- Трудовое право

Что такое инкассовое поручение,когда принимается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое инкассовое поручение,когда принимается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вот отличия инкассового поручения и платежного требования: для осуществления платежа по платежному требованию должник его согласовывает или дает акцепт на оплату. Если он согласен оплатить требование-поручение, ставится подпись уполномоченного лица и печать и происходит оплата за счет денег на расчетном счете. Если не согласен, платежное требование возвращается кредитору со всеми документами. А исполнение ИП происходит без согласия плательщика.

Оформление инкассового поручения

Порядок исполнения и оформления инкассовых поручений регламентируются статьями 874-876 Гражданского кодекса. В частности, статья 875 предусматривает возможность оставить инкассовое поручение без удовлетворения в случае отсутствия какого-либо документа или их несоответствия «внешним признакам», которые детально регулируются главой 7 Положения № 383-П.

Одно из многочисленных требований данного нормативного акта: графа «Назначение платежа» должна содержать определенные сведения.

Невыполнение взыскателями, в частности, налоговой, этого правила является причиной даже для судебных споров. И судьи решают, должен ли банк исполнять поручение ИФНС, если инспекторы некорректно заполнили графу «Назначение платежа».

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 по делу № А56-34039/2010 суд поддержал решение банка вернуть поручение налоговиков без исполнения. Причина – сотрудник ИФНС не указал в поле «Назначение платежа» сведения о решении, на основании которого производится бесспорное взыскание налога.

Что такое инкассовое поручение?

Инкассовое поручение – это документ, который предоставляется напрямую в банк должника, если есть бесспорное основание для взыскания денежных средств. Инкассо может быть выставлено как контрагентом в соответствии с пунктами договора, так и налоговыми органами по закону.

Обязательное условие – это до выставления инкассо оповестить контрагента – должника о наличии просроченной задолженности. В таком уведомлении должен быть указан срок для исполнения обязанности по уплате суммы без принуждения. Если должник самостоятельно на протяжении указанного времени не внесет оплату, то в адрес его банка может быть выставлено инкассовое поручение с обязательным указанием в назначении платежа пункта договора или статьи определенного закона.

Если инкассовое требование выставляет контрагент, то у него банк может запросить подтверждающие документы бесспорного взыскания (договор или приложение к нему).

Комментарий к Ст. 60 НК РФ

Статья 60 НК РФ регулирует обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов.

В п. 1 ст. 60 НК РФ закреплено положение, согласно которому установлена обязанность банка на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Операционный день — операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса (п. 1.3 ч. III Приложения к Положению Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»).

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня.

Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные п. 2.2 настоящей части.

Продолжительность операционного времени (времени начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.

Если режим работы служб или внутренних структурных подразделений, совершающих соответствующие операции, не совпадает с режимом работы бухгалтерской службы, продолжительность операционного времени для таких операций устанавливается в рамках периода, предусмотренного режимом работы соответствующих служб или внутренних структурных подразделений в целях обеспечения завершения бухгалтерской службой операционного дня. Операции, совершенные такими службами или внутренними структурными подразделениями в соответствии с их установленным режимом работы, после окончания операционного времени оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и отражаются в регистрах бухгалтерского учета в следующем операционном дне.

Операции, совершенные в выходные дни, под которыми понимаются установленные федеральными законами выходные и нерабочие праздничные дни, оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и могут быть отражены в бухгалтерском учете одним из следующих способов, предусмотренных учетной политикой:

как отдельные операционные дни с составлением ежедневного баланса и формированием документов дня за соответствующую календарную дату;

отражены в типовых формах аналитического и синтетического учета в операционном дне, следующем за выходным днем.

В пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ закреплено, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств обязанность по уплате налога считается исполненной.

В п. 3.1 ст. 60 НК РФ указано, что при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

Читайте также:  Условный доход по налогу на прибыль это для чайников

Несообщение банком налоговому органу о невозможности исполнения поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджет не является основанием для признания обязанности налогоплательщика по уплате этого налога неисполненной, если на момент предъявления им в банк поручения на перечисление в соответствующий бюджет налога на его счете имелся достаточный для такого перечисления остаток денежных средств и соответствующая сумма списана банком со счета плательщика налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 июня 2013 г. по делу N А55-20480/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 апреля 2011 г. по делу N А13-11052/2008).

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ закрепляется правовой подход, согласно которому уплата налога должна проходить строго в соответствии с бюджетным законодательством. Нарушение налогоплательщиком или банком этого порядка влечет применение к ним мер налоговой ответственности.

Статья 60 НК РФ закрепляет порядок действий банка при невозможности исполнения платежного поручения налогоплательщика или налогового органа из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.

Так, в соответствии с этим при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центр��льного банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 5 ст. 60 НК РФ его положения применяются также в отношении банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, распространяются на перечисление в бюджетную систему РФ сборов, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 7 ст. 60 при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков

Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в срок.

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Следовательно, срок выдачи таких справок составляет пять дней. Данный срок начинает течь с момента получения банком соответствующего запроса налогового органа.

Необходимо отметить, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных в п. 1 и 2 ст. 135.1 НК РФ, являются идентичными. Разница заключается лишь в том, что ч. 1 указанной статьи отсылает к п. 2 для определения признаков состава преступления. Однако таковые в п. 2 не указаны. Налицо пробел в законодательстве. Поэтому, по мнению ряда авторов, до внесения соответствующих изменений в указанную статью налоговые органы не вправе применять п. 2 ст. 135.1 НК РФ.

Субъектом данного правонарушения является банк.

Субъективная сторона — это совершение данного правонарушения по неосторожности или умышленно.

Этапы проведения операции по инкассо по товарным операциям:

  • Между поставщиком и покупателем заключается договор на поставку товаров и оказание услуг, в котором оговаривается форма расчетов.
  • Выполняются обязательства по договору: поставляется товар, оказываются услуги.
  • Получатель формирует инкассовое поручение и передает его в свой банк на исполнение. Кредитная организация осуществляет проверку документов.
  • Обслуживающий банк передает поручение в банк плательщика.
  • В свою очередь банк плательщика передает документ владельцу счета, который должен дать согласие на операцию (при наличии условия акцепта).
  • Деньги со счета плательщика переводятся получателю.

При выставлении инкассовых поручений налоговыми или судебными органами, согласия плательщика не требуется. Банк обязан перевести деньги или оприходовать документ в картотеку, если на счете отсутствуют денежные средства.

Инкассовые поручения налоговых органов

Прежде чем использовать право взыскать задолженность со счетов налогоплательщика, инспекторы направляют ему требование, форма и порядок которого регламентируется приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. И если сроки оплаты истекли, а компания продолжает игнорировать инспекторов, налоговики принимают решение о принудительной оплате недоимки.

Все стадии этого процесса по срокам осуществления конкретных действий строго регламентированы. В то же время инспекторам нередко приходится повторно направлять инкассовые поручения – из-за того, что на счетах компаний-должников недостаточно средств. В связи с этим именно сроки предъявления требований к погашению недоимок в бесспорном порядке являются в судебной практике главным спорным моментом.

У налоговиков на предъявление своих требований есть не больше двух месяцев со дня окончания официально отведенного срока на погашение недоимки (п. 3 ст. 46 НК РФ). Но в статье 47 кодекса сказано, что решение о взыскании задолженности за счет имущества, «в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя» инспекторы могут принять в течение года. Противоречивость норм, содержащихся в двух статьях, является причиной того, что у судов в этом вопросе нет официальной позиции.

Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу № А50-18748/2012 говорится, что ФНС может повторно выставлять инкассовые требования в течение года (в данном случае в связи с закрытием счета организацией, имеющей задолженность).

Читайте также:  Помощь молодой семье в приобретении жилья 2023 без детей

Данное решение поддерживается многими другими постановлениями, в том числе постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 по делу № А82-473/2011. В нем суд пояснил, что даже статье 46 НК РФ, на которую так любят ссылаться должники, «не предусмотрено правовых последствий пропуска срока направления в банк инкассового поручения». Поэтому главное для налоговиков «своевременно принять решение» о взыскании задолженности, а на предъявление поручения у них есть год.

Однако в постановлении ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А41-41798/11 высказывается противоположная точка зрения: по истечении двухмесячного срока, установленного статьей 46, «инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов».

Как составить инкассовое поручение

Для инкассового поручения используется специальный бланк. Если взыскание денежных средств происходит в бесспорном порядке, то в качестве назначения платежа указывается ссылка на действующий закон. Если взыскание производится по исполнительному документу, то указывается ссылка на данный документ, а также номер дела, по которому было принять решение о принудительном взыскании долга.

Инкассовое поручение должно содержать в себе следующее:

  • информацию о контрагентах;
  • сведения о кредитных компаниях, между которыми происходит перевод денежных средств;
  • сведения о расчетных счетах организаций;
  • сумму сделки для перечисления;
  • номер и дату документа.

Важно! При бесспорном взыскании со счета плательщика задолженности (например, по налогам), в инкассовом поручение указывается ссылка на соответствующий нормативный документ.

Составляется поручение в 4 экземплярах:

  1. Первый – для кредитной организации, на основании которого будет проводится списание денежных средств со счета компании.
  2. Второй – для банка получателя платежа. Если расчетные счета сторон контракта открыты в одном банке, то второй экземпляр инкассового будет являться мемориальным ордером при зачислении средств на счет продавца.
  3. Третий – это экземпляр владельца счета (покупателя), с которого производится выплата.
  4. Четвертый – заверяется подписью сотрудника банка и печатью, после чего передается на руки владельцу счета.

Обязательные реквизиты инкассового поручения

На сегодня применяется установленная форма инкассового поручения 0401071 (приложение № 4 к Положению № 383-П). Помимо общих требований, предъявляемым ко всем платежным документам для безналичных расчетов (дата, номер, сумма, наименование плательщика и его ИНН, КПП, банковские реквизиты -наименование банка, БИК и корреспондентский счет банка, получатель и его ИНН, КПП, банковские реквизиты), по инкассо имеются дополнительные требования:

  • В назначении платежа:

    Если инкассо выставляется на основании договора, указывают его номер, пункт о бесспорном порядке списания, а также наименование товаров, работ, услуг, за которые производится оплата.

  • Когда инкассовое поручение выставляют на основании закона (например, при взыскании налоговиками штрафа), указывается наименование взыскания, дата, номер и статья обосновывающего взыскание федерального закона, номер и дата решения о взыскании.
  • В документе на основании исполнительного листа указываются: орган, выдавший документ, дата исполлиста, номер судебного дела или материалов.

Что такое инкассовое поручение?

Инкассовое поручение – это документ, который предоставляется напрямую в банк должника, если есть бесспорное основание для взыскания денежных средств. Инкассо может быть выставлено как контрагентом

в соответствии с пунктами договора, так и
налоговыми органами
по закону.

Обязательное условие – это до выставления инкассо оповестить контрагента – должника о наличии просроченной задолженности. В таком уведомлении должен быть указан срок для исполнения обязанности по уплате суммы без принуждения. Если должник самостоятельно на протяжении указанного времени не внесет оплату, то в адрес его банка может быть выставлено инкассовое поручение с обязательным указанием в назначении платежа пункта договора или статьи определенного закона

.

Что такое инкассовое поручение

Инкассовое поручение — это особая форма платежной документации, которая позволяет изъять деньги плательщика с его расчетного счета без получения его согласия на данную операцию. Такой способ расчетов предусмотрен для изъятия денежных средств по закону или по заключенным договорам.

О том, как вести расчеты инкассовыми поручениями в 2020 году, говорит Гражданский кодекс РФ. Согласно статье 862 ГК РФ, а также Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.

2012 № 383-П, безналичные расчеты между экономическими субъектами и простыми гражданами могут осуществляться с использованием таких платежных форм, как платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, а также расчеты по аккредитивам и чекам.

Каждый из способов безналичных взаиморасчетов между субъектами имеет ряд отличий. Расчеты по инкассо предусматривают бесспорный или даже принудительный способ изъятия денег со счета плательщика. Такой вид взаиморасчетов используется, если:

  • этот способ расчета закреплен на законодательном уровне;
  • списание производится в счет погашения задолженностей по исполнительным документам;
  • в условиях договора поставки товара, оказания услуг, выполнения работ обозначен именно такой способ взаиморасчетов.

Его вправе выписать налоговые органы и представители внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС) при обнаружении пеней, недоимок и штрафов по обязательным платежам в бюджет.

Судебные приставы наделены аналогичными полномочиями по взысканию денежных средств с расчетных счетов по исполнительным документам.

Также изъять деньги по инкассо вправе контрагенты на основании заключенного договора, который предусматривает данный вариант расчетов.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения). (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 248-ФЗ; от 27.11.2017 № 343-ФЗ)

Читайте также:  Жилье для российской семьи программа 2023 года Ростов-на-Дону

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (Абзац введен — Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Обращение в ИФНС для формирования нового инкассового поручения

Как уже ранее было указано, предприятие не узнает, на какой счет было выставлено инкассовое поручение

до тех пор, пока не обратит внимание на то, что блокировка по счету есть, а денежные средства (при их наличии) не списываются.

Если такая ситуация возникла на практике, то ответственному лицу необходимо позвонить в местную инспекцию ФНС (номер телефона указан в решении о приостановлении операций по счетам или в требовании на уплату налога). По ИНН юридического лица специалист налоговой службы озвучит, в какой банк было направлено инкассо

.

Налоговый орган может отказать перевыставлять инкассовое поручение, так как налоговое законодательство не требует от него этого

Иногда (в единичных случаях

) ФНС соглашается выставить второе инкассо в адрес другого банка или составить письмо перенаправлении ранее выставленного поручения из одного банка в другой. Например:

  • при условии, что данная ситуация произошла впервые;
  • в налоговом органе есть письмо, в котором сообщаются реквизиты основного расчетного счета;
  • сумма по инкассовому поручению большая и другие.

Что такое инкассовое поручение?

Инкассовое поручение – это документ, который предоставляется напрямую в банк должника, если есть бесспорное основание для взыскания денежных средств. Инкассо может быть выставлено как контрагентом

в соответствии с пунктами договора, так и
налоговыми органами
по закону.

Обязательное условие – это до выставления инкассо оповестить контрагента – должника о наличии просроченной задолженности. В таком уведомлении должен быть указан срок для исполнения обязанности по уплате суммы без принуждения. Если должник самостоятельно на протяжении указанного времени не внесет оплату, то в адрес его банка может быть выставлено инкассовое поручение с обязательным указанием в назначении платежа пункта договора или статьи определенного закона

.

Если инкассовое требование выставляет контрагент, то у него банк может запросить подтверждающие документы

бесспорного взыскания (договор или приложение к нему).

Налоговые органы выставляют инкассовое поручение на основании определенных статей Налогового кодекса в зависимости от того, какой налог или сбор не был уплачен. Кроме этого, инкассовое поручение выставляет на неуплаченную сумму штрафов и пени.

Банки в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Налогового кодекса России обязаны исполнять данные поручения в первую очередь

. Также, порядок исполнения инкассовых поручений прописан в Положении Центробанка от 06.07.2017 № 595-П «О платежной системе Банка России». То есть на сумму, указанную в инкассо, выставляется блокировка. Если на расчетном счете не хватает денежных средств для списания, то счет блокируется до тех пор, пока банк не сможет списать данную сумму в полном объеме.

Налоговые органы имеют право требовать от банка дополнительные разъяснения:

  • о сумме списания;
  • почему не было произведено списание по инкассовому поручению;
  • остаток денежных средств на расчетном счете налогоплательщика-должника и другие.

Инкассовые поручения налоговых органов

Наиболее часто компании и ИП сталкиваются с инкассовыми поручениями налоговиков. В случае несвоевременной оплаты налогов и финансовых санкций (пени, штрафов), ИФНС выставляет должнику требование на уплату с указанием суммы и даты — до какого числа оно должно быть исполнено. Если налогоплательщик не оплатил вовремя или не оспорил законность требования (п.3 ст.46 НК):

не позднее 2 месяцев по окончании отведенного для уплаты срока выносится решение о взыскании денежных средств;

если прошло более 2 месяцев с даты, указанной в требовании, решение о взыскании принять уже нельзя, но инспекция вправе в течение полугода обратиться в суд.

Инкассовые поручения налоговых органов в банк поступают обычно в течение суток с момента вынесения решения о взыскании, и денежные суммы списываются в бесспорном порядке. О решении взыскать платежи ИФНС должна уведомить налогоплательщика в течение 6 дней.

Помимо инкассового поручения налоговики обычно направляют в банк и решение о приостановлении операций по счету на такую же сумму. Кроме того, при наличии таких ограничений банки не имеют права открывать новый расчетный счет налогоплательщику. Даже если оплата прошла сразу – отмена приостановления может затянуться.

В случае отсутствия достаточных средств на счете, ИФНС (и внебюджетные фонды) посылают судебным приставам решение о взыскании причитающейся суммы за счет имущества должника (ст. 47 НК РФ). Неисполнение в течение 5 дней постановления судебного пристава влечет взыскание еще и исполнительского сбора – 7% от взыскания, но не менее 1000 рублей с ИП и не менее 10000 рублей с организации (ст.112 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007).

Расчеты инкассовыми поручениями между контрагентами

Существуют два вида инкассо по расчетам:

чистое инкассо – к оплате предъявляется вексель, чек;

документарное инкассо – для совершения оплаты требуются документы по сделке: договор, накладная (акт), счет-фактура и т.д.

Между поставщиками (исполнителями) и покупателями (заказчиками) может заключаться договор, предусматривающий право поставщика получить денежные средства с расчетного счета покупателя без его согласия при определенных условиях (например, завершении поставки товаров). Экземпляр договора передается в обслуживающую финансовую организацию. При представлении подтверждающих документов банк получателя проверяет законность требования и, если все в порядке, передает инкассовое поручение и документы банку плательщика. Плательщик уведомляется о переводе денежных средств, а получатель – об их зачислении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *