Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение уплаты таможенных платежей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения порядка уплаты пошлин в 2022 связаны с заполнением 104 поля таможенного поручения. Когда-то на каждый вид таможенного платежа нужно было составлять отдельный документ, указывая при этом в поле 104 платёжного поручения необходимый код бюджетной классификации (КБК). Порядок уплаты пошлин в 2022 году предусматривает, что в 104 поле документа практически для всех видов таможенных платежей: сбор, ввозная и вывозная пошлина, НДС, акциз нужно указывать КБК 15311009000011000110. Денежные средства, перечисленные по этому КБК, поступают на счёт, который контролируется ФТС РФ.
Сроки оплаты таможенных сборов
Срок уплаты сборов за оформление ввозимых товаров регламентируется 329 статьёй Таможенного кодекса России. При импорте грузов через таможню РФ оплату требуется вносить в течение 15 дней с того момента, как в таможенные органы были предоставлены декларации и сами товары (либо с момента, как был завершён внутренний транзит).
Важно! Сроки подачи таможенных деклараций и внесения платежей могут отличаться, поскольку принятие документов о декларировании не является завершением срока уплаты пошлины.
ТК РФ регламентированы сроки уплаты и в других случаях: изменение таможенного режима, нецелевое использование условно выпущенного товара, нарушение требований таможенного оформления, применение особых таможенных процедур.
Сроки исчисления пошлин на вывоз товаров из России
Статья 329 Торгового Кодекса Российской Федерации устанавливает такие виды сроков:
-
При вывозе товара за таможенную границу РФ у срока уплаты таможенных сборов отсутствуют ограничения по времени. Он определяется мероприятием, которое имеет прямое отношение к возникновению обязанности уплатить таможенные платежи — подачей в таможенные органы декларации.
На некоторые периодически декларируемые товары распространены определённые исключения, а ещё на вещества, перемещаемые при помощи трубопровода. - В случае смены таможенного режима сборы нужно уплатить в течение дня окончания действия сменяемого таможенного режима.
- При употреблении условно выпущенного груза не по назначению, сроком уплаты сборов на вывоз считается день, когда произошло нарушение ограничения по распоряжению и пользованию товаром. Если определить такой день невозможно, сроком уплаты являются сутки, в которые таможенный орган принял декларацию.
-
Если предприниматель нарушил требования таможенных операций и обязан уплатить таможенные платежи, сроком будет считаться день, в котором имело место нарушение (выдача с отсутствием разрешения таможенной организации или потеря товаров, перемещаемых по внутритаможенному транзиту, временно складируемых или находящихся под таможенным режимом склада таможни, площадки беспошлинной торговли).
Если установить этот день невозможно, уплата таможенных пошлин должна производиться в течение суток, в которые стартовали такие операции (день доставки груза на таможенный участок, день получения бумажной санкции на внутритаможенный транзит, день окончания, день помещения груза под таможенный режим). - Срок исчисления таможенных сборов при применении особых таможенных операций назначается отдельно для каждой операции. К примеру, физически лица с ручной кладью или сопровождаемым багажом уплачивают таможенные сборы при пересечении границы России.
Сроком уплаты экспортных таможенных сборов является отрезок времени, за который необходимо заплатить суммы таможенных платежей, или происшествие, из-за которого Кодекс обязывает оплатить таможенные пошлины.
Кто ответственный за оплаты таможенных сборов
Пошлины уплачиваются продавцом или экспортёром. Следующие случаи не попадают под это правило:
- Таможенный орган постановил собственные требования уплаты таможенных сборов;
- Использование почтовой сети для перемещения товара.
Дополнительные таможенные уплаты по решению таможенного органа после проверки данных заявителя могут исчисляться в случае, если:
- Предприниматель указал недостоверные данные о стране-изготовителе;
- Нарушены правила классификации экспортируемых товаров согласно Товарной номенклатуры ВЭД;
- Стоимость или количество товара определяется таможенной организацией.
Согласно п.1 ст. 320 Таможенного кодекса ответственность за уплату таможенных сборов несет декларант или его представитель (таможенный брокер). При обнаружении факта неуплаты или неполной оплаты таможенных платежей взыскание производится или с владельца товара, или с таможенного брокера.
Таможенные меры поддержки + на алкогольном рынке
Новшества в сфере таможенного регулирования предусматривают упрощение ввоза товаров в Россию и на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
СИТУАЦИЯ/СФЕРА | ПОЯСНЕНИЕ |
Ввоз многокомпонентного товара | На 6 лет предоставлено право ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок |
Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов | Исключена необходимость предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ведущих деятельность менее 1 года |
Доначисление пеней | Участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождены от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы |
Выдача таможней классификационных решений | Сокращена процедура выдачи таможенными органами классификационных решений |
Маркировка импортного алко | Расширен эксперимент по маркировке импортируемого алкоголя, запущенный в Калининграде: Правительству РФ дано право определять территории его проведения.
Также предусмотрено продление срока эксперимента до 31 мая 2024 года. |
Федеральные спецмарки | С 9 до 18 месяцев увеличен срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированного алкоголя. Такие правила будут действовать до 31 мая 2024 года.
До 31 декабря 2023 отменено требование об отсутствии задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок. |
Расчёт и размер обеспечения
Правильный расчёт сумм обеспечения уплаты позволяет избежать серьёзных убытков в виде штрафов и пени.
Для того чтобы рассчитать размер суммы обеспечения, используется единая формула. Она содержит следующие компоненты:
- Ставка. Она может изменяться в зависимости от конкретных случаев.
- Количество груза.
- Курс валют. Он должен быть официально подтверждён Центральным Банком России.
Для некоторых участников торговых операций установлен минимальный размер обеспечительного таможенного платежа. К ним можно отнести:
- Таможенного перевозчика. Минимальный размер платежа — 20,000,000 рублей
- Таможенного брокера. Минимальный размер платежа — 50,000,000 рублей.
- Владельца таможенного или временного складов закрытого типа. Минимальный размер платежа — 2,500,000 рублей.
- Владельца таможенного или временного складов открытого типа. Минимальный размер платежа — 2,500,000 рублей. Но существуют и дополнительные взносы для данной категории. Они могут изменяться в зависимости от типа склада. Как правило, для открытых зон плата составляет триста рублей за 1 квадратный метр, для помещений — тысяча рублей.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Уплата таможенных платежей — порядок и сроки
Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.
Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.
Залог товаров и иного имущества
Залог — это гражданско-правовая категория, являющаяся одним из основных способов обеспечения обязательств. 29 мая 1992 года был принят Закон РФ N 2872-1 «О залоге» . В нем в статье 1 залог определяется как способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества, преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными Законом. Данное определение было перенесено в Гражданский кодекс РФ (ст. 334).
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 23. Ст. 1239.
В таможенной сфере залогодержателем выступает таможенный орган, а лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, является залогодателем. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, или любое иное лицо.
Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог)
Внесение денежных средств на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) как способ обеспечения уплаты таможенных платежей новеллой не является, так как и Таможенным кодексом 1993 г. предусматривался такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей, но в новом Таможенном кодексе законодатель закрепил порядок применения и возврата данного способа обеспечения.
Денежный залог может быть внесен лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, либо любым иным лицом в пользу указанного лица.
Денежные средства могут вноситься в кассу или на счет таможенного органа как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации.
Возврат денежного залога осуществляется в валюте платежа, а в случае отсутствия у таможенного органа денежных средств в иностранной валюте платежа — в иной иностранной валюте, котируемой Банком России, либо по желанию плательщика — в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 357 Таможенного кодекса).
Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь
Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Евразийского экономического союза и Законодательством Республики Беларусь. Элементами таможенного регулирования являются EAЭС:
- единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС);
- единый таможенный тариф ЕАЭС;
- единые правила определения страны происхождения.
Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС означает определение их цифровых классификационных кодов, т.е. отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям ТН ВЭД с соответствующими им числовыми кодами, и осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам [9].
Под единым таможенным тарифом ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) следует понимать свод ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которая применяется для классификации во внешней торговле .
Основными целями применения ЕТТ ЕАЭС являются:
- обеспечение условий для эффективной интеграции ЕАЭ в мировую экономику;
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории ЕАЭС;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ЕАЭС;
- поддержка отраслей экономики ЕАЭС [6]
Анализ динамики таможенных платежей в формировании бюджета Республики Беларусь и стран-членов ЭАЭС
Таможенные платежи, являясь важной составляющей таможенного дела, выступают в качестве основного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности. За счет таможенных платежей формируется доходная часть бюджета государства. В условиях развития мирохозяйственных связей укрепляется роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности и обеспечении доходов государственного бюджета. На таможенной территории государств — участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством таможенно-тарифного регулирования. Применение одинаковых ставок ввозных таможенных пошлин обеспечивает свободное перемещение иностранных и отечественных товаров на территории ЕАЭС. Наглядное поступление платежей за экспорт и импорт представлено на рисунке 1.
Исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС
Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.
Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ.
Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.
Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей
61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.
Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.
Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.
При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).
Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).
Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок).
Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.
Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.
Исчисление вывозной таможенной пошлины
Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.
Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Таможенные платежи за 2011 – 2021гг., млрд. руб.
Год | Ввозная таможенная пошлина, млрд. руб | Вывозная таможенная пошлина, млрд. руб | Специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлина, млрд.руб | Таможенный сбор, млрд. руб | НДС, млрд. руб | Акциз, млрд. руб | Итого |
2, 2 | 3 710, 3 | 1,0 | 31, 4 | 1497, 2 | 46, 6 | 5 288, 6 | |
0, 4 | 4 099, 7 | 2,7 | 27, 8 | 1 556, 9 | 51, 4 | 5 738, 6 | |
0, 1 | 4 058, 0 | 3,4 | 16, 3 | 1 561, 9 | 56, 9 | 5 696, 3 | |
0, 3 | 4 637, 1 | 3,9 | 16, 4 | 1750, 2 | 53, 4 | 6 461, 3 | |
0,2 | 2 760,4 | 2,5 | 15,9 | 1785, 2 | 53, 9 | 4 618, 2 | |
(дек-окт) | 0,1 | 1 609,3 | 3,5 | 13,8 | 1 545,9 | 45,9 | 3 218, 5 |
Так, например, в 2015г. сумма поступления в федеральный бюджет РФ составила 13 655, 665 млрд. руб. из них 5 134 452 325 936, 68 рублей составляют таможенные платежи (в данную сумму также включены авансовые платежи в счёт будущих таможенных платежей, а также денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей).
Итак, доля таможенных платежей в 2015 году составила 37,6%. Это на 6,8% меньше чем в 2012г. Из таблицы 2 можно увидеть, что пополнение федерального бюджета за счёт таможенных платежей имеет тенденцию к спаду.