правительства (egov.kz) или через личный кабинет на сайте налогового органа (kgd.gov.kz). Для этого необходимо иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Декларация по УРН заполняется по форме 910.00 и сдается ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Например, декларация за первый квартал должна быть сдана не позднее 15 апреля.
Выплата в связи с потерей работы
Социальная выплата по потере работы из Государственного фонда социального страхования назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в центре занятости населения.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода.
Сейчас коэффициент замещения дохода составляет 0,4. То есть каждая выплата составляет 40% от того дохода, что был ранее. Получить выплату можно от одного до шести раз (по одной в месяц) – в зависимости от стажа участия в системе.
С 1 января 2023 года коэффициент замещения дохода увеличится с 40 до 45% от того дохода, который получал безработный, пока работал.
При этом порядок назначения выплаты будет сохранён и будет распространяться только на участников системы, потерявших работу и получившим статус безработного.
Повышение размеров социальной выплаты по потере работы также коснётся действующих получателей по состоянию на 1 января 2023 года. Никакие заявки подавать не нужно – размер выплаты увеличится автоматически.
Как считать налоговые вычеты по ИПН в 2022 году
Получатель пенсионных выплат по графику в соответствии с Правилами № 1042 представляет нижеперечисленный перечень документов в зависимости от способа обращения получателя в ЕНПФ:
Лица, имеющие право на выплату пенсионных накоплений из ЕНПФ |
Способ подачи документов |
Перечень необходимых документов |
1) Мужчины — по достижении — 63 лет, женщины – 58 лет (с 1 января 2018 года — 58,5 лет; с 1 января 2019 года — 59 лет; с 1 января 2020 года — 59,5 лет; с 1 января 2021 года — 60 лет; с 1 января 2022 года — 60,5 лет; с 1 января 2023 года — 61 года; с 1 января 2024 года — 61,5 года; с 1 января 2025 года — 62 лет; с 1 января 2026 года — 62,5 лет; с 1 января 2027 года — 63 лет); 2) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно |
При личном обращении в офис ЕНПФ |
1) копия документа, удостоверяющего личность получателя, и оригинал для сверки; 2) сведения о банковском счете получателя. |
Через поверенного/законного представителя (документы принимаются только при личном обращении в офис ЕНПФ поверенного/законного представителя) |
1) нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность получателя; 2) оригинал нотариально удостоверенной доверенности или ее нотариально засвидетельствованная копия для представления интересов получателя ЕНПФ с правом подписания заявления от имени получателя и подачи всех необходимых документов либо в случае обращения законного представителя — удостоверение законного представителя/справка о назначении законного представителя; 3) копия документа, удостоверяющего личность* поверенного/законного представителя, и оригинал для сверки; 4) сведения о банковском счете получателя. |
|
Посредством почтовой связи |
1) заявление о назначении пенсионных выплат согласно форме, утвержденной внутренним документом ЕНПФ, которая заполняется получателем самостоятельно (актуальная форма бланка заявления размещена на сайте ЕНПФ), при этом подпись получателя в заявлении о назначении пенсионных выплат нотариально свидетельствуется; 2) нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность получателя; 3) сведения о банковском счете получателя. |
* Согласно подпункту 13) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность» документом, удостоверяющим личность иностранца, является заграничный паспорт. Соответственно, если поверенным лицом является иностранец, то в ЕНПФ необходимо предоставить заграничный паспорт (внутренний паспорт иностранца, в т.ч. гражданина Российской Федерации, не подлежит рассмотрению).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил консульской легализации, утвержденных Приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 21 ноября 2000 г. № 264, консульская легализация заключается в проверке соответствия документов действующему законодательству государства пребывания и представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве. Легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении. Целью легализации является обеспечение гарантии органам страны, где документ предназначен действовать, в том, что документ является подлинным и оформлен должным образом.
На документах или актах, отвечающих требованиям легализации, совершается легализационная надпись установленного образца. В тех случаях, когда для легализационной надписи нет места, она совершается на отдельном листе, который подшивается к документу или акту и скрепляется с последним печатью и подписью лица, совершившего легализацию.
Как изменятся для казахстанцев пороги достаточности в 2023
1 января 2023 года вступает в силу Методика определения минимального порога достаточности пенсионных накоплений. Эта методология определяет необходимые суммы пенсионных средств, которые могут быть изъяты при превышении минимального порога достаточности.
Возраст, лет | Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2023 год | Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2022 год |
20 | 3 260 000 | 3 140 000 |
21 | 3 380 000 | 3 250 000 |
22 | 3 510 000 | 3 370 000 |
23 | 3 630 000 | 3 490 000 |
24 | 3 760 000 | 3 610 000 |
25 | 3 890 000 | 3 730 000 |
26 | 4 030 000 | 3 860 000 |
27 | 4160 000 | 3 980 000 |
28 | 4 300 000 | 4 110 000 |
29 | 4 440 000 | 4 240 000 |
30 | 4 580 000 | 4 370 000 |
31 | 4 720 000 | 4 510 000 |
32 | 4 870 000 | 4 640 000 |
33 | 5 010 000 | 4 780 000 |
34 | 5 160 000 | 4 920 000 |
35 | 5 310 000 | 5 060 000 |
36 | 5 470 000 | 5 200 000 |
37 | 5 620 000 | 5 350 000 |
38 | 5 780 000 | 5 490 000 |
39 | 5 940 000 | 5 640 000 |
40 | 6 100 000 | 5 790 000 |
41 | 6 270 000 | 5 950 000 |
42 | 6 440 000 | 6 100 000 |
43 | 6 610 000 | 6 260 000 |
44 | 6 780 000 | 6 420 000 |
45 | 6 950 000 | 6 580 000 |
46 | 7 130 000 | 6 750 000 |
47 | 7 310 000 | 6 920 000 |
48 | 7 490 000 | 7 090 000 |
49 | 7 670 000 | 7 260 000 |
50 | 7 860 000 | 7 430 000 |
51 | 8 050 000 | 7 610 000 |
52 | 8 240 000 | 7 790 000 |
53 | 8 440 000 | 7 970 000 |
54 | 8 640 000 | 8 150 000 |
55 | 8 840 000 | 8 340 000 |
56 | 9 040 000 | 8 530 000 |
57 | 9 250 000 | 8 720 000 |
58 | 9 460 000 | 8 920 000 |
59 | 9 670 000 | 9 120 000 |
60-62 | 9 890 000 | 9 120 000 |
Как сумма ЕСП распределится по налогам?
Сумма единого совокупного платежа распределяется Государственной Корпорацией в следующей пропорции:
Вид платежа | Доля в процентах | Республиканский и админ. центр (1 МРП) | Прочие города (0,5 МРП) |
ИПН (индивидуальный подоходный налог) | 10% | 345 | 172,5 |
ЕНПФ (пенсионные взносы) | 30% | 1 035 | 517,5 |
ФСМС (обязательное медицинское страхование) | 40% | 1 380 | 690 |
ГФСС (социальные отчисления) | 20% | 690 | 345 |
Налоги и взносы с заработной платы
При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.
На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:
- Подоходный налог (ИПН);
- Пенсионные взносы (ОПВ);
- Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
- Отчисления на медстрахование (ООСМС);
- Социальный налог (СН);
- Социальные отчисления (СО).
Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.
Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).
Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.
В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:
Вид налога, взноса, отчисления |
Краткое обозначение |
Ставка |
Предел дохода |
Формула расчета |
«За чей счет?» |
Подоходный налог |
ИПН |
10% |
нет |
(Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10% |
Сотрудника |
Пенсионные взносы |
ОПВ |
10% |
До 50 МЗП |
Доход работника * 10% |
Сотрудника |
Медицинские взносы |
ВОСМС |
2% |
До 10 МЗП |
Доход работника * 2% |
Сотрудника |
Медицинские отчисления |
ООСМС |
2% |
До 10 МЗП |
Доход работника * 2% |
Работодателя |
Социальные отчисления |
СО |
3,5% |
Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП |
(Доход работника – ОПВ) * 3,5% |
Работодателя |
Социальный налог |
СН |
9,5% |
Не менее 1 МЗП |
(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО |
Работодателя |
Профессиональные пенсионные взносы* |
ОППВ |
5% |
нет |
(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО |
Работодателя |
Как прогрессивный ИПН влияет на потребительский спрос
Сторонники сохранения пропорциональной шкалы налогообложения доходов физических лиц считают: поскольку переход к прогрессивным ставкам теоретически означает увеличение налоговой нагрузки на часть населения, это приведет к соответствующему уменьшению дохода упомянутой части граждан. В результате это снизит покупательский спрос и тем самым замедлит темпы экономического развития.
Действительно, налоговая политика государства, направленная на эффективное налогообложение населения, играет решающую роль в регулировании покупательского спроса. Вопрос в другом – может ли повышение ставок ИПН одновременно увеличивать спрос населения на товары и услуги? Если увеличение налоговой нагрузки сказывается на доходах наиболее обеспеченной части населения и в то же время обеспечивает реальное снижение налоговой нагрузки для подавляющего большинства населения, то ответ, безусловно, будет положительным. При условии введения эффективной шкалы налоговых ставок и не облагаемого налогом минимума сокращения покупательной способности населения не произойдет.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения, ориентированной на сверхдоходы, снизит реальные доходы исключительно богатых граждан, которые распределяются при действующем пропорциональном налогообложении не на потребление, а на сбережения или экспорт на счета в иностранных банках. Таким образом, при введении эффективной шкалы налоговых ставок и не облагаемого налогом минимума покупательная способность населения не снизится. Наряду с этим, если принять адресные меры (всеобщее декларирование, компенсация расходов на социально значимые нужды за счет сокращения налогооблагаемой базы) одновременно с введением прогрессивных ставок по ИПН в части налогообложения доходов населения с низким и средним доходом, можно достичь другого результата – увеличения покупательского спроса.
Авторы материала :
доктор экономических наук, профессор Айнагуль Адамбекова,
кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Меруерт Кульжабаева,
кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Яна Ералиева – являются преподавателями Университета Нархоз.
Какими будут минимальная зарплата и пенсия в 2022 году
По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.
«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.
По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.
«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.
Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.
«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Как рассчитать налоги и платежи с заработной платы в 2021 году
Величина прожиточного минимума, который используется для исчисления размеров базовых социальных выплат, с 1 января составит 34 302 тенге. Ранее этот показатель составлял 32 668 тенге.
Повышение коснется и месячного расчетного показателя (МРП), который используют для расчета пособий, штрафов, налогов и других платежей. С 1 января 2021 года МРП вырастет на 139 тенге — с 2 778 тенге до 2 917 тенге.
Повысится размер единовременного государственного пособия, который из госбюджета выплачивают всем родившим женщинам — как работающим, так и не работающим.
Размер этого пособия фиксированный и соответственно составит:
- на первого, второго и третьего ребенка — 38 МРП, или 110 846 тенге;
- на четвертого и более детей — 63 МРП, или 183 771 тенге.
Токаев предложил в два раза увеличить размер пособия переселенцам
Также повысится размер ежемесячного пособия, которое выплачивается, пока ребенку не исполнится один год. Для неработающих граждан размер пособия составляет:
- на первого ребенка – 5,76 МРП, или 16 801 тенге;
- на второго ребенка – 6,81 МРП, или 19 864 тенге;
- на третьего ребенка – 7,85 МРП, или 22 898 тенге;
- на четвертого и более – 8,9 МРП, или 25 961 тенге.
Вместе с тем, в Казахстане для многодетных семей выплачивают отдельное ежемесячное пособие, размер которого с 1 января также повысится. Пособие для многодетной семьи составляет:
- на четверых детей – 16,03 МРП, или 46 759 тенге;
- на пятерых детей – 20,04 МРП, или 58 456 тенге;
- на шестерых детей – 24,05 МРП, или 70 153 тенге;
- на семерых детей – 28,06 МРП, или 81 851 тенге;
Для семей, воспитывающих восьмерых и более детей, пособие рассчитывается иначе: в зависимости от количества детей в семье. В таких семьях на каждого ребенка ежемесячно приходится 4 МРП, или по 11 668 тенге.
Налоговые вычеты по ИПН в 2021 году
Вычет по пенсионным выплатам предоставляется в размере 1 МЗП за каждый месяц по выплатам из пенсионных накоплений налогоплательщиков, сформированных за счет:
- Обязательных пенсионных взносов;
- Добровольных пенсионных взносов;
- Обязательных профессиональных пенсионных взносов.
По выплатам физическим лицам-резидентам РК, достигшим пенсионного возраста и выехавшим на ПМЖ за пределы РК, предоставляется вычет в размере 12 МЗП.
Вычет по договорам накопительного страхования предоставляется в размере 1 МЗП за каждый месяц начисления дохода, за который осуществляется страховая выплата.
Полезно
- При частичном снятии пенсионных накоплений в 2021 году, при исчислении ИПН, вправе ли лицо получить налоговый вычет в размере 1 МЗП?
Данный вычет предоставляется за каждый календарный месяц в размере 1 МЗП. Максимальный предел вычета за год – 12 МЗП.
Полезно по вычету 1 МЗП
- Применяется ли стандартный вычет в размере 1МЗП за месяцы, в которых отсутствовал доход у работника?
- Можно ли сотруднику предоставить стандартный налоговый вычет в размере 1 МЗП в месяце его трудоустройства?
Вычет предоставляется по расходам на уплату добровольных пенсионных взносов при предоставлении подтверждающих документов.
К подтверждающим документам относятся: договор о пенсионном обеспечении, документ, подтверждающий уплату.
Вычет предоставляется в том периоде, в котором произведена уплата добровольных пенсионных взносов.
Вычет предоставляется по расходам на оплату медицинских услуг (кроме косметологических).
Вычет не должен превышать 94 МРП за календарный год и предоставляется при наличии подтверждающих документов:
- договор на оказание платных мед услуг;
- выписка, содержащая информацию о стоимости мед услуг;
- документ, подтверждающий уплату.
Предоставление вычета производится по наиболее поздней из дат: дата получения медицинских услуг, дата оплаты медицинских услуг.
При оплате медицинских услуг в иностранной валюте, пересчет сумму производится по курсу на дату платежа.
Полезно по вычету на медицину
- Можно ли применить налоговый вычет на медицину сотруднику на основании АВР (Акта выполненных работ)?
В 2022 году уведомления на вычет по НДФЛ будут выдавать по-новому
Задумывался ли ты по каким причинам могут отклонить твою кредитную заявку даже лояльные МФО? А причины для этого все же есть, и они достаточно серьезные. С негативной КИ все понятно, эта тема активно обсуждается почти на каждом тематическом ресурсе. Кроме плохой кредитной «биографии», против тебя играет несколько факторов.
- от 10000 тенге
- от 35000 тенге
- от 50000 тенге
- от 75000 тенге
- от 100000 тенге
- от 200000 тенге
- от 300000 тенге
- от 500000 тенге
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |