- Наследование

Учет и налогообложение спонсорских взносов, полученных ано

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет и налогообложение спонсорских взносов, полученных ано». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как мы уже сказали выше, спонсорская помощь предполагает последующий ответный жест со стороны спонсируемого объекта в виде содействия размещению информации о том, кто помог, в СМИ и иных каналах. Подобного рода действия классифицируются законом как «спонсорская реклама». Вместе с тем она, согласно ряду подзаконных правовых актов, отличается от традиционной, как таковой коммерческой.

Напоминаем, что в бухгалтерском учете организаций не подлежат нормированию, а учитываются в полном объеме. Для отражения затрат на рекламу используется бухгалтерская запись: Дебет Кредит «Расчеты за оказанные услуги».

После того как стороны подписывают акт об оказании услуги, организация –спонсор производит зачет суммы предварительной оплаты, ранее перечисленной в счет оказания рекламных услуг: Дебет 60-1 «Расчеты за оказанные услуги» Кредит «Расчеты по предварительной оплате».

Пример 1. Организация – спонсор заключила спонсорский договор с организатором телевизионной программы. Эфир программы состоится 24 июля.

21 июня организация – спонсор в соответствии с договором перечислила организатору программы сумму спонсорского взноса в размере 590 000 рублей (в том числе НДС 18% – 90 000 рублей). Рабочим Планом счетом организации предусмотрено, что к счету открыты следующие субсчета: 60-1 «Расчеты за оказанные услуги»;

Гражданско-правовые отношения

Лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения в том числе спортивного, культурного или любого иного мероприятия, именуется спонсором. Реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре, признается спонсорской рекламой (п. п. 9, 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ О рекламе). При этом под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст.

3 Федерального закона N 38-ФЗ). Исходя из приведенных определений в данном случае организатор научной конференции (спонсируемый) распространяет информацию о спонсоре, т.е. осуществляет его рекламу. Таким образом, спонсорский взнос фактически является платой з

а оказание организации рекламных услуг, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (п. п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ).

Соответственно, правоотношения между сторонами подпадают под понятие возмездного оказания услуг, которое регулируется нормами гл. 39 Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст.

779 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

В данном случае договорная стоимость рекламных услуг равна сумме спонсорской помощи, подлежащей перечислению за оказанные услуги. Услуги оказываются после перечисления денежных средств, т.е. на условиях 100%-ной предоплаты, что не противоречит нормам ст. ст. 709, 783, п. 1 ст.

781 ГК РФ.

Отличия спонсорской рекламы от обычной

Во-первых, согласно одному из писем ФАС, реклама не может считаться спонсорской, если она предполагает публикацию информации о бренде, товарном знаке без привязки к финансируемому мероприятию или проекту.

Во-вторых, если человек, который помог денежными средствами, контролирует кампанию по продвижению своего имени в СМИ, то он, согласно позиции ФАС, использует все же канал коммерческой рекламы. Критерии здесь могут быть разные. Например, факт принадлежности газеты, где печатается объявление о спонсоре, ему же.

Спонсорский взнос в бухгалтерском учете

Основной вопрос в учете спонсорских взносов состоит в том, как их классифицировать: в качестве целевого финансирования или коммерческих доходов АНО? Как отметил Минфин, спонсорский взнос — это не благотворительное пожертвование, он имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера (Письмо от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72). Аналогичное мнение высказывают и судебные инстанции.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 10.06.2009 N 09АП-8442/2009-ГК) подметил: исходя из условий заключенного сторонами договора и ст. 3 Закона о рекламе спонсорство имеет возмездный характер. Критерий для признания помощи спонсорской — предоставление средств для определенных мероприятий. Таким образом, договор о спонсорстве мероприятия имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, спонсорский взнос является платой за рекламу. Данная точка зрения не нова (см., например, Постановление ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08).

Исходя из вышеизложенного, спонсорский взнос, полученный по возмездному договору, необходимо в бухгалтерском учете включать в состав доходов от осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по распространению рекламы о спонсоре.

Внимание, не подведите спонсора!

АНО, получающим спонсорские взносы, следует внимательнее относиться к своим обязательствам перед спонсором, поскольку их невыполнение (так называемое некачественное выполнение) может привести к налоговым проблемам у спонсора. Например, налоговики могут не признать его взносы в качестве расходов на рекламу (даже как нормируемые в размере 1% от выручки) и доначислить налог на прибыль, как это было сделано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-12051/2009-АК. Ревизоры посчитали, что театр не исполнил свои обязательства, не указав при проведении спектаклей статус компании как официального (генерального) спонсора и партнера театра. Несмотря на это, спонсору удалось отстоять в суде рекламный характер расходов и возможность их учета при налогообложении. Как выяснилось, театр при проведении спектаклей распространял информацию о спонсоре, только не так, как этого требовали налоговики и условия договора, а в «упрощенном» варианте («при поддержке спонсора»). Применение различной терминологии (генеральный спонсор, спонсор, поддержка) в данном случае не может свидетельствовать о неисполнении обязательств со стороны спонсируемого лица, ведь характер правоотношений при этом не меняется. В итоге спонсорские взносы все же были признаны рекламными расходами, а претензии налоговиков — необоснованными. Аналогичное решение в пользу спонсора вынесено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 N 09АП-463/2008-АК, остановленном без изменений Постановлением ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08.

Налогообложение спонсорской помощи

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СПОНСОРСКОЙ ПОМОЩИ

Налогообложение спонсорской помощи

В пункте 13 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. N 286 (далее — Указ N 300) определено, что при предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Таким образом, как спонсоры, так и получатели безвозмездной (спонсорской) помощи обязаны исчислять и уплачивать налоги, сборы (пошлины) в соответствии с национальным налоговым законодательством.

Согласно части второй пункта 13 Указа N 300 индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин), в том числе право на включение в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, сумм безвозмездно переданных денежных средств, стоимости безвозмездно оказанных услуг (выполненных работ) и переданного имущества в установленном порядке предоставляются Президентом Республики Беларусь или законом.

Из проведенного анализа налогового законодательства Республики Беларусь следует, что при предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо исчислять и уплачивать следующие налоги и сборы.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. N 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З; далее — Закон о НДС) плательщиками НДС являются, в частности, организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь , а также индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 1-1 Закона о НДС.

«2. Под организациями понимаются:

.1. юридические лица Республики Беларусь;

.2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

.3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

.4. хозяйственные группы».

Объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в том числе по их безвозмездной передаче (подп. 1.1.4 п. 1 ст. 2 Закона о НДС).

Для целей Закона о НДС под безвозмездной передачей понимаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты. В свою очередь, не признаются реализацией товаров отчуждение имущества в результате реквизиции, конфискации, по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений, передача права собственности на имущество в результате наследования, а также принятие государством бесхозяйного имущества и кладов.

Таким образом, поскольку предметом спонсорской помощи согласно части первой пункта 1 Указа N 300 могут выступать товары (имущество), работы, услуги, следовательно, обороты по их передаче в виде безвозмездной (спонсорской) помощи подлежат обложению НДС.

При этом надо иметь в виду, что в подпункте 1.16 пункта 1 статьи 3 Закона о НДС установлены случаи, когда безвозмездная передача не признается объектом налогообложения и не подлежит налогообложению. Так, не признается объектом и не подлежит обложению НДС передача имущества в пределах одного собственника по его решению или по решению уполномоченного им органа.

Читайте также:  Выдача номеров на автомобиль в 2023 году 777

Необходимо также отметить, что для целей исчисления НДС к товарам не относятся деньги и имущественные права (п. 1-1 ст. 2 Закона о НДС). Кроме того, в силу положений пункта 5 статьи 6 названного Закона при определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Отсюда следует, что безвозмездная (спонсорская) помощь, оказываемая белорусскими спонсорами в виде денежных средств (в том числе в иностранной валюте) и имущественных прав, НДС не облагается.

Акцизы

Организации и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь в случае оказания спонсорской помощи акцизными товарами являются плательщиками акцизов.

Согласно Закону Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. N 1321-XII «Об акцизах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З; далее — Закон об акцизах) плательщики обязаны обеспечить раздельный учет реализации (безвозмездной передачи, использования на собственные нужды) товаров, облагаемых по различным ставкам, освобожденных от обложения акцизами (ч. 4 ст. 2).

В соответствии со статьей 3 Закона об акцизах при передаче подакцизных товаров безвозмездно объектом налогообложения являются:

по товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, — объем таких товаров;

по товарам, на которые установлены адвалорные (в процентах от стоимости товаров) ставки акцизов, — стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акцизов на аналогичные (идентичные) товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии — исходя из цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные (идентичные) товары в предыдущем отчетном периоде.

Датой фактической реализации (датой включения в облагаемый оборот за отчетный налоговый период) подакцизных товаров при безвозмездной передаче таких товаров признается дата их передачи (п. 1 ст. 4-1 Закона об акцизах).

Необходимо обратить внимание на норму статьи 4 Закона об акцизах, согласно которой товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь в соответствии с частью шестой статьи 4 без уплаты акцизов, могут использоваться только в целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение от обложения акцизами. Использование указанных товаров в иных целях допускается при условии уплаты акцизов и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь.

Налог на прибыль

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З; далее — Закон о налогах на доходы и прибыль) плательщиками налогов на доходы и прибыль являются организации, определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, которой признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (п. 1-1 ст. 2 Закона о налогах на доходы и прибыль).

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом о налогах на доходы и прибыль, подлежащей налогообложению.

Спонсорство и благотворительность: учет и налоги

Оказывая помощь, необходимо определиться, что это будет — благотворительность или спонсорство, поскольку от этого зависит отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Какая деятельность является благотворительной

В современной России термин «меценатство» не нашел нормативного закрепления — вместо него используется понятие «благотворительность». Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительности). Согласно ст.

1 Закона под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам (некоммерческим организациям) имущества (благотворительных пожертвований), в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительной признается деятельность, осуществляемая только в целях, предусмотренных ст. 2 Закона о благотворительности.

Законодатель отдельно оговорил, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона о благотворительности).

Денежные суммы и иное имущество, предоставленные в целях благотворительности, возврату не подлежат (п. 4 ст. 1109 ГК РФ).

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных данным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Сторонами (участниками) благотворительной деятельности являются благотворители, добровольцы и благополучатели (ст.

5 Закона о благотворительности).

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Несправедливо было бы промолчать об институте пожертвования, который нашел свое отражение в ст. 582 ГК РФ. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут принимать граждане, лечебные, воспитательные, учреждения социальной защиты, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также государство и другие субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ.

  • Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
  • Учет и налогообложение организации-благотворителя
  • НДС

При безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности на цели, поименованные в ст. 2 Закона о благотворительности, не возникает обязанности по уплате НДС. Такой вывод следует из пп. 12 п. 3 ст.

149 НК РФ, которым установлено, что безвозмездная передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом о благотворительности, за исключением подакцизных товаров, не подлежит обложению НДС.

В силу п. п. 3, 5 ст. 168 НК РФ налогоплательщик оформляет счет-фактуру в общем порядке не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав, осуществляемых в рамках благотворительной деятельности.

Благотворительная и спонсорская помощь. Когда применять льготу?

Передача товаров в рамках благотворительной помощи не облагается НДС. Однако если ваша компания решит использовать эту льготу, будьте осторожны: ее применение обставлено целым рядом условий.

Кроме того, как показывает практика аудиторских проверок, руководители компаний часто не видят разницы между благотворительностью и спонсорством. Следствием этого являются, как правило, существенные доначисления НДС, а также пени и штрафы.

Минимизировать фискальные риски в подобной ситуации вам поможет наша статья.

Безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), а также безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не облагаются НДС. Такая льгота предусмотрена подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Что относится к благотворительной помощи

Понятие благотворительной деятельности приведено в статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

  • Но далеко не всякая безвозмездная передача имущества рассматривается как благотворительность. Чтобы помощь была признана благотворительной, она должна осуществляться в целях, предусмотренных статьей 2 Закона № 135-ФЗ, например:
  • – социальная поддержка и защита граждан;
  • – содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • – содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • – содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • – содействия защите материнства, детства и отцовства.

Помощь, оказываемая в иных целях, благотворительной деятельностью не признается. А раз так, имущество (работы, услуги), переданное безвозмездно в иных целях, чем это указано в статье 2 Закона № 135-ФЗ, облагается НДС.

Причем безвозмездная передача денег и имущества коммерческим фирмам благотворительной деятельностью не является. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 2 Закона № 135-ФЗ.

Поэтому, даже если в договоре между компанией-дарителем и получателем имущества (коммерческой фирмой) будет указано, что вещи или деньги передаются в рамках благотворительной деятельности, такая передача не будет считаться благотворительной помощью. Следовательно – должна облагаться НДС.

Аналогичную точку зрения не раз высказывали в своих разъяснениях и налоговики (см., например, письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15).

Спонсор спонсору рознь!

Может ли спонсорская помощь считаться благотворительной и соответственно льготироваться? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно операции осуществляет компания в рамках спонсорской помощи.

Определение спонсора приведено в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Так, «спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».

Читайте также:  Надо ли перечислять алименты с отпускных

Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

  1. Таким образом, на практике возможны два основных случая:
  2. – договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;
  3. – договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

В этом случае передача имущества в рамках спонсорской помощи под действие льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не подпадает. Следовательно, компания-спонсор, передавая имущество безвозмездно, должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной, но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом № 135-ФЗ.

В этом случае применение льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, правомерно. Значит, в подобной ситуации при передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи НДС начислять не нужно.

  • Пример
  • В I квартале 2008 года ЗАО «Продукт-сервис» осуществило несколько операций, связанных с безвозмездной передачей имущества.
  • Операция 1

ЗАО «Продукт-сервис» безвозмездно передало дому инвалидов одежду на общую сумму 100 000 руб. Никаких встречных обязательств перед ЗАО «Продукт-сервис» у дома инвалидов нет.

Передача одежды дому инвалидов под определение спонсорства не подпадает (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Однако такая передача признается благотворительной помощью (ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества дому инвалидов ЗАО «Продукт-сервис» может воспользоваться льготой.

Операция 2

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского конкурса детского рисунка и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб. Согласно спонсорскому договору, предоставление информации о спонсоре не предусмотрено.

Передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» представляет собой спонсорскую помощь.

Одновременно эта помощь является благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства (такая помощь предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации ЗАО «Продукт-сервис» в данном случае может воспользоваться льготой.

  1. Операция 3
  2. ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского детского спортивного конкурса и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб.
  3. Согласно спонсорскому договору, спонсируемая некоммерческая благотворительная ассоциация оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку не является безвозмездной (ст.

1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества ему придется заплатить НДС.

Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.

Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):

социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям;
  • религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.

На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.

Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.

Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).

Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).

Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.

Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, ус��анавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.

На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.

Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.

Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).

Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.

Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

  • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
  • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

Читайте также:  Сколько действует госпошлина на расторжение брака после оплаты 2023 год

Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

Для НДС налогоплательщиками являются любые организации (п. 1 ст. 143 НК РФ). Обязанность представлять декларации лежит на всех налогоплательщиках (п. 5 ст. 174 НК РФ), поэтому нулевые декларации должны быть поданы даже при отсутствии налогооблагаемых операций.

В связи с чем благотворительная деятельность не попадает под НДС? Если в качестве помощи безвозмездно передаются деньги, то объекта налогообложения для НДС не возникает согласно ст. 146 НК РФ. Если же происходит передача товаров или имущественных прав, то действует подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, по которому такие операции (кроме подакцизных товаров) НДС не облагаются. Для подтверждения таких свободных от НДС операций необходимо:

  • соблюдать цели БФ согласно уставу;
  • иметь документы, подтверждающие безвозмездную передачу.

Если получатель помощи — юрлицо, такими документами могут быть договор с получателем, акты приемки-передачи. Для физлиц нужен документ, подтверждающий, что помощь получена (письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-07-07/66).

На БФ, осуществляющие и облагаемые, и необлагаемые НДС операции, возложена обязанность вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), правила которого указываются в учетной политике. По закупкам в целях благотворительности входящий НДС учитывается в стоимости покупки и к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). По закупкам в целях коммерческой деятельности НДС может быть принят к вычету, а реализация будет объектом для начисления налога.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ при подаче соответствующего заявления в налоговый орган есть возможность отказаться от освобождения от уплаты НДС по благотворительным операциям — тогда можно принять к вычету соответствующий входящий НДС, что иногда получается выгоднее.

Льготы на благотворительность. Кто может рассчитывать на вычет?

В целях мотивации организаций и граждан на осуществление благотворительной деятельности государством предусмотрены налоговые льготы. Но сказать, что благотворительность как-либо способствует обогащению тех, кто оказывает поддержку, нельзя. Льготы направлены на снижение налоговой нагрузки соразмерное потраченным на безвозмездную помощь средствам.

Льгота по НДС распространяется только на товары и услуги, которые предоставляются благополучателям. Затраты на закупку всего необходимого для проведения этой акции от налога на добавленную стоимость (входного НДС) не освобождаются.

При этом организации имеют право учитывать НДС на товары, необходимые для производства и реализации своей продукции или осуществления основной деятельности, в расходах. Это позволяет уменьшать сумму, облагаемую налогом на прибыль. Но в таком случае нельзя использовать льготы на НДС отгружаемых товаров.

При единичных случаях благотворительности, как правило, выгоднее пользоваться вычетом из НДС. Но если помощь нуждающимся регулярная и масштабная, выгоднее отказаться от льготы. Тогда средства, потраченные на закупку товаров для оказания поддержки социальных учреждений, участия в развитии здравоохранения и культуры, можно учитывать как расходы компании.

Благотворительная деятельность от лица организации должна быть отражена в бухгалтерском учете и документально зафиксирована. Безвозмездное оказание услуг и передача товаров фактически является дарением. Поэтому в соответствии с действующим законодательством необходимо составление договора об оказании благотворительной помощи, если сумма затрат превышает 3000 рублей, в письменной форме.

Кроме того, составляется акт передачи товаров или акт выполненных работ, заявленных в договоре. Акты должны быть подписаны благополучателем.

Расходы на благотворительную деятельность в бухгалтерском учете относятся к «прочим расходам» и учитываются по дебету счета 91, а перечисление финансовой помощи отражается с помощью счета 76 «расчеты с разными кредиторами и дебиторами». При этом в результате проводок должно отражаться налоговое обязательство, так как расходы на благотворительность не учитываются при начислении налога на прибыль.

В некоторых западных странах государство предлагает существенные льготы для налогоплательщиков (как организаций, так и граждан), занимающихся благотворительной деятельностью. Например, в США организации могут до 10% дохода направлять на оказание безвозмездной помощи нуждающимся. И эти затраты принимаются в расчет расходов компании. Таким образом средства, задействованные в благотворительности, не облагаются налогом.

По мнению большинства специалистов, такой подход способствует большей заинтересованности в поддержке некоммерческих социально-значимых организаций и нуждающихся групп населения. При этом во многих европейских странах нет таких явных стимуляторов в налоговой политике, но более 90% компаний всё равно участвуют в благотворительности.

В первую очередь благотворительная деятельность должна осуществляться по добровольному и искреннему желанию помочь тем, кто нуждается. Помощь ради получения материальной выгоды нельзя отнести к благому делу.

Но чтобы благотворительность не влияла негативно на финансовое состояние организаций и граждан, государство допускает некоторые налоговые льготы, ограничивая возможность воспользоваться ими как способом уклонения от обязательных выплат в бюджет.

Ниже рассмотрены вопросы налогообложения церковных социальных работников.

Понятие спонсорства определяется в законе «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Согласно пп. 9 и 10 ст. 3 закона № 38-ФЗ спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. А под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней определенного лица как спонсора.

Отсюда следует, что спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. От спонсора — деньги или другие ресурсы, от спонсируемого — рекламная услуга. На это обратил внимание Минфин России в письме от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5, разъясняя учет спонсорских вкладов для целей налогообложения прибыли.

Спонсорство нужно отличать от благотворительности, которая носит бескорыстный и безвозмездный характер (закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).

Внимание, не подведите спонсора!

АНО, получающим спонсорские взносы, следует внимательнее относиться к своим обязательствам перед спонсором, поскольку их невыполнение (так называемое некачественное выполнение) может привести к налоговым проблемам у спонсора. Например, налоговики могут не признать его взносы в качестве расходов на рекламу (даже как нормируемые в размере 1% от выручки) и доначислить налог на прибыль, как это было сделано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-12051/2009-АК. Ревизоры посчитали, что театр не исполнил свои обязательства, не указав при проведении спектаклей статус компании как официального (генерального) спонсора и партнера театра. Несмотря на это, спонсору удалось отстоять в суде рекламный характер расходов и возможность их учета при налогообложении. Как выяснилось, театр при проведении спектаклей распространял информацию о спонсоре, только не так, как этого требовали налоговики и условия договора, а в «упрощенном» варианте («при поддержке спонсора»). Применение различной терминологии (генеральный спонсор, спонсор, поддержка) в данном случае не может свидетельствовать о неисполнении обязательств со стороны спонсируемого лица, ведь характер правоотношений при этом не меняется. В итоге спонсорские взносы все же были признаны рекламными расходами, а претензии налоговиков — необоснованными. Аналогичное решение в пользу спонсора вынесено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 N 09АП-463/2008-АК, остановленном без изменений Постановлением ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08.

Ю.А.Локтева

Эксперт журнала

«Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Как оформить благотворительную помощь, полученную от юридического лица или гражданина?

Особенностью учета в благотворительных фондах является то, что для отражения некоммерческой благотворительной деятельности не используются счета финансовых результатов, а в ход идет счет 86 «Целевое финансирование».

Как оформить благотворительную помощь от юридического лица? Доходы по некоммерческой деятельности могут быть в виде пожертвований, членских взносов или прочих платежей на уставную деятельность, их отражаем проводками:

Дт Кт Описание
76 86 отражена дебиторка по поступлению благотворительного взноса
51, 50, 52 76 поступили деньги на некоммерческую уставную деятельность фонда

Отказ от льготы по НДС

Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.

Может ли спонсорская помощь считаться благотворительной и соответственно льготироваться?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно операции осуществляет компания в рамках спонсорской помощи.

Определение спонсора приведено в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Так, «спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности». Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *