- Трудовое право

Зачем вам нужен финансовый управляющий при банкротстве?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем вам нужен финансовый управляющий при банкротстве?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанности управляющего достаточно разнообразны, как и зона его ответственности. За любые нарушения специалист несет административную или даже уголовную ответственность. При этом именно он — ключевая фигура в деле о банкротстве, так как на него возлагается задача по контролю за всеми финансовыми проблемами должника.

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

  • созывать собрание кредиторов;

  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • проводить анализ финансовой деятельности должника;

  • составлять реестр кредиторов;

  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

  • защищать имущество должника;

  • сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.

Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.

  • Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

  • Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.

  • Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.

Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц

Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:

  • Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
  • При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
  • Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.

На что и как нужно жаловаться?

С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.

Нарушения условно можно поделить на:

  1. Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
  2. «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
  3. Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.

При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.

Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.

Формальные нарушения:

1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе

  • сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
  • сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).
Читайте также:  Штраф за не выплату зп в день увольнения в 2023 году

2) сроки проведения мероприятий при банкротстве

  • проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

До конца 2021 года закон «О банкротстве» будет изменен

В Госдуму в середине мая был внесен пакет поправок в закон о банкротстве общим объемом на 519 страниц. Нижняя палата парламента должна была их обсудить и принять до конца весенней сессии. Но пока что рассмотрение поправок не стоит в повестке Думы. А вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их опубликования, то есть, скорее всего, к осени — зиме 2022 года.

Но пока обсуждение поправок отложено. Их будет принимать Госдума нового созыва. Эти новшества уже давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Тогда их довольно жестко раскритиковали заинтересованные структуры и ведомства. Но и сейчас ясно, что в Думе предстоит жесткая битва буквально за любое новшество.

Законопроект с поправками даже вносит новое название для уже давно действующего закона. В новой редакции он называется — федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Упор в нем делается именно на реструктуризацию долгов — как юр лиц, так и физиков.

Сначала вариант поправок обсуждался на совещании у президента 10 февраля 2021 года. Но тогда его разбило в пух и прах управление правовой информации президента. Президент дал поручение устранить все нарекания и внести согласованный министерствами и ведомствами проект в Думу до 10 апреля 2021 года. И вот, более чем через месяц от обозначенной даты «Ч» — свершилось. Поправки начали обсуждать в комитетах Думы.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

Третье. Законопроект планирует ввести бальную систему оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.

Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:

  • за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
  • за конкурсное производство;
  • за реализацию имущества гражданина.

Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.

Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:

  • о СРО, в составе которой числится управляющий;
  • о договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
  • о проведенных им делах о банкротстве, в том числе — успешных (с точки зрения как должника, так и кредиторов);
  • о сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
  • о количестве баллов результативности управляющих и СРО;
  • о судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
  • о его дисквалификации.

Также поправками предусмотрена и новая модель торгов по продаже имущества банкрота.

Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.

Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.

Читайте также:  Ставка земельного налога в Ростовской области в 2023 году

Частые нарушения конкурсного управляющего

Профессиональное несоответствие – весьма редкая причина «отставки» конкурсного управляющего. Все-таки СРО довольно высоко «держат планку» для своих потенциальных членов. И полных непрофессионалов в свои ряды не допускают. Нечасто встречается и злонамеренное причинение убытков, нарушения КоАП, «изгнание» специалиста из СРО,

Пальму первенства уверенно держит простая человеческая забывчивость и невнимательность. Например, финуправ «заработался» и забыл о том, что публиковать на ЕФРСБ данные о ходе банкротства следует вовремя. На первый раз оштрафуют. На второй – могут и отстранить.

Часто встречаются также ошибки при оценке стоимости лотов. Как правило, они не имеют признаков злого умысла, но весьма раздражают собрание кредиторов. Если специалист ошибся крупно, кредиторы будут настаивать на его замене. Нередкой причиной отстранения служат небрежно составленные отчеты собранию кредиторов. Или заставят переделать, или отстранят.

Одним словом, работа конкурсного управляющего происходит под пристальным наблюдением множества глаз, имеющих свой интерес в деле и желающих быть уверенными, что их интересы неукоснительно соблюдаются. Так что ему необходимо постоянно заботиться о корректности своих действий и не совершать крупных просчетов

Отказ финансового управляющего от участия в деле о банкротстве

Может так сложится, что ни один финансовый управляющий из выбранного СРО не даст своего согласия на участие в деле о банкротстве, так как за установленное по закону вознаграждение в размере 25 000 руб. за процедуру сроком минимум 6 месяцев управляющие берутся крайне неохотно. Особенно это распространено в ситуации, когда у должника нет недвижимого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ведь в этом случае, он также лишается права на получение вознаграждения в виде 7% от суммы реализации.

В случае, если СРО, указанное в заявлении, не предоставит кандидатуру финансового управляющего, заявитель вправе указать другое СРО, однако ситуация может повториться. При этом, если финансовый управляющий не найдется в течение трех месяцев, суд прекратит производство по делу, заявление о признании должника банкротом так и не будет рассмотрено.

Требования к финансовому управляющему

Финансовый управляющий обязательно состоит в СРО арбитражных управляющих. Финуправляющими называют специалистов по банкротству физических лиц — граждан и ИП. Юридическими лицами занимаются конкурсные управляющие.

Итак, кто это, финуправляющий? К кандидатам предъявляются следующие требования:

  • наличие диплома о высшем образовании — юрист или экономист;
  • опыт работы на руководящих должностях — от 1 года;
  • отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;
  • прохождение курсов подготовки управляющих и успешная сдача экзаменов.

Кандидат на членство в саморегулируемой организации страхует свою ответственность и вносит на счет СРО компенсационный взнос на случай убытков.

    Заключительный этап процедуры наблюдения связан с финансовым анализом полученной информации. Временный управляющий должен дать заключение (отчет) в арбитражный суд, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

    Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, где решается дальнейшая судьба должника (п. 1 ст. 73, ст. 74 Закона о банкротстве):

    • вести финансовое оздоровление;
    • введение внешнего управления;
    • обращение в суд в целях признания должника банкротом и открытие конкурсного производства.

    В процедуре наблюдения последнюю точку ставит арбитражный суд. Руководствуясь заключением первого собрания кредиторов и законом, суд:

    • принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо
    • выносит определение о введении внешнего управления или финансового оздоровления, либо
    • утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

    На что не стоит рассчитывать и почему не нужно хитрить

    Часто должники ищут способы обойти закон или надеются, что АУ, которого они наймут, лояльно отнесется к анализу сделок и закроет глаза на подозрительные моменты. Объясним, почему это неправильная позиция:

    1. Если АУ не придаст значения сомнительным сделкам, оспаривания потребуют кредиторы. Они тоже нанимают юристов, которые тщательно исследуют финансовое положение заемщика и не упустят возможности вернуть деньги. К тому же для АУ намеренное игнорирование подозрительных сделок — риск получить претензию и самостоятельно выплачивать убытки. Ни один управляющий не пойдет на этот шаг.
    2. Если должник думает, что дальнейшая перепродажа имущества спасет от оспаривания сделки, это не так. Когда гражданин отчуждает родственнику/другу, к примеру, автомобиль, а тот перепродает машину третьему лицу, это не решает проблему. Последующие сделки будут оспорены, а покупатель должен вернуть деньги. У судьи сложится негативное мнение относительно должника и текущего дела о банкротстве.

    Есть и другие распространенные способы, которыми «грешат» должники при подготовке к банкротству для исключения имущества из конкурсной массы:

    • Пишут расписку, что якобы взяли в долг у друга под залог имущества. Вовремя деньги не вернули, друг подал в суд и по судебному решению забрал имущество. АУ и суд понимают, что реальность такой сделки стремится к нулю, поскольку в обычной жизни друзья не дают в долг под расписку и с заключением договора залога. Суд будет детально допрашивать кредитора: откуда у него деньги на займ, как фиксировали передачу денег, почему оформили расписку и договор залога.
    • Передают собственность родственникам через раздел имущества, мировое соглашение и прочие цепочки. Но такие сделки не останутся без внимания АУ и, соответственно, не защищены от оспаривания. Вышестоящие судебные инстанции указывают на важность анализа таких цепочек для борьбы с фиктивным банкротством.
    • Расторгают брак с целью вывести из конкурсной массы совместное имущество, оставить супругу-должнику долги, а второму — ценные вещи. Исходя из судебной практики, делить имущество перед банкротством не имеет смысла. Развод накануне процедуры вызовет подозрение, суд отменит любые сделки, ухудшающие положение кредиторов.
    • Ни один грамотный юрист по банкротству не посоветует должнику шутить с законом по нескольким причинам:

      • вместо списания долгов, суд может привлечь к ответственности за фиктивное банкротство. В зависимости от тяжести преступления, предусмотрена административная или уголовная ответственность с наказанием до 6 лет тюрьмы;
      • при наличии оснований может быть отменен вывод имущества за пределами 3-летнего срока давности;
      • наличие сделок по передаче имущества — всегда риск попасть под подозрение АУ и суда, что повышает риск получить отказ в списании долгов.

      В интересах должника не прятать имущество и не заключать фиктивные сделки, а быть предельно честным и сотрудничать с АУ и судом для максимальной компенсации задолженности.

    Читайте также:  Проверки номер двигателя 2023 году

    П.4 Статьи 20.4. Ответственность арбитражного управляющего

    4. Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда. Арбитражный управляющий обязан возместить членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих убытки, возникшие в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой организации в соответствие с требованиями статьи 25.1 настоящего Федерального закона после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения этим арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением случаев, если он действовал в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации, стандартами и правилами профессиональной деятельности. (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

    Требования, предъявляемые к арбитражному управляющему

    Общие требования к управляющему приведены в п. 1 ст. 20 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми такой статус может получить гражданин РФ, входящий в состав одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

    Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов определенной деятельности (в данном случае арбитражных управляющих), действующих на профессиональной основе.

    Не знаете свои права?

    Права и обязанности арбитражного управляющего

    Арбитражный управляющий — очень важная персона процедуры несостоятельности гражданина. Законом №127-ФЗ определен конкретный перечень прав и обязанностей этого участника банкротства.

    В соответствии со ст. 213.9 АУ вправе:

    • оспаривать сделки от имени должника;

    • возражать против требований кредиторов;

    • в рамках реструктуризации участвовать в судебных спорах по имуществу клиента как самостоятельный участник процесса;

    • получать всю необходимую информацию об имуществе заемщика, денежных средствах, финансовых операциях, его кредитной истории;

    • получать от должника отчетность о выполнении плана реструктуризации;

    • созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных законом;

    • заявлять перед судом о необходимости принятия мер, направленных на сохранение имущества гражданина и об отмене таких мер соответственно;

    • от имени гражданина заявлять отказ от исполнения сделок;

    • привлекать сторонних специалистов для осуществления своих полномочий в деле о банкротстве на основании судебного постановления;

    • осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом №127-ФЗ.

    Финансовый управляющий является своеобразным контролером за имуществом гражданина и его деньгами — сам факт того, что должник оказался в ситуации, когда необходимо прохождение банкротства, говорит о том, что он не полностью способен рационально распоряжаться своими финансовыми активами и может нарушить принцип равенства исполнения обязательств перед кредиторами.

    Исходя из этой роли, арбитражному управляющему законом установлен ряд обязанностей:

    • принятие мер по определению объема имущества заемщика и его сохранению;

    • проведение анализа финансового состояния клиента;

    • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

    • ведение списка требований кредиторов и взаимодействие с последними по вопросам проведения собраний;

    • уведомление кредиторов и иных кредитных организаций о введении этапа реструктуризации долгов гражданина;

    • контролировать исполнение гражданином обязанностей, возложенных на него в рамках реструктуризации;

    • отчитываться перед кредиторами о проведении мероприятий по банкротству;

    • исполнять иные возложенные на него обязанности, установленных Законом №127-ФЗ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *