Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попал в ДТП на рабочем автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015). |
Как отбить претензии налоговиков
Налог на добавленную стоимость
Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.
Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.
Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).
Налог на прибыль организаций
Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.
Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).
Налог на доходы физических лиц
У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).
У машины не было ОСАГО – что будет?
Если полис автогражданки не оформлялся вовсе, тогда весь ущерб будет платить организация, владеющая автомобилем, которым управлял виновник ДТП.
В случаях, когда организация довольно крупная, и у неё есть деньги, потерпевшему даже проще получить возмещение ущерба с неё сразу по среднерыночным ценам, а не бодаться со страховой за выплату по ценам РСА, а потом доплату разницы.
Но когда контора виновника не платежеспособна, тут дела плохи, и без судебных разбирательств не обойтись.
Бывают случаи, когда на момент ДТП у водителя имеется полис ОСАГО, но потом от страховых компаний приходит отказ в выплатах, так как полис был расторгнут. Такое часто бывает с машинами такси, поскольку, желая сэкономить, фирмы-собственники при страховании не указывают цель использования транспорта – такси. А предоставление недостоверных сведений является основанием для расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке. Поэтому, если вам дали ознакомиться с полисом на месте ДТП, обратите внимание на цель использования автомобиля.
В случае обоюдной вины
В некоторых случаях виновными в аварии признаются оба водителя. В этом случае страховые компании погашают только 50 % ущерба. Или же ущерб делится по степени виновности водителей.
Но второй водитель имеет полное право потребовать недостающую сумму с организации, которой принадлежал автомобиль первого. А организация в свою очередь может потребовать со своего сотрудника вернуть выплаченную по иску сумму.
Управляя служебным транспортом, не стоит надеяться на то, что в случае нарушения ПДД отвечать за вас будет работодатель. Но если вашей вины в аварии нет, то не стоит ее взваливать на себя.
Запомните! Если же работодатель пытается взвалить всю вину на вас, то лучше обратиться за защитой в суд и заручиться помощью опытного юриста. Он быстрее вас разберется, кто кому и сколько должен.
В случае обоюдной вины
В некоторых случаях виновными в аварии признаются оба водителя. В этом случае страховые компании погашают только 50 % ущерба. Или же ущерб делится по степени виновности водителей.
Но второй водитель имеет полное право потребовать недостающую сумму с организации, которой принадлежал автомобиль первого. А организация в свою очередь может потребовать со своего сотрудника вернуть выплаченную по иску сумму.
Управляя служебным транспортом, не стоит надеяться на то, что в случае нарушения ПДД отвечать за вас будет работодатель. Но если вашей вины в аварии нет, то не стоит ее взваливать на себя.
Запомните! Если же работодатель пытается взвалить всю вину на вас, то лучше обратиться за защитой в суд и заручиться помощью опытного юриста. Он быстрее вас разберется, кто кому и сколько должен.
Привлечение виновного лица к ответственности
Закон категоричен – весь нанесенный имуществу других участников аварий вред должен быть полностью возмещен.
Чтобы нарушителя можно было привлечь к ответственности, в деле должны присутствовать основные составляющие состава преступления:
- объект правонарушения. Им обычно является имущество с нанесенным ему вредом,
- субъект. Это физлицо во вменяемом состоянии и с требуемым объемом дееспособности,
- объективная сторона. Это связь между противоправными действиями и причиненным вредом и последствиями этой связи,
- субъективная сторона. Это наличие вины.
Если участником ДТП являлся только один источник повышенной опасности (автомобиль), то чтобы привлечь к ответственности виновника аварии для истребования с него компенсации за ущерб, не обязательно наличие вины последнего. То есть не обязательно водитель должен быть нарушителем правил, за нанесенный пешеходу вред он все равно понесет наказание.
Внимание! Имеются исключения:
- у потерпевшего наличествовал умысел, что и привело к возникновению данной ситуации. Здесь имеется в виду пример, когда пешеход по каким-то причинам сам кидается под колеса авто. В итоге ущерб наносится его здоровью, жизни и имуществу (автомобилю),
- причиной аварии стали непреодолимые внешние факторы. Обычно под таким понятием подразумевают катастрофы больших масштабов и стихийные бедствия,
Если же в ДТП участвовало несколько машин, то привлечение к ответственности и распределение ущерба рассчитывается так:
- если вред нанесен пешеходу, то ответственность несет водитель. В нашем случае он был на служебном авто, а значит, солидарную с ним ответственность несет и работодатель. При этом не имеет значения, был виновен водитель в ДТП, или нет,
- если в ДТП пострадали несколько авто, то ответственность водителей будет устанавливаться в зависимости от их степени виновности. То есть все будет рассчитываться на общих основаниях с учетом всех требований, касающихся состава правонарушений и ПДД. Если же виновниками аварии являются оба водителя и степень их вины одинакова, то убытки покрываются в равной мере.
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП.
В последнем случае есть смысл доказать факт нарушения ПДД водителями других ТС, участвовавших в аварии. Доказательствами могут послужить протокол ГИБДД, свидетельские показания. Так что от привлечения сотрудников автоинспекции к делу не отказываемся.
Кроме того, не лишним будет:
- независимая оценка ущерба при аварии,
- техническая экспертиза при аварии.
Если виновником ДТП стал водитель на служебном авто, в результате которого был нанесен ущерб другим ТС и третьим лицам, то возмещение ущерба ложится на предприятие, чей работник и стал виновником ДТП.
Рассматриваться дело по возмещению материального ущерба будет в гражданском суде. Если же в результате аварии был причинен вред здоровью и жизни людей, то такое правонарушение автоматически попадает под юрисдикцию уголовного законодательства.
И кроме возмещения ущерба виновнику происшествия может грозить и уголовная ответственность.
Возможны ли регрессные требования к работнику?
Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.
То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.
Сумма будет выплачена при условии:
- количество имущества предприятия было уменьшено;
- состояние имущества стало значительно хуже;
- были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.
Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.
Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.
Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:
- если совершено уголовное или административное правонарушение;
- работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика
Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).
Таким образом, постановление о привлечении работника к административной ответственности за нарушение ПДД позволяет взыскать с него полную стоимость ремонта автомобиля компании.
Если виновник ДТП был на служебной машине
Ответ: Такие случаи действительно не редкость. Если виновник ДТП был на служебной машине, возникает вопрос, кто должен возмещать ущерб – водитель или организация, которой и принадлежит транспортное средство?
В любом случае, ущерб должен быть возмещен в полной мере по статье 1064 ГК РФ. Согласно статье 1068 ГК РФ, выплата ущерба является обязанностью фирмы, которой принадлежит ТС. Водитель, виноватый в ДТП, является третьим лицом в суде со стороны ответчика (организации, чья машина нанесла вам ущерб). Поэтому, скорее всего, их юрист будет присутствовать при составлении протокола.
Чтобы в итоге не оказаться виноватыми в ДТП и не выплачивать ущерб, которого вы не наносили, лучше всего заранее заручиться поддержкой опытного специалиста, вызвать ГИБДД и независимую экспертизу. Это поможет вам не получить встречную претензию от юриста организации и не оказаться виновником происшествия.
Если вам выплачивает ущерб организация, то по 1081 статье ГК РФ водитель возмещает фирме, в которой работает, ущерб со своей заработной платы. Если он откажется, взыскать с него деньги фирма сможет лишь в судебном процессе. Но в этом случае водителя лишат водительских прав, а значит, он теряет работу. К тому же он должен за свой счет починить служебный автомобиль.
Поэтому водитель абсолютно не заинтересован в том, чтобы оказаться виновником происшествия и будет стараться обратить в свою пользу любые спорные моменты. Примите все меры, чтобы обезопасить свои интересы. Убедитесь, что обстоятельства ДТП и данные водителя зафиксированы.Если есть такая возможность, пригласите на место происшествия независимого эксперта и юриста.
Нормы законодательства, определяющие порядок взыскания
Убыток, причиненный работодателю, определяется по рыночным ценам, действующим в регионе на дату ДТП. Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определяемой по бухгалтерскому учету. Законодательством четко определен порядок размера взыскания с сотрудников, нанесших убытки.
Порядок покрытия ущерба | Статья ТК РФ |
Взыскание с работника сумм в пределах среднего заработка | Ст. 241 |
Взыскание полного материального ущерба | Ст. 242 |
Основания, при которых возможно взыскание полного материального ущерба | Ст. 243 |
Срок предъявления работодателем претензий (установлен в течение месяца со дня определения размера понесенного ущерба) | Ст. 248 |
Величина взыскания с сотрудника может быть в размере среднемесячной заработной платы или полной компенсации при наличии договора о МОЛ. Сумма удерживается из выплат лицу, вносится сотрудником в добровольном порядке единовременным взносом в кассу или, по договоренности с руководителем, частями.
Если сотрудник компании попал в аварию пьяным
Если водитель управлял служебной машиной в пьяном виде и совершил при этом ДТП, и все это подтверждается медэкспертизой и постановлением ГИБДД после разбора ДТП, то он обязан будет возместить весь причиненный ущерб третьим лицам и своему работодателю в полной мере.
Так говорится в пункте 4 части 1 статьи 243 ТК. Если же работник, уличенный в пьяном вождении, смог оспорить наказание и избежать ответственности за вождение в пьяном виде, то и работодатель не сможет взыскать с него ущерб в полном объеме. Ведь его вина не была доказана.
Важно! Чтобы получить со своего работника в полной мере, работодателю необходимо иметь доказательство того, что он управлял служебным транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Водитель на служебном авто нарушил ПДД, что привело к аварии
Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2021 год).
Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.
Когда водителю грозит уголовная ответственность?
Водителю будет грозить уголовная ответственность только в том случае, если он причинил вред пострадавшему в аварии тяжелого уровня, либо даже по причине столкновения, наезда произошла смерть. Тогда начинается рассмотрение дела в рамках уголовного производства. Сначала проводятся мероприятия, которые призваны доказать вину водителя, если она была доказана, то заводится уголовное дело. Степень наказания зависит от нескольких факторов, к ним можно отнести:
- Умышленное было преступление или нет;
-
В каком состоянии был водитель машины;
-
Где произошла авария;
-
Сколько пострадавших.
Сотрудник попал в аварию пьяным
Когда ДТП на служебном автомобиле происходит в тот момент, когда водитель находится под алкогольным опьянением, и это подтверждает медицинская экспертиза и постановление ГИБДД после разбора ДТП, работник компании вынужден будет в полной мере возместить весь нанесенный ущерб третьим лицам и работодателю. Это сказано в четвертом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Если работник сможет избежать ответственности по КоАП за управление служебным ТС в состоянии опьянения, оспорив наказание с использованием процессуальных ошибок инспектора, работодатель тоже не сумеет взыскать стоимость ремонта в полном объеме. Для этого юридическому лицу потребуются доказательства того, что при аварии его сотрудник действительно был под алкогольным или наркотическим опьянением.