Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости благодаря информационным системам. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям. Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.
Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, проверяемый вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.
Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:
- наименование адресата;
- наименование заявителя — проверенного лица;
- сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
- обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
- требование отменить постановление.
Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении и передал его в суд, а судья вынес решение против проверяемого лица, то обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.
Как оспорить предписание прокурора?
Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.
Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.
Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:
- наименование и адрес суда, куда подается заявление,
- наименование и данные заявителя,
- данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
- доказательства того, что предписание является незаконным,
- требование об отмене предписания,
- при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.
Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.
Сроки осуществления мероприятия по проверке прокуратуры
Как часто может проверять прокуратура организацию? Важно отметить, что сроки проведения мероприятия по проверке Федеральным законом «О прокуратуре» не устанавливаются. Кстати, внимание Конституционного суда также не обращалось на данный факт. Тем не менее необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений», а также Инструкцией по поводу порядка рассмотрения обращений и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры. Следует дополнить, что представленное положение утверждено посредством приказа Генерального прокурора от 17.12.2007.
Как выяснилось выше, основанием для проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год может послужить обычное сообщение (жалоба) по поводу допущенных нарушений, которые, как правило, поступают от граждан, средств массовой информации, должностных лиц и так далее. Подобные обращения, в соответствии с общим правилом (однако на сегодняшний день существует ряд исключений), должны быть проверены со стороны прокуратуры в течение тридцати дней. Следует дополнить, что в случае острой необходимости установленный срок подлежит продлению еще на тридцать дней. Значит, срок проверки некоммерческих организаций со стороны прокуратуры – не что иное, как отведенный посредством Федерального закона для рассмотрения обращения должностного лица или гражданина, связанного с фактами о нарушении законов, которые так или иначе применяются к организациям некоммерческого типа.
Повод для проверки органами прокуратуры
Если прокурор принимает решение провести контрольное мероприятие, он должен четко объяснить ее цель и основания. Повод для проверки органами прокуратуры – отдельный вопрос.
Заявления и жалобы как рядовых граждан, так и представителей бизнеса, сообщения в печати, в эфире радиостанций и телевидения, статистические данные или материалы судебной практики – все это может послужить причиной пристальной прокурорской работы. Причем сама процедура проверки заметно отличается от надзорных мероприятий других органов контроля.
Прокурор может спокойно перемещаться по территории или помещениям государственных комитетов или органов исполнительной власти, иметь доступ к материалам, чтобы проверить исполнение закона, потребовать от должностных лиц предоставить любые бумаги, связанные с их деятельностью, а также вызвать их для объяснений, если есть нарушение закона.
Кроме того, прокурор имеет право направить для проведение контрольных мероприятий любую проверяющую организацию – будь то налоговая или Роспотребнадзор.
Кстати, о документах, издаваемых прокурором по результатам проверки. Их тут целый список.
Общие сведения о прокуратуре РФ и прокурорском надзоре
Прокурора Российской Федерации представляет собой федеральную централизованную систему органов, основная задача которых – следить за исполнением законов, действующих на территории страны.
Прокурорский надзор – одна из форм ее деятельности. Он обеспечивает задачи выявления, устранения и предупреждения нарушений правовых актов, прав и свобод россиян.
В РФ прокурорский надзор – самостоятельный род деятельности, который может быть связан с надзором за федеральными или региональными органами власти, надзором за соблюдением законных прав и свобод человека, надзор за другими контролирующими органами, в том числе, – органами дознания и следствия, надзор за исполнением законов в пенитенциарных учреждениях. Прокурор также вполне может участвовать в рассмотрении дел судами, если есть такие основания (предусмотренные законодательством РФ).
И в качестве пожелания, я бы все-таки рекомендовал встречаться с прокурором или передавать ему информацию следует, предварительно посоветовавшись с юристом или адвокатом.
Предлагаем к просмотру видео адвоката Тылика П.Ю. о том, как государство в лице налоговых органов соблюдает сроки и что им за это будет? Делайте выводы, господа.
В этом видео адвокат Тылик Павел Юрьевич рассказывает о сроках проведения проверок налоговиками. Ведь не секрет, и многие с этим сталкивались не раз: срок проведения проверки не начался — а документы налоговики уже собрали. Или, срок проведения проверки закончился, а налоговики все еще собирают документы.
- Можно ли в этих и им подобных случаях признать результаты таких проверок незаконными?
- Ну, или можно хотя бы признать документы добытые налоговиками за пределами сроков проведения проверки как собранные с нарушениями закона и исключить эти документы из числа доказательств по делу?
- Что про такие нарушения сроков говорит суд?
- А что по этому поводу говорит Верховный суд?
- Как быть и на что обращать внимание при проведении проверок, а на что просто закрыть глаза, выделить главное с чем работать.
Результаты прокурорской проверки, анализ
На основании проведенного исследования внутренней документации, специфики деятельности, доказательств правонарушений представитель надзорного органа выносит постановление или протест. Результат можно получить в письменном виде в течение месяца.
Если нарушений не выявлено, органы власти оформляют акт, в котором отмечают их отсутствие. При обнаружении недочетов выносится протест. У представителя организации будет 10 дней, чтобы рассмотреть его и устранить нарушения (например, отменить приказ или принять новый локальный акт). О проведенной работе вы должны сообщить прокурору в письменном виде.
Еще одна мера – постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Прокурор может вынести представление, в котором указывается необходимость устранить нарушения. Сделать это нужно в течение месяца.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ст. 27 ФЗ № 2202-1 и включают в себя, в частности следующие:
- рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- принятие мер к тому, чтобы лица, совершившие преступления были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления).
Кратко о сути изменений Закона о прокуратуре
К числу основных изменений, внесенных в ФЗ № 2202-1 и вступивших в силу 18 марта 2017 года, относятся следующие:
- впервые официально определены сроки, в течение которых руководитель или иной уполномоченный представитель организации обязан предоставлять по требованию прокурора документы, справки, информацию и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций;
- утвержден перечень информации, документов и материалов, которые прокурор не вправе требовать у организации;
- установлено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором только в том случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки;
- в рамках осуществления надзора за исполнением законов определены:*
- порядок принятия решений о проведении прокурором проверки и о расширении предмета проверки;
- срок проверки, основания и порядок его продления;
- порядок приостановления и возобновления проведения проверки;
- порядок проведения повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка;
- порядок и срок составления акта по результатам проверки, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено.
Об изменениях правил осуществления прокурорских проверок
Из ч. 2 ст. 21 и ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1 следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
При этом, из новой редакции ст. 21 ФЗ № 2202-1 следует, что к участию в проведении проверок исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями организаций (далее – проверка) могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (ч. 13 ст. 21, ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Еще одним нововведением является то, что с 18 марта 2017 года проведение проверки исполнения законов (как и проведение проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина) осуществляется на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (нарушения прав и свобод человека и гражданина), требующих принятия мер прокурором, только в том случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Решение о проведении проверки принимается прокурором (или его заместителем) и должно содержать (в обязательном порядке) следующие сведения (ч. 3. ст. 21 ФЗ № 2202-1):
- цели проверки;
- основания проверки;
- предмет проверки.
Внеплановая проверка прокуратуры: особенности проведения
Решение о назначении внеплановых мероприятий принимает либо сам прокурор, либо его заместитель. До их начала проверяемое лицо информируют о грядущей проверке – это можно сделать и в день проведения надзорных мероприятий. Срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 календарных дней (ст. 21 закона № 2202-1).
Порядок организации прокурорских проверок, осуществляемых с целью проконтролировать, не были ли нарушены российские законы или права гражданина, установлен Приказом Генпрокуратуры РФ № 195 от 07.12.2007. Данный документ носит не только нормативный, но и декларативный характер, так как его отдельные положения указывают, к чему нужно стремиться органам прокуратуры при проведении проверок (п.14 Приказа № 195).
Внеплановые надзорные мероприятия должны исключать истребование лишних документов и сведений, если их можно затребовать непосредственно при выездной проверке. Анализируя законность деятельности предпринимателя или организации, нельзя выходить за пределы предмета проверки.
Прокурорские проверки, в том числе, внеплановые, следует осуществлять гласно, предоставляя средствам массовой информации интересующие их сведения. Осуществляя надзорные функции, прокуроры не должны вовлекаться в коммерческие споры между хозяйствующими субъектами.
Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законодательства РФ и соблюдения Конституции РФ. В частности, соблюдение работодателями трудового законодательства.
Примечание: на прокурорский надзор не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением случаев проведения государственными контрольными или надзорными органами проверок по требованию прокурора.
Виды проверок и сроки их проведения
В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок в отношении государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проводятся при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.
Органы прокуратуры проводят выборочные проверки в отношении организаций, включенных в планы выборочных проверок.
В практике прокурорского надзора имеются плановые, т. е. из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенных сферах. Проверки планируются и проводятся прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.
Справочно: плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило, государственного сектора, проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.
Плановые проверки проводятся помощниками прокуроров отдела так называемого общего надзора.
При этом зачастую к проведению таких проверок руководство прокуратуры привлекает специалистов определенной сферы, таких как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента государственной инспекции труда и др. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.
В этом и заключается специфика проведения проверок сотрудниками прокуратуры, которые сразу по результатам выявления нарушений закона могут дать им правовую оценку, в т. ч. возбудить уголовное дело, которое направляется прокурором для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета.
Кроме этого, органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ, иное) нарушения законодательства на конкретном предприятии или субъектами хозяйствования различных правовых форм.
В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния уже установлен (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращение гражданина, совершение преступления работником юридического лица), и прокурором выявляются условия совершенного правонарушения.
Что касается сроков проведения проверок, то по плановым проверкам, которые инициируются руководством прокуратуры, сотрудник ограничен сроками служебного задания. По проверкам, которые проводятся по имеющейся информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении было зарегистрировано в органах прокуратуры официально и действуют сроки, предусмотренные УПК).
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Сроки осуществления мероприятия
Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.
Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:
- допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
- сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
- на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
- если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.
Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.
Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения
Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:
- проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
- проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
- контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
- контролировать деятельность судебных приставов;
- проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
- осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
- проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
- осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.
Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.
Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.
Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.