- Права потребителей

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К юристам нашего Центра обратился клиент с вопросом о его порядке действий в следующей ситуации. Покупателем были приобретены и оплачены товары у иностранного продавца. Товар был передан покупателю в указанном месте, но без документов, подтверждающих прохождение им процедуры таможенного оформления, и самих деклараций.

Комментарий к статье.

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).

Какова ответственность за ввоз (вывоз) незадекларированного товара?

За ввоз (вывоз) физическим лицом незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию, законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность

За правонарушения, связанные с недекларированием физическими лицами товаров, ввозимых на территорию ТС и вывозимых с этой территории, предусмотрена, в частности, следующая административная ответственность (ч. 1, 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4 КоАП РФ; п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Договора, ратифицированного Законом от 03.05.2011 N 83-ФЗ):

  • 1) за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до двукратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  • 2) за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  • 3) за нарушение порядка прибытия (убытия) товаров путем их ввоза (вывоза) помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных мест или вне времени работы таможенных органов — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости;

4) за недекларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков), подлежащих декларированию, если это не является уголовно наказуемым деянием, — в виде ее конфискации либо штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы. При этом таможенному декларированию подлежат денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.

Уголовная ответственность

За деяния, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС, предусмотрена, в частности, следующая уголовная ответственность (ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ):

  1. 1) за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков) в крупном размере — в виде штрафа в размере от трехкратной до десятикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо ограничения свободы или принудительных работ на срок до двух лет;
  2. 2) за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков) в особо крупном размере — в виде штрафа в размере от десятикратной до пятнадцатикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо ограничения свободы или принудительных работ на срок до четырех лет;
  3. 3) за незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере — в виде штрафа в размере от 300 000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо принудительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет;
  4. 4) за незаконное перемещение, в частности, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, — в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового;
  5. 5) за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов — в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового;
  6. 6) за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в крупном размере — в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет;
  7. 7) за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в значительном размере — в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового;

8) за незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в особо крупном размере — в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Введена уголовная ответственность за недекларирование валюты

30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200-1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

Эта статья предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (часть первая статьи 200-1) или в особо крупном размере (часть вторая статьи 200-1).

К административной ответственности привлекается лицо, которое без письменного декларирования, перемещает через таможенную границу наличные денежные средства в сумме превышающей 10 000 долларов США в эквиваленте, а к уголовной ответственности свыше 30 000 долларов США в эквиваленте.

Согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г.

Астане 5 июля 2010 года) без письменного декларирования разрешен единовременный ввоз или вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США.

При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если в его в действиях не содержится иного состава преступления.

Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

  • За совершение преступления, предусмотренного статьей 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.
  • Согласно примечанию к статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
  • Указанную информацию необходимо учитывать гражданам при планировании въезда в Российскую Федерацию или выезда из неё, за исключением случаев перемещения через границу с государствами-членами Таможенного союза (Республика Белоруссия, Республика Казахстан).
  • Данные меры предприняты в рамках реализации государством комплекса мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений.

Кроме того, указанным федеральным законом внесены изменения в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».

Начиная с 30 июня 2013 года, уголовная ответственность за данное преступление будет наступать в том случае, если сумма таможенных платежей, неуплаченных физическим лицом или организацией при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров в одной или нескольких партиях, превысит один миллион рублей (крупный размер). Особо крупным размером будет признаваться сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая три миллиона рублей.

Читайте также:  Что будет с 1 января 2023 flash

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими / ст. 4.3 КОАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

В соответствие с п. 2 ст. 355 ТК ТС обязательного таможенному декларированию подлежат:

  • Товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. грузов массой не более 50 кг и общую сумму не более 10 тыс. евро, перевозимые воздушным транспортом, или более 1500 евро, перевозимые другими видами транспорта);
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • Валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. USD);
  • Культурные ценности;
  • Иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

Незадекларированным товар будет считаться и при неточностях в заподненой таможенной декларации на ввозимый товар. Например, если было неверно указано количество ввозимого товара или ввозимый товар не соответствует описанию, указанному в таможенной декларации.

За ввоз воз незадекларированных товаров лицо виновное в данном деяние может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности.

Административная ответственность

Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:

  • Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).

Виды нарушений таможенных правил

  • Незаконное переправка через границу Таможенного союза товаров, автомобилей международной перевозки. Данное правонарушение представляет собой действия, при которых лицо ввозит или вывозит товары, равно как и скрывает их при перемежении или же просто дезинформирует таможенный орган о количестве весе или иных характеристиках декларируемых товаров, перемещаемых через границу таможенной территории.
  • Недекларирование, недостоверное декларирование товаров. При недекларировании или недостоверном декларировании товаров физическими лицами законом предусмотрена ответственность. К примеру, если вы возвращаетесь из заграничного отпуска и перевозите с собой наличные алкоголь или табак свыше разрешенных норм и не декларируете их — вас ждёт соответствующая санкция. Недекларирование, недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств. Данная статья отличается от предыдущей лишь предметом правонарушения: если вы собираетесь в отпуск за границу и перевозите с собой наличные деньги размером больше десяти тысяч долларов или же дорожных чеков при этом их не декларируя – вас ждёт соответствующая санкция.
  • Несоблюдение запретов на ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и наоборот. При несоблюдении запретов, установленных международными договорами при перемещении их через границу в отношении определенных товаров установлена соответствующая санкция. Данная статья применяется, в случае если товары запрещены или ограничены к ввозу и вывозу. Например, экстремистская литература или ядовитые, токсичные вещества.
  • Нарушение режима зоны контроля таможни. Вышеуказанный состав представляет собой несколько подвидов, нарушение зоны таможенного контроля может быть выражено в перемещении товаров, лиц или же в осуществлении хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, к примеру, открытие магазина беспошлинной торговли (дьюти фри).
  • Непринятие мер при аварии или непреодолимой силы. Данная статья возлагает на перевозчика ответственность за непринятие мер по обеспечению сохранности товаров в случае аварии или стихийного бедствия, но только при условии, если перевозчик не мог предотвратить негативные такие последствия. Законодателем установлен особый порядок действий в случае если при перевозке декларируемых товаров происходит авария или стихийное бедствие и если данные действия не исполняются, то перевозчика ждут санкции.
  • Представление недействительных документов для таможенных операций. Нарушением в данной статье является представление декларантами подложных документов или недостоверных сведений, которые повлекли за собой получение таможенной или налоговой выгоды: освобождение или снижение таможенных или налоговых платежей.
  • Недоставка, утрата товаров или недоставка документов на них. Данная статья посвящена ответственности за утрату или недостачу товаров или документов при осуществлении таможенного транзита, то есть по пути следования грузов из пункта отправки в пункт назначения.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме споров с таможней и не забывайте подписаться на канал YouTube для возможности получать бесплатный совет таможенного адвоката в комментариях к роликам:

  • Несоблюдение порядка таможенного транзита. Данная статья КоАП РФ посвящена ответственности за несоблюдение сроков, установленных таможенным органом товаров или документов при осуществлении таможенного транзита, то есть по пути следования грузов из пункта отправки в пункт назначения. Подробнее о помощи нашего адвоката при несоблюдении порядка таможенного транзита по ссылке.
  • Уничтожение или изменение средств идентификации. Данной статьей охраняется нормальный порядок функционирования таможенных органов так как вследствие уничтожения, удаления, изменения, повреждения либо утраты средств идентификации, используемых таможенным органом влечет дестабилизацию и невозможность исполнять свои государственные функции. Подробнее о составе и помощь нашего административного адвоката по ст. 16.11 КоАП РФ по ссылке.
  • Несоблюдение сроков таможенной декларации и документов. Данная статья направления для предупреждения нарушений по несоблюдению установленных законом сроков подачи полной таможенной декларации, при условии, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров. Более того данная статья устанавливает ответственность за неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, к примеру таможенных брокеров.
  • Совершение операций с товарами без разрешения или уведомления таможенного органа. Данная статья предусматривает ответственность за совершение определенных действий без разрешения или уведомления таможенного органа. Такими операции являются разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка), а равно, как и взятие проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находиться такие товары, замена транспортного средства международной перевозки.
  • Нарушение и операций порядка хранения товаров и операций с ним. В случае нарушения установленного законодателем порядка хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа, равно как и требований и условий помещения товаров на специальных таможенный режим: таможенный склад, склад временного хранения, иное место временного хранения, свободный склад.
  • Непредставление таможенной отчетности. Настоящей статьей предусмотрена ответственность на непредставление отчетности, нарушение срока представления в таможенный орган отчетности, представление отчетности, содержащей недостоверные сведения. Под таможенной отчетностью понимается не только декларации, но и иные документы, установленные законодательством.
  • Нарушение временного хранения товаров. Под нарушением сроков временного хранения товаров, законодатель подразумевает те сроки, которые были определены таможенным органом в конкретном документе, для данного вида товаров.
  • Представление ненадлежащих документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. В случае представления недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, при условии содержащихся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, декларанта или перевозчика ждёт ответственность. Так как данные сведения могут повлиять на выпуск вывозимых товаров.
  • Несоблюдение таможенной процедуры. Таможенная процедура представляет собой определенный процесс, которые чётко регламентирован в законодательстве. Поэтому заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования. Данной санкцией предусмотрена ответственность, как для граждан, так и для должностных лиц.
  • Незаконное распоряжение условно выпущенного товара. Данная статья призвана защитить интересы декларантов и перевозчиков. Так как в случае пользования товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, а также пользование условно выпущенных товаров, передача их во владение, в пользование, отчуждение либо распоряжение ими иным способом приведут к нарушению прав собственников данных товаров.
  • Незаконное пользование товарами. Данная статья в отличие от предыдущей, призвана защитить интересы государственных органов. Так как в случае пользования товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами караются законами.
  • Нарушение сроков оплаты таможенных платежей. При нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, установленных законодательством. Декларанта ждут санкции.
  • Незаконная деятельность в области таможенного вопроса. В данной статье приведены составы правонарушений, которые предусмотрены за совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в реестр таможенных представителей, либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него. Статья призвана защитить интересы, как декларантов, так и должностных лиц совместно с профессиональным сообществом брокеров.
  • Незаконные операции с автотранспортными средствами. Данный состав в отличие от предыдущих, отличается объектом охраны являются временно ввезенные транспортные средства, нарушение временного ввоза авто в РФ, их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами.

№152. Административное дело. Статья 16.3 ч.1 КоАП РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «….» (далее -общество1) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее — таможня) от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Решением суда от 21.05.2008 в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанций и удовлетворить заявление о признании незаконным постановления таможни. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения. Таможня представила отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представители таможни просили отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда в силе.Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, общество 10.01.2007 подало в таможню грузовую таможенную декларацию № 10226020/230109/0001330 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 15.09.2008 № L08/08 с (Литва) товара, в том числе товара № 7 — проката плоского из нелегированной стали, холоднокатаного, неплакированного, без гальванического и другого покрытия, в листах (изготовитель ЗАО «Запорожсталь», (Украина). При декларировании товара у общества была затребована копия лицензии Министерства экономики Украины на поставку плоского холоднокатаного проката производства ЗАО «Запорожсталь», (Украина). Требование таможенного органа о представлении лицензии было основано на положениях Соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины о регулировании поставок плоского холоднокатаного проката, происходящего из Украины на таможенную территорию Российской Федерации от 21.06.2007 (далее — Соглашение). Отсутствие у декларанта указанной лицензии’ явилось основанием для запрещения выписка товара и составления таможней в отношении общества протокола от 25.02.2009 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Постановлением таможни от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке. Суд пришёл к выводу о доказанности вменяемого обществу состава административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявления.Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба общества подлежит удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих Экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса. Указанная норма является отсылочной, поскольку не содержит перечня запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя 1/з национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон № 164), в случаях, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федераций, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям. Данная норма согласуется с пунктом 1 статьи 131 ТК РФ, которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Согласно пункту 2 указанной статьи при декларировании товаров представляются, в том числе разрешения, лицензии, и сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Соглашение подписано между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины, является международным договором межведомственного характера, заключено в целях регулирования экспорта холоднокатаного проката с таможенной территории Украины «на таможенную территорию Российской Федерации. Соглаш��ние предусматривает установление квот в период его действия (до 20.06.2010). Выпуск товара с таможенной территории Украины на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии (статья 3), выдаваемой Министерством экономики Украины в пределах квот. Вместе с тем из материалов дела следует, что спорный товар ввозился на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом 15.09.2008 № L08/08 с литовской компанией и с территории Литвы. Общество не имеет договорных отношений с компаниями из Украины, которые в силу Соглашения могут осуществлять поставку (экспорт) спорного товара, происходящего из Украины (статья 6). Поскольку Соглашение регулирует вопросы экспорта холоднокатаного проката из Украины и не вводит каких — либо ограничений в отношении поставок холоднокатаного проката с территории других государств, нет оснований полагать, что Соглашение распространяется и на случаи поставок не с территории Украины. Кроме того, в силу положений Соглашения лицензия могла быть выдана Только на основании заключенного договора поставки с украинскими производителями (перечислены в Соглашении) или с уполномоченными экспортерами. Такие договорные отношения у общества отсутствуют. Доказательств обратного таможня не представила. При таких обстоятельствах требование таможенного органа о представлении копии лицензии Министерства экономики Украины общество не могло исполнить. Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к Административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ). В данном случае таможня не доказала, что общество нарушило запрет на ввоз спорного товара. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности за несоблюдение установленных ё соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является ошибочным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения дела, судом установлены, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Читайте также:  Какие документы получает ИП при регистрации в 2023 году

Правила вывоза и ввоза валюты в Россию

Если житель России хочет вывезти или ввезти деньги, дорожные чеки на сумму менее 10 тысяч долларов, он может их не декларировать. Декларирование такой суммы является добровольным.

Если деньги провозят не в долларах США, то в таком случае размер ввозимых в Россию или вывозимых средств пересчитывают в американские доллары по курсу той страны, из которой их вывозят. Используется курс, который установлен на день подачи таможенной декларации.

При прохождении таможни, гражданину будут выдан бланк, в котором он указывает:

  1. Свою фамилию, имя и отчество.
  2. Место и дату рождения.
  3. Данные заграничного паспорта.
  4. Источник дохода (откуда получены деньги).
  5. На какие нужды планируются быть израсходованы деньги.
  6. Как происходит транспортировка.
  7. По какому маршруту следует.

Если провозятся денежные инструменты, о них указывается информация:

  1. Дата выпуска.
  2. Название эмитента.
  3. Личный номер (если он есть).

Если декларант перевозит не свои деньги, он указывает также информацию об их владельце.

Создание единой таможенной зоны состоялось еще в 2007 году, а в 2009 были ратифицированы документы, которые сегодня составляют основу Таможенного Союза. Первыми участниками содружества стали Беларусь, Россия и Казахстан. Немного позже к ним присоединилась Армения (2014) и Киргизия (2015). Перспективными кандидатами на сегодняшний день являются Сирия, Таджикистан, Тунис.

Вкратце суть такого экономического образования можно описать так:

  • упразднение таможенных пошлин и границ для ввоза продукции;
  • введение единого тарифа для других государств.

За ввоз (вывоз) физическим лицом незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию, законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Какова ответственность за ввоз (вывоз) незадекларированного товара

Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части.

То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар.

По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.

Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.

Рекомендуем ознакомиться — что нужно декларировать при въезде или выезде из России?

Примером недекларирования товара юридическим лицом может быть ситуация, в которой при поставке товара в адрес декларанта помимо заявленных товара в ходе досмотра таможня обнаруживает еще иной товар.

Достаточно часто подобные ситуации возникают, когда отправитель по своей инициативе направляет комплетуарный или промотовар. Например, несколько образцов другой продукции.

Зачастую декларант может и не знать о таком «подарке», за недекларирование которого ему придется нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

Ответственность за недекларирование установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Мерой административного наказания как для физических, так и для юридических или должностных лиц предусмотрен штраф.

Кроме того, в отдельных случаях незадекларированный товар может быть конфискован.

Поскольку ответственность по статье за недекларирование тождественна ответственности, предусмотренной за недостоверное декларирование, особое внимание следует уделить размерам штрафов.

За ввоз (вывоз) физическим лицом незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию, законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

За правонарушения, связанные с недекларированием физическими лицами товаров, ввозимых на территорию ТС и вывозимых с этой территории, предусмотрена, в частности, следующая административная ответственность (ч. 1, 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4 КоАП РФ; п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Договора, ратифицированного Законом от 03.05.2011 N 83-ФЗ):

1) за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до двукратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;

2) за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;

3) за нарушение порядка прибытия (убытия) товаров путем их ввоза (вывоза) помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных мест или вне времени работы таможенных органов — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости;

4) за недекларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков), подлежащих декларированию, если это не является уголовно наказуемым деянием, — в виде ее конфискации либо штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы. При этом таможенному декларированию подлежат денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.

За ввоз (вывоз) физическим лицом для личного пользования незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию, законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Примечание. Перечень товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, предусмотрен п. 2 ст. 355 ТК ТС.

А дминистративная ответственность

За правонарушения, связанные с недекларированием товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза (вывозимых с этой территории) физическими лицами и подлежащих таможенному декларированию, предусмотрена административная ответственность следующих видов:

– за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, – в виде штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);

– за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза – в виде административного штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ);

– за недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, – в виде административного штрафа в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета административного правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).

Примечание. Таможенному декларированию при ввозе (вывозе) подлежат валюта, дорожные чеки, перемещаемые в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США ( п. 1 ст. 3 , п. 1 ст. 4 Договора, ратифицированного Законом от 03.05.2011 N 83-ФЗ).

Владелец холдинга “Русский стандарт” Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.

Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Незаявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица, их допустившие, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с Кодексом РФ административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Наступила пора отпусков и граждане потянутся отдыхать в зарубежье. Стоит напомнить об ответственности за ввоз (вывоз) физическим лицом незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию.

Как пояснила помощник Тульского транспортного прокурора И.Илюхина, за правонарушения, связанные с недекларированием физическими лицами товаров, ввозимых на территорию ТС и вывозимых с этой территории, предусмотрена, в частности, следующая административная ответственность ч. 1, 2 ст.16.1, ч. 1 ст. 16.2, ст.16.4 КоАП РФ; п.п. 7 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС.

Так, за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до двукратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;

за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;

за нарушение порядка прибытия (убытия) товаров путем их ввоза (вывоза) помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных мест или вне времени работы таможенных органов — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости;

за недекларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков), подлежащих декларированию, если это не является уголовно наказуемым деянием, — в виде ее конфискации либо штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы. При этом таможенному декларированию подлежат денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.

За деяния, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС, предусмотрена, в частности, следующая уголовная ответственность ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ:

за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков) в крупном размере — в виде штрафа в размере от трехкратной до десятикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо ограничения свободы или принудительных работ на срок до двух лет;

за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков) в особо крупном размере — в виде штрафа в размере от десятикратной до пятнадцатикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо ограничения свободы или принудительных работ на срок до четырех лет;

за незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере — в виде штрафа в размере от 300 000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо принудительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет;

за незаконное перемещение, в частности, ядовитых, взрывчатых, ��адиоактивных веществ, огнестрельного оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, — в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового;

за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов — в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового;

за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в крупном размере — в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет;

за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в значительном размере — в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового;

Читайте также:  Штрафы за регистрацию иностранных граждан в квартире

В соответствие с п. 2 ст. 355 ТК ТС обязательного таможенному декларированию подлежат:

  • Товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. грузов массой не более 50 кг и общую сумму не более 10 тыс. евро, перевозимые воздушным транспортом, или более 1500 евро, перевозимые другими видами транспорта);
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • Валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. USD);
  • Культурные ценности;
  • Иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:

  • Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).

Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности следующих случаях:

  • За незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (более 20 тыс. USD) и особо крупном размере (более 50 тыс. USD) – предусматривает наложение штрафа в виде штрафа в размере до 15-й суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ).
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 12 лет (ст. 226.1 УК РФ);
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ — – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 20 лет (ст. 229.1 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере – предусматривает наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок;
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере, либо совершенное группой лиц – предусматривает наложение штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров

Изначально следует указать, осуществляется ли въезд или выезд с территории Таможенного союза. В графе представлены два варианта выбора, нужный отмечается крестиком.

1 графа: личные данные путешественника и информация о его заграничном паспорте: Ф. И. О., дата рождения (формат день – месяц – год), подданство, страна постоянного проживания, тип проездного документа, его серия и дата выдачи. А также в данном разделе потребуется указать дату выдачи въездного разрешения и адрес пребывания путешествующего на территории РФ.

2 графа: информация о деньгах и денежных инструментах. Необходимо точно указать сумму и валюту.

3 графа: личные данные владельца, ввозимые или вывозимые средства.

4 графа: источники происхождения имеющихся с собой финансов. Потребуется выбрать из таких вариантов:

  • Зарплата или прибыль от осуществления предпринимательской деятельности.
  • Дивиденды.
  • Прибыль от реализации имущества.
  • Трансферты.
  • Пенсионные выплаты, стипендиальные выплаты, алименты и другое.
  • Прибыль от сдачи недвижимости в аренду.
  • Заемные средства.
  • Деньги, полученные в наследство.
  • Другое.

5 графа: информация относительно предполагаемого использования на территории РФ провозимых средств.

6 графа: вид транспорта, на котором совершается поездка в РФ.

Ст. 16.3 КОАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КОАП РФ.

За указанное нарушение установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований технических регламентов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 308- АД18-3513 по делу N А63-253/2017).
  1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, — ответственность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • ошибочное указание одной цифры серийного номера при наличии возможности у таможенного органа идентифицировать заявленный к декларированию товар по иным признакам не повлекло негативных последствий, в том числе необоснованного помещения товара под заявленный таможенный режим. Доказательств, свидетельствующих о том, что недостоверные сведения могли послужить основанием для полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, таможенным органом не представлено. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2017 № Ф02-4338/2017 по делу № А33-23099/2016)
  • Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, — ответственность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискаци��й товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, — ответственность влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • Для юридических лиц, нарушивших указанные запреты, согласно статье 16.3 КОАП предусмотрено наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
    • на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Как указано в примечаниях к ст. 16.4, незадекларированной считается сумма наличных денег и ценных бумаг, являющаяся разницей между количеством перевозимых денежных активов, определенным в суммарном выражении, и суммой, допускаемой к ввозу-вывозу без указания в декларации.

    Варианты уклонения складываются с особенностей перемещения, хранения и сбыта товаров. При этом приобретение товаров в контрабандный способ может носить классический характер – покупка, мена, добыча или изготовление, так и незаконный такой как хищение.

    В зависимости от свойств товара, его предназначения и прочих качеств, он может как открыто храниться, так и прятаться в специальных хранилищах.

    Под перемещением такого товара понимается его:

    • пронос;
    • перевоз;
    • переброс;
    • пересылка;
    • перемещение с помощью различных коммуникационных линий.

    При этом перемещение может производиться лично контрабандистом:

    • при легальном пересечении границы;
    • нелегальном пересечении границы;
    • перемещение товара без непосредственного участия преступника.

    Также чтобы не декларировать товар в особо крупных размерах перемещение осуществляется в:

    • местах, не предназначенных для пересечения границы;
    • посредством тайников в легальный способ;
    • путем упаковки товара в непредназначенную для него тару, то есть придания ему вида совершенно другой продукции.

    Недекларирование денежных средств и малозначительность

    Каждое правонарушение наказуемо. При этом степень серьезности определяется индивидуально, даже с учетом того, что все ситуации подробно описаны и утверждены документально.

    Должностным лицам при неприсвоении кодов грозит наказание в виде оплаты 10000 руб. Юр.лицу в идентичной ситуации придется заплатить в 10 раз больше.

    Рядовому гражданину правонарушение грозит обязательной выплатой в пользу государства 4000р. Должностному лицу несоблюдение требований обойдется в 10 тысяч рублей, а юр.лицу — до 300000р. Если несоответствие нормам установлено у ИП, то они оплатят 5-10 тыс. руб.

    Если же не промаркированы табачные изделия, то сумма возрастает:

    • за изготовление — 15-150 тыс.р.;
    • продажа оценивается в 15-300 тыс.

    При таможенном контроле должностные лица таможенных органов имеют право:

    • проверять документы;
    • проводить досмотр товаров или личный досмотр (в исключительных случаях);
    • производить учет товаров;
    • проводить устный опрос.

    Личный таможенный досмотр проводится только по письменному решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает валюту или товары, являющиеся объектами нарушения законодательства.

    Система «ЗЕЛЕНОГО КОРИДОРА»

    Место входа в «зеленый коридор» и выхода обозначается надписями «Зеленый коридор» («Green channel») и «Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет» («Nothing to declare») на русском и английском языках.

    Перемещение товаров через линию «зеленого коридора» при входе рассматривается как заявление о том, что перемещаемые валюта и товары не относятся к подлежащим обязательному декларированию в письменной форме и об отсутствии несопровождаемого багажа. Пассажирская таможенная декларация не заполняется и не подается. Таможенный контроль проводится выборочно.

    Система «КРАСНОГО КОРИДОРА»

    Вход в «красный коридор» обозначается надписями «Красный коридор» («Red channel») и «Товары, подлежащие обязательному письменному декларированию» («Goods to declare») на русском и английском языках.

    «Красный» коридор» предназначен для декларирования валюты и/или товаров в сопровождаемом багаже, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также для заявления несопровождаемого багажа. Оформляется пассажирская таможенная декларация ТД-6 и представляется таможенному органу вместе с документами, необходимыми для таможенных целей.

    ВЫВОЗ из Российской Федерации НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ и дорожных чеков

    Без предъявления документов и без внесения сведений о валюте в пассажирскую таможенную декларацию физические лица имеют право вывезти наличную иностранную валюту и/или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США.

    При вывозе физическим лицом дорожных чеков в общей сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

    При вывозе физическими лицами иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации от 3.000 до 10.000 долларов США либо дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10.000 долларов США, эти суммы должны быть задекларирована в пассажирской таможенной декларации.

    Вывоз валюты в сумме, превышающей 10.000 долларов США, допускается в двух случаях:

    • иностранная валюта была ранее ввезена и указана в таможенной декларации, подтверждающей ввоз;
    • иностранная валюта была переведена и получена через банк, при наличии документа, подтверждающего перевод валюты в Российскую Федерацию.

    На денежные средства, вывозимые с помощью банковской карты, ограничений нет. Банковскую карту декларировать не требуется.

    Вывоз физическим лицом денежных инструментов (векселя; банковские чеки; ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата) осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *