- Семейный юрист

условия труда и медицинское обслуживание;

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «условия труда и медицинское обслуживание;». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


День охраны труда (ОТ) – обязательное мероприятие, которое повторяется с равной периодичностью. Оно дает возможность в короткий срок провести проверку на предприятии по соблюдению требований безопасности, определиться с мерами повышения эффективности и снижения рисков.

Основные задачи системы управления охраной труда:

  • Обеспечение безопасности технологических процессов;
  • Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования, железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;
  • Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений инфраструктуры;
  • Обеспечение безопасности и улучшение труда работников;
  • Обеспечение работников СИЗ, имеющими декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия;
  • Обеспечение санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;
  • Обучение работников по охране труда и совершенствование форм и методов обучения;
  • Информационное обеспечение в области охраны труда;
  • Проведение научных исследований в области охраны труда.

Организация работ по охране труда.

Организация работ по охране труда в СУОТ регламентируют стандартами, правилами, положениями и другими нормативными документами по охране труда ОАО «РЖД».

Организация работ по охране труда предусматривает:

  • разработку и совершенствование структуры управления охраной труда в ОАО «РЖД»;
  • установление обязанностей руководителей и специалистов ОАО «РЖД»;
  • установление порядка проведения работ подрядными организациями;
  • установление порядка проведения работ на территориях и объектах сторонних организаций;
  • установление порядка мотивации и стимулирования работников за работой по охране труда.

  1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет транспорта» (МИИТ);
  2. ВНЕСЕН Департаментом экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД»;
  3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО «РЖД» от 17 июня 2021 года №1325р;
  4. В настоящем стандарте реализованы положения Трудового кодекса Российской Федерации, ГОСТ 12.0.004–2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения», Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 903н, Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», приказа Минэнерго России от 22 сентября 2020 г. № 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики»
  5. ВВЕДЕН ВЗАМЕН СТО РЖД 15.013–2015

ОАО «РЖД», 2021, Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД» (электронная копия доступна в правовых информационных системах РФ).

6.1.1 СУОТ является частью корпоративной системы управления ОАО «РЖД».

6.1.2 В центральных дирекциях и их структурных подразделениях, являющихся объектами управления СУОТ, действуют локальные документы по управлению охраной труда, которые разрабатывают на основе настоящего стандарта с учетом специфики выполняемой работы, особенностей производственной деятельности и внутренней организационной структуры.

6.1.3 Работы по охране труда ОАО «РЖД» осуществляет с привлечением научно-исследовательских, проектно-конструкторских, обучающих и других организаций, а также отдельных специалистов в области охраны труда во взаимодействии с профсоюзными организациями.

Головная организация, уполномоченная ОАО «РЖД» в области охраны труда, в соответствии с положением ОАО «РЖД» [8] осуществляет следующие основные задачи и функции:

— разработка, совершенствование и научно-методическое сопровождение нормативных документов СУОТ;

— разработка проектов организационно-методических стандартов и нормативных документов по охране труда;

— проведение испытаний железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры и изделий на соответствие требованиям безопасности труда;

— участие в разработке проектов нормативных документов, содержащих требования охраны труда и проведение научно-технических экспертиз проектов нормативных документов по охране труда, разрабатываемых в ОАО «РЖД»;

— участие в разработке и согласовании концептуальных и методических документов, определяющих стратегию в области управления охраной труда;

— участие в формировании планов и программ по охране труда;

— мониторинг и анализ производственного травматизма, нормативной документации по охране труда.

6.1.4 Организация работ по охране труда предусматривает:

— разработку и совершенствование структуры управления охраной труда в ОАО «РЖД»;

— установление обязанностей руководителей и специалистов ОАО «РЖД»;

— установление порядка проведения работ подрядными организациями;

— установление порядка проведения работ на территориях и объектах сторонних организаций;

— установление порядка мотивации и стимулирования работников за работу по охране труда.

6.4.1 Строительные, строительно-монтажные работы, выполняемые подрядными организациями (подрядчиками, генеральными подрядчиками, субподрядчиками) на железнодорожных станциях, перегонах, в полосе отвода железных дорог, в охранной зоне производственных объектов, сооружений и устройств ОАО «РЖД» и в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог осуществляют в соответствии с положением [11].

6.4.2 В договоры, заключаемые с подрядными организациями, на выполнение работ на территории и объектах ОАО «РЖД» включают:

— вопросы охраны труда, регламентирующие распределение ответственности между заказчиком и подрядными организациями;

— соблюдение работниками подрядных организаций требований охраны труда, установленных в ОАО «РЖД»;

— своевременное уведомление заказчика обо всех авариях, травмах, ухудшениях здоровья, болезнях работников и других происшествиях, произошедших при выполнении работ.

6.4.3 Руководители или уполномоченные ими лица структурных подразделений филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» согласно договору перед началом работы, а при необходимости в ходе работы, должны ознакомить руководителей работ подрядных организаций с возможными опасностями на выделенном для проведения работ участке.

6.4.4 В процессе работы руководители или уполномоченные ими лица структурных подразделений филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» должны систематически контролировать выполнение требований охраны труда подрядными организациями и при необходимости приостанавливать работы до устранения нарушений.

6.4.5 Введение в действие вновь построенных или реконструированных производственных объектов, сооружений и устройств следует осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог [12] и нормативных документов ОАО «РЖД» после утверждения технической документации, устанавливающей порядок их работы, обеспечивающий требования охраны труда.

6.4.6 При выполнении комплексных строительно-монтажных работ с привлечением сторонних организаций следует руководствоваться организационно-распорядительным документом ОАО «РЖД» [13].

6.4.7 При организации работ (услуг), выполняемых сторонними организациями, следует соблюдать требования 6.4.2 и 6.4.3.

состояние территории, производственных помещений и рабочих мест;

  • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
  • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
  • устройства сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
  • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов
  • устройства электроснабжения на железнодорожном транспорте, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях;
  • устройства водоснабжения на железнодорожном транспорте;
  • устройства материально-технического снабжения.
  1. Улучшение условий труда на рабочих местах:

    • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;
    • оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;
    • монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;
    • оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т. д.;
    • сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.
  2. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты для снижения уровня профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Разработаны и соблюдаются «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта».
  3. Работники, должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, должны обеспечиваться из средств работодателей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индиви­дуальной защиты. Применение СИЗ рук — одна из самых распространенных мер предупреждения неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, которые могут стать причиной травм рук и кожных заболеваний. По конструктивным особенностям различают четыре типа средств индивидуальной защиты рук: рукавицы, перчатки, наладонники и напальчники.
  4. Работодатели обязаны принимать меры к тому, чтобы работники во время работы действительно пользовались выданными им средствами индивидуальной защиты. Не допускаются к работе лица с неисправной, не отремонтированной, загрязненной специальной одеждой и специальной обувью, а также с неисправными средствами индивидуальной защиты.
  5. Сокращение производственного травматизма, в частности, высвобождение работников из опасных зон производства и внедрение технических средств, направленных на предупреждение травматизма.
  6. Снижение уровня профессиональной заболеваемости. Для решения этой задачи организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры.

ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с ФСС РФ в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

В ОАО «РЖД» действуют 18 вагонов охраны труда в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда — это мобильный обучающий комплекс, необходимый для оказания методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по ОТ работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

С 2014 г. в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» ежегодно проводится специальная оценка условий труда.

Читайте также:  Уведомление о принятии на работу бывшего госслужащего сроки

Охрана труда на ж/д учитывает вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников системы железнодорожного транспорта:

  • транспортные средства, движущиеся или находящиеся на месте;
  • воздействие повышенного напряжения;
  • возможность работы на неосвещенных или слабоосвещенных участках;
  • повышенный уровень шума, а также высокий уровень вибрации;
  • повышенная активность воздушных масс;
  • перегрузки, как физические, так и нервно-психические.

В ОАО «РЖД» действует система контроля за состоянием охраны труда. Она включает:

  • трехступенчатый контроль (основная форма контроля состояния ОТ);
  • комплексные проверки;
  • контрольные проверки;
  • целевые проверки;
  • внезапные проверки;
  • оперативный контроль
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

    организация работ с применением грузоподъемных машин и механизмов;

    2.2.1. Запрещается в пути следования восстановительного поезда нахождение работников на подножках, переходах между вагонами, на открытом подвижном составе, а также в кабинах грузоподъемных кранов, автомобилей и тяговой техники.

    2.2.2. При перевозке работников восстановительного поезда к месту аварийно-восстановительных работ и обратно на автомобилях и тягачах начальник восстановительного поезда для соблюдения порядка при движении должен назначить старшего группы (мастера или наиболее опытного работника). Если перевозка работников осуществляется несколькими автомобилями (тягачами), должен быть назначен старший по перевозке всех работников, которому обязаны подчиняться не только работники, но и водители автомобилей (тягачей).

    2.2.3. Местонахождение старшего группы на тягаче или автомобиле — первое сидение по ходу движения машины с удобной для обозрения стороны.

    В обязанности старшего группы входит:

    контроль за безопасной посадкой, перевозкой и высадкой работников;

    проверка (до начала следования к месту работы) надежности крепления погруженных на автомобиль (тягач) тяговых тросов, инструментов и приспособлений, предназначенных для использования при восстановительных работах.

    При необходимости, старшему группы разрешается изменять установленную скорость движения автотранспортного средства.

    2.2.4. Перевозку работников восстановительного поезда к месту проведения работ и обратно на автомобилях и тягачах разрешается производить при соблюдении следующих условий:

    автомобили и тягачи должны быть оборудованы специальными ограждениями и сиденьями со спинками, исключающими возможность падения человека из машины;

    количество перевозимых работников должно соответствовать числу посадочных мест автомобиля (тягача);

    проезд автомобилей и тягачей под проводами должен производиться в местах наименьшего их провисания — вблизи опор;

    скорость движения тягача с работниками должна быть не более:

    25 км/ч по ровному участку дороги при хорошей видимости;

    10 км/ч по снегу глубиной 0,4 м, а также в ночное время суток, при тумане, дожде, сильном снегопаде, температуре наружного воздуха ниже минус 20 °C;

    6 — 7 км/ч по неровной дороге (выбоины, промоины, крутые уклоны), при езде в высоком кустарнике, среди деревьев, проезде через железнодорожный переезд, под низко подвешенными проводами воздушных линий.

    2.2.5. Посадка и высадка работников должна производиться только после остановки автомобиля (тягача) по лестничным сходам, оборудованным поручнями.

    2.2.6. Запрещается работникам при движении автомобиля (тягача) стоять, вставать с места и пересаживаться с одного места на другое.

    2.2.7. Водители автомобиля и тягача выполняют команды старшего группы.

    2.2.8. Сигнал «СТОЙ» подлежит немедленному исполнению независимо от того, кто подает этот сигнал.

    2.2.9. Запрещается работникам восстановительного поезда выходить из вагона (сходить с автомобиля, тягача) без команды начальника восстановительного поезда или его заместителей (старшего группы). В ночное время место выхода из вагона (схода) должно быть освещено.

    2.3.1. Перед отправлением с пункта постоянной дислокации в составе восстановительного поезда машинистом крана совместно с начальником восстановительного поезда или его заместителем осматривается грузоподъемный кран на железнодорожном ходу, проверяется надежность крепления аутригеров и их плит, рельсовых захватов (зацепов), тормозного оборудования, редуктора самохода, разъемных шестерен, противовесов, поворотной части крана;

    2.3.2. Грузоподъемный кран на железнодорожном ходу восстановительного поезда, имеющий ограничение скорости движения, отправляется с отдельным локомотивом вслед за восстановительным поездом в сопровождении машиниста крана и его помощника, находящихся в задней кабине локомотива и наблюдающих за краном.

    В исключительных случаях по требованию начальника восстановительного поезда грузоподъемный кран может быть отправлен в составе восстановительного поезда. При этом разрешенная скорость движения крана не должна быть менее 60 км/час.

    О каждом случае отправления грузоподъемного крана на железнодорожном ходу к месту аварийно-восстановительных работ начальник восстановительного поезда или его заместитель обязан сделать запись в журнале дежурного по станции о разрешенной скорости движения крана или по любому из имеющихся средств связи доложить дежурному по станции о порядке следования.

    2.3.3. В пути следования грузоподъемного крана на железнодорожном ходу любой из сопровождающих его работников обязан при обнаружении неисправностей, угрожающих безопасности движения, принять немедленные меры к остановке и устранению неисправностей, для чего у него для подачи сигнала машинисту локомотива должны быть соответствующие сигнальные принадлежности.

    2.3.4. При перевозе автомашин и тяговой техники, размещенной на платформах или в вагонах-гаражах, они должны быть надежно закреплены от продольного и поперечного перемещения (по методам и чертежам, утвержденным главным инженером отделения железной дороги) с выключенным зажиганием, включенной первой передачей и затянутым ручным тормозом.

    2.3.5. Перед подъемом и опусканием трапов с железнодорожных платформ, предназначенных для перевозки тяговой техники и автомобилей, руководитель должен убедиться в том, что работники находятся на безопасном расстоянии (не менее 5 м) от торцового бруса платформы (вагона-гаража).

    ��еред заездом и выездом с платформы (вагона-гаража) тяговой техники руководитель должен убедиться в закреплении платформы (вагона-гаража) тормозными башмаками и надежной работе блокирующих устройств ворот и трапов.

    2.3.6. Заезд и выезд с платформы (вагона-гаража) тяговой техники, автомашины разрешается только под непосредственным руководством начальника восстановительного поезда, его заместителя или мастера.

    Водитель тяговой техники (водитель автомобиля) при движении через ворота вагона-гаража должен принимать меры по безопасному спуску с соблюдением требований действующих инструкций.

    2.3.7. Перед началом движения машинист тяговой техники должен убедиться, что под колесами (гусеницами) отсутствуют посторонние предметы, все подъемные средства надежно закреплены от падения, работники находятся вне зоны движения, и дать предупредительный звуковой сигнал.

    В зимнее время колеса (гусеницы) тяговой техники должны быть предварительно очищены от льда и снега.

    2.3.8. При заезде и выезде из вагона-гаража тяговой техники и автомашин соседние пути должны ограждаться с обеих сторон в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [24].

    Заезд и выезд тяговой техники и автомобилей из вагона-гаража на станционных путях должен производиться только после получения разрешения дежурного по станции.

    2.3.9. При перевозке тяговой техники на открытом подвижном составе двери и окна кабин тракторов, бульдозеров, а также верхние люки тягачей должны быть закрыты.

    Запрещается во время движения нахождение сопровождающих работников в кабине тяговой техники и на подвижном составе.

    Курить и пользоваться открытым огнем в пути следования запрещается.

    2.3.10. Переезд автомашин и тяговой техники через пути должен осуществляться в специально отведенных местах (оборудованный переезд, настил). Перед переездом пути водитель автомашины или машинист тяговой техники должен убедиться в отсутствии приближающегося к месту переезда железнодорожного подвижного состава. Оставлять автомашины и тяговую технику на железнодорожных путях запрещается.

    2.3.11. После выгрузки с транспортных средств тяжелое оборудование к месту производства работ доставляется с помощью тяговой техники, оборудованной специальными ограждениями от возможного падения перемещаемого груза, или на специальных носилках, тележках или санках.

    3.1.1. Выполнение аварийно-восстановительных работ должно осуществляться с соблюдением всех требований охраны труда.

    3.1.2. Начальник восстановительного поезда по прибытии на место работ обязан выяснить у дежурного по железнодорожной станции, расположенной вблизи от места схода, наличие и род груза в сошедших вагонах, обратив при этом особое внимание на наличие опасных грузов, их класс и токсичность, и только после этого провести осмотр места аварии с соблюдением мер личной безопасности.

    3.1.3. Обнаруженные при осмотре места аварии любые провисающие, оборванные и лежащие на земле, балластной призме, шпалах, подвижном составе или повисшие на деревьях провода следует считать находящимися под напряжением и представляющими опасность для жизни людей.

    Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередач (далее — ВЛ) и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленной конструкции. При обнаружении оборванного провода контактной сети или ВЛ принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить, используя любой вид связи, в район контактной сети или энергодиспетчеру.

    Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, выходить из опасной зоны следует мелкими шагами (гусиным шагом) — пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, передвигается и приставляется к носку другой ноги.

    3.1.4. Аварийно-восстановительные работы должны проводиться при снятом напряжении в контактной сети и ВЛ на весь период работ и наличии письменного разрешения на производство работ, выданного руководителю работ представителем дистанции электроснабжения (организации, эксплуатирующей ВЛ). Порядок снятия и подачи напряжения его установлены Правилами электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах [18].

    3.1.5. После снятия напряжения, заземления контактной сети и получения от работника дистанции электроснабжения письменного разрешения на проведение работ под контактным проводом (ВЛ) с указанием номера приказа энергодиспетчера, номеров путей, над которыми с контактных проводов снято напряжение, даты и времени начала и окончания работы, лицо, ответственное за безопасное проведение работ, должно выдать машинисту грузоподъемного крана наряд-допуск на производство работ.

    3.1.6. Мастера перед началом работ должны ознакомить работников восстановительного поезда с конкретным планом проведения работ по подъемке и уборке с железнодорожных путей подвижного состава и грузов.

    3.1.7. Ответственным за организацию работы с использованием тяговой или грузоподъемной техники является начальник восстановительного поезда или лицо, его замещающее (далее — руководитель работ). Приводить в движение грузоподъемные краны и тяговую технику без команды руководителя работ запрещается.

    3.1.8. Работа тяговой техники под проводами воздушных линий электропередачи допускается только в присутствии ответственного работника дистанции электроснабжения и при условии, что расстояние между самой верхней точкой машины и нижним проводом не менее 2 м.

    3.1.9. Команды машинисту тяговой и грузоподъемной техники подаются руководителем работ или сигналистом с помощью знаковой сигнализации (приложение 2 к настоящим Правилам) или по радиосвязи. При этом машинист тяговой и грузоподъемной техники для обеспечения двусторонней радиосвязи должен работать в шлемофоне или с гарнитурой радиостанции.

    Подача всех сигналов, за исключением сигнала остановки, производится только руководителем работ или сигналистом. Машинист обязан повторять команды руководителя работ звуковым сигналом машины.

    В случае потери связи с руководителем работ или сигналистом во время движения машинист тяговой или грузоподъемной техники обязан остановить машину.

    3.1.10. Перемещение грузов, затрудняющих обзор, должно производиться с участием сигналиста, подающего необходимые сигналы машинисту тяговой или грузоподъемной техники и предупреждающего других работников об опасности.

    3.1.11. При работе с тяговой или грузоподъемной техникой стропальщик обязан знать установленный порядок обмена сигналами с машинистом тяговой или грузоподъемной техники и выполнять их.

    3.1.12. Работники восстановительного поезда обязаны выполнять только ту работу, которая им поручена начальником восстановительного поезда и входит в их должностные обязанности. Во время выполнения работ они должны внимательно слушать сигналы, предупреждающие об опасности, начале движения транспортных средств, следить за движением тяговой и грузоподъемной техники и не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

    3.3.1. Ответственными за производство работ и исправное техническое состояние подъемного и накаточного оборудования является мастер по гидропневматике и подъемочному оборудованию (далее — мастер).

    3.3.2. Перед началом работы с использованием подъемного и накаточного оборудования необходимо проверить исправность талей (блоков), полиспастов, направляющих роликов, домкратов, лебедок, накаточных башмаков. На основании домкратов должны быть шипы, а накаточные башмаки должны соответствовать данному типу рельсов.

    Запрещается работать с подъемными механизмами, не прошедшими техническое освидетельствование, а в случае выработки нормативного срока эксплуатации — экспертизы промышленной безопасности.

    3.3.3. Перед началом работ мастер обязан:

    тщательно осмотреть гидравлическое оборудование, включая насосы, домкраты;

    определить массу поднимаемого груза или подвижного состава;

    правильно подобрать домкраты по грузоподъемности;

    определить места установки домкратов под грузом с таким расчетом, чтобы груз в процессе подъемки или опускания не мог упасть с домкратов;

    определить примерную нагрузку на домкрат с тем, чтобы при монтаже опорной площадки из шпал она имела достаточный опорный запас прочности;

    при установке домкрата под углом обязательно применять «упорную рамку». Во избежание соскальзывания подвижного состава или груза с головки домкрата на ее опорную поверхность и под основание домкрата, если он установлен на металлической поверхности, подложить деревянную прокладку толщиной 30 — 40 мм;

    тщательно осмотреть поднимаемый (опускаемый) груз;

    закрепить предварительно все детали поднимаемого груза;

    следить, чтобы в зоне работы с домкратами отсутствовали посторонние работники.

    Запрещается поднимать груз, превышающий грузоподъемность гидравлической установки.

    3.3.4. Перед соединением шланги гидравлического домкрата необходимо осмотреть, а также проверить состояние и крепление штуцеров. Шланги не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штуцерах стяжными хомутами. Не допускается применение проволоки вместо стяжных хомутов.

    Производить ремонтные работы, крепление, присоединение и отсоединение шлангов на работающей гидравлической установке запрещается.

    При работе гидравлической установки необходимо следить за шлангами, чтобы их не повредило.

    3.3.5. Перед подъемом подвижного состава необходимо подготовить площадки для укладки опорных плит и установки на них домкратов. Колесные пары тележек, не сошедших с рельсов, во избежание их откатывания необходимо подклинить с двух сторон деревянными клиньями.

    3.3.6. Подъем вагона, локомотива или другого поднимаемого домкратами оборудования должен производиться поочередно с одной торцевой части кузова, затем с другой.

    3.3.7. Во всех случаях подъема вагона, локомотива или другого оборудования для предупреждения их падения, в результате потери устойчивости домкратов, под торцевую балку рамы кузова или под раму кузова между ее средней частью и тележкой (ближайшей к поднимаемой торцевой части кузова) должны подводиться и по мере подъема наращиваться шпальные клетки.

    3.3.8. При использовании для подъема подвижного состава гидравлической установки не допускается натягивать и перегибать напорные шланги, а также пересекать их с тросами, электрокабелями, находящимися под напряжением, со шлангами для подачи кислорода, ацетилена и других газов.

    3.3.9. Запрещается использование в работе гидродомкратов:

    с просроченной датой частичного или полного технического освидетельствования;

    не имеющих предохранительных обратных клапанов;

    с неисправными или не прошедшими очередную поверку манометрами;

    при рабочем давлении в магистрали гидравлической установки выше 0,3 МПа.

    3.3.10. При установке накаточных башмаков на месте работ не должны находиться посторонние работники.

    3.3.11. При накатывании подвижного состава на башмаки работники должны находиться на расстоянии не менее 2-х метров.

    В целях совершенствования и актуализации нормативных ��окументов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда работников ОАО «РЖД», занятых в вагонном хозяйстве:

    1. Утвердить и ввести в действие с 16 августа 2021 года прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов ПОТ РЖД-4100612-ЦДИ-128-2018, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 16 ноября 2018 года N 2423/р.

    2. Первому заместителю начальника Центральной дирекции инфраструктуры Шевцову Е. А. организовать изучение и выполнение требований изменений, утвержденных настоящим распоряжением, причастными работниками.

    Заместитель
    генерального директора —
    главный инженер ОАО «РЖД»
    С. Кобзев

    УТВЕРЖДЕНЫ
    распоряжением ОАО «РЖД»
    N 1607/р от 26.07.2021 г.

    Что входит в систему железнодорожного транспорта?

    • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
    • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
    • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
    • устройства сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
    • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов
    • устройства электроснабжения на железнодорожном транспорте, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях;
    • устройства водоснабжения на железнодорожном транспорте;
    • устройства материально-технического снабжения.

    4.1. Действия при возникновении аварии или аварийной ситуации.

    4.1.1. Станционный рабочий, получивший информацию об аварийной ситуации, должен действовать в соответствии с нормативными документами и утвержденным планом ликвидации аварий, согласовать действия с дежурным по железнодорожной станции (руководителем смены). При наличии пострадавших немедленно организовать или принять участие (с соблюдением мер личной безопасности) в оказании пострадавшим первой доврачебной помощи, выводу их из опасной зоны.

    4.1.2. При возникновении инцидента (аварийной ситуации) с грузовыми вагонами, загруженными опасными грузами, станционный рабочий, обнаруживший признаки аварийной ситуации (парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза и т.д.), должен немедленно покинуть опасную зону. Сообщить о возникновении инцидента (аварийной ситуации) дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены), используя любые средства связи.

    При возгорании, утечке, просыпании опасного вещества, повреждении тары или железнодорожного подвижного состава с опасным грузом и других происшествиях, которые могут привести к аварийной ситуации (взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных, опасным последствиям для природной среды), а также в случаях, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами, станционный рабочий совместно с дежурным по железнодорожной станции (руководителем смены) должен действовать оперативно, с соблюдением мер безопасности, установленных требованиями аварийной карточки.

    В случае обнаружения на территории железнодорожной станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава:

    для избегания попадания испарения, частиц этих веществ на кожу, необходимо обойти опасное место с противоположной стороны от направления ветра;

    немедленно сообщить о происшествии — дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены);

    принять меры к устранению нарушений (согласно требованиям нормативных документов).

    4.1.3. В случае обнаружения нарушения габаритов погрузки или складирования грузов на железнодорожных путях станционный рабочий должен доложить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены) и согласовать с ним дальнейшие действия, при необходимости принять меры к остановке подвижного состава.

    4.1.4. При обнаружении подозрительных предметов необходимо изолировать к ним доступ и немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены). Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом.

    4.1.5. В случае несанкционированного движения вагонов по железнодорожным путям станционный рабочий должен немедленно сообщить об уходе вагонов дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены), указав номер пути и направление движения вагонов.

    4.1.6. При возникновении ситуации, угрожающей жизни людей или безопасности движения поездов, станционный рабочий обязан подать сигнал остановки поезду или маневровому составу (при возможности), немедленно принять меры к ограждению опасного места и доложить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены).

    4.1.7. При обнаружении запаха газа или прорыве трубопроводов (водоснабжения, канализации, отопления и других) требуется вызвать по телефону соответствующую специализированную аварийную бригаду. Для обеспечения безопасности транспорта и пешеходов оградить места вытекания из трубопроводов и установить предупреждающие знаки.

    4.1.8. Если произошло загрязнение пола большим количеством пролитых жиров, лаков, красок, горюче-смазочных материалов или просыпанных порошкообразных (сыпучих) веществ (мука и т.п.):

    пролитый жир, горюче-смазочные материалы удалить с помощью ветоши или других жиропоглощающих материалов, загрязненное место промыть нагретым раствором кальцинированной соды и вытереть насухо;

    пролитые лакокрасочные материалы удалить сухой, хорошо впитывающей жидкость ветошью; большое количество лакокрасочных материалов сначала засыпать песком или опилками и удалить с помощью щетки и совка, затем загрязненное место насухо вытереть ветошью, использованный обтирочный материал сложить в металлическую тару с плотно закрывающейся крышкой;

    для удаления просыпанных пылящих порошкообразных веществ надеть очки и респиратор, при небольшом их количестве — осторожно удалить влажной тряпкой или пылесосом.

    4.1.9. Станционный рабочий, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан:

    немедленно принять меры к ограждению опасного места любыми подручными средствами и сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены, железнодорожной станции);

    до прибытия ремонтной бригады принять меры, исключающие доступ кого-либо к оборванным проводам на опасное расстояние — ближе 8 м.

    В случае попадания в зону «шагового напряжения» — покинуть ее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, перемещаться мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и, не отрывая ног от земли, выходить из опасной зоны.

    4.1.10. При грозе во избежание поражения молнией не допускается прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам) на расстояние менее 10 м, находиться на возвышенных местах и открытых равнинах, держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы. Необходимо укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них — в небольших углублениях на склонах холмов или склонах (откосах) насыпей или выемок.

    4.1.11. Для предотвращения аварийных ситуаций станционный рабочий должен соблюдать технологический процесс работы железнодорожной станции, требования настоящей Инструкции и нормативных документов ОАО «РЖД».

    4.2. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи:

    1) Провести мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

    определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

    определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

    устранить (при возможности) угрожающие факторы для жизни и здоровья;

    прекратить (при возможности) действия повреждающих факторов на пострадавшего;

    оценить количество пострадавших;

    извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при возможности);

    перенести пострадавшего в безопасное место (при необходимости).

    2) Вызвать скорую медицинскую помощь (при необходимости — другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом).

    3) Определить наличие сознания у пострадавшего.

    4) Провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определить признаки жизни у пострадавшего:

    запрокинуть голову с подъемом подбородка;

    выдвинуть нижнюю челюсть;

    определить наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

    определить наличие кровообращения, проверить наличие пульса на магистральных артериях.

    5) Провести мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

    давление руками на грудину пострадавшего;

    искусственное дыхание «Рот ко рту»;

    искусственное дыхание «Рот к носу»;

    искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

    6) Провести мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

    придание устойчивого бокового положения;

    запрокидывание головы с подъемом подбородка;

    выдвижение нижней челюсти.

    7) Провести мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

    обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

    пальцевое прижатие артерии;

    наложение жгута;

    максимальное сгибание конечности в суставе;

    прямое давление на рану;

    наложение давящей повязки.

    Всемирный день охраны труда – 28 апреля 2013

    Тема Всемирного дня охраны труда в 2013 году — «Профилактика профессиональных заболеваний».

    Во всем мире профессиональные заболевания – главная причина смертности, связанной с производственной деятельностью. По оценке МОТ, ежегодно из 2,34 млн. смертей на рабочем месте лишь 321000 происходит вследствие несчастного случая. Причина оставшихся 2,02 млн. смертельных случаев (или 5500 смертей в день) – различные виды профессиональных заболеваний. Это свидетельство неприемлемого дефицита достойного труда.

    Несовершенство системы профилактики профессиональных заболеваний оказывает серьезное негативное влияние не только на работников и их семьи, но и на общество в целом. Речь идет о стоимости потерь из-за снижения производительности и нагрузке на систему социального обеспечения. Профилактика гораздо более эффективна и менее затратна, чем лечение или реабилитация. Все страны могут и должны предпринять конкретные шаги, чтобы расширить возможности профилактики профессиональных заболеваний.

    Приглашаем вас присоединиться к нам в продвижении идей этого важного дня.

    Центральная тема Всемирного дня в 2004 году — профилактика травматизма и культура охраны труда.

    Девиз 2004 года — культура охраны труда на каждом рабочем месте

    Что такое культура охраны труда?

    Национальная культура охраны труда означает:

    • приоритетную роль профилактики (выплата компенсаций за плохие условия труда не входит в понятие культуры охраны труда);
    • использование всех возможностей для просвещения и распространения знаний о производственных рисках, об их контроле и профилактике;
    • активное участие правительства, работников и работодателей в обеспечении безопасных и здоровых условий труда через четко сформулированную систему прав и обязанностей;
    • обеспечение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях.

    Источник: Итоговые документы Международной конференции труда (июнь 2003 г.)

    Как подготовиться ко Всемирному дню охраны труда?

    В прошлые годы в различных странах были проводились трехсторонние мероприятия с участием правительства, организаций трудящихся и объединений работодателей:

    • Дискуссии с участием работников высшего руководящего звена и специалистов по охране труда
    • Семинары и конференции
    • Выставки
    • «Круглые столы»
    • Радио- и телевизионные интервью и дискуссии
    • Посещение предприятий
    • Театрализованные представления

    ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

    •обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности;

    •соблюдение федеральных законов и иных нормативно правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, требований нормативных документов ОАО «РЖД» по охране труда, а также выполнение коллективных договоров и программ улучшения условий и охраны труда;

    •содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников и информирование их в области охраны труда;

    •координация деятельности филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и взаимодействие их с дочерними обществми по вопросам охраны труда;

    •……………..

    Комплексная система оценки состояния охраны труда в ОАО «РЖД»

    Пилотная работа включала в себя как работу на центральном уровне (проведение совещаний рабочий группы, выездные проверки, телефонные анкетирования), так и на региональном (проведение выездных совещаний с работниками, ежедневное ведение КСОТ-П в пилотных предприятиях, проведение ежемесячных и квартальных аудитов). В октябре того же года состоялось подведение итогов пилотного проекта и с 2014 года началась работа по внедрению КСОТ-П во все структурные подразделения вагонного хозяйства. О том, что такое КСОТ-П и как это работает – наш сегодняшний материал.

    КСОТ-П заключается в систематическом контроле за состоянием охраны труда в производственном и в структурном подразделении с целью функционирования и совершенствования системы управления охраной труда, создания безопасных условий непосредственно на рабочих местах и обеспечения санитарно-бытовых условий.

    Целями КСОТ-П являются:

    Основные задачи КСОТ-П:

    По КСОТ-П устанавливается трехуровневая система контроля: ежедневная (ежесменная), ежемесячная, ежеквартальная.

    Всемирный день охраны труда: краткая история

    История Всемирного дня охраны труда начинается с 1989 года, когда профсоюзами и работниками был проведён «День памяти погибших работников» в США и Канаде в память о тех, кто пострадал или погиб на рабочем месте.

    Праздник официально впервые отмечался в 2003 году по инициативе Международной организация труда. МОТ, официально учредив этот день, преследовала цель привлечь внимание к масштабам проблемы. По данным МОТ, на рабочем месте ежедневно в мире погибает 5—6 тысяч человек, ежегодно эта цифра увеличивается приблизительно на 10 %.

    Если вы хотите прочитать именно про Всемирный день охраны труда, который бывает раз в году, листайте сразу в конец статьи.

    Тема и лозунг этого дня ежегодно утверждается Международной организацией труда.

    В 2022 году основная тема Всемирного Дня охраны труда — «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда».


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *