- Наследование

Реабилитация и абилитация разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реабилитация и абилитация разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».

Реабилитация для инвалидов — что это?

Реабилитация — это целый комплекс мероприятий для инвалида, который имеет такие части:

  • Реабилитационные мероприятия социального типа — это восстановление больного с инвалидностью, как субъекта социума;
  • Педагогический процесс восстановления — это реабилитация для инвалида, как личности действия;
  • Психологические реабилитационные меры — это восстановительный процесс инвалида на уровне личностных показателей;
  • Медицинская физическая реабилитация — это процесс восстановления функциональности организма, или же отдельных его органов.

Принцип составления индивидуальных программ

Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

  • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
  • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

Медицинские мероприятия по абилитации:

  • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
  • Протезирование больных;
  • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

Отличие от реабилитации и коррекции

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) 48/96, принятая 20 декабря 1993 г.) термин «реабилитация» определен как процесс, целью которого является оказание помощи инвалидам в восстановлении ими оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных уровней деятельности и поддержание их, а также предоставление им необходимых реабилитационных средств для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Методы и средства реабилитации зависимых

Существует несколько типов реабилитационных программ:

  • Светская. Процесс проходит под контролем врачей, психологов, психотерапевтов, консультантов и т.д. Используются такие программы, как «12 шагов», «Миннесотская модель» и другие психотерапевтические методики.
  • Реабилитация с религиозным уклоном. Много времени уделяется молитвам, резиденты подобных центров много работают и занимаются бытом. Чаще всего такие учреждения бесплатны, за счет каждодневного труда резидентов. Сюда попадают только самые мотивированные люди, строгое условие проживания – полная трезвость. Естественно, что бытовые условия здесь достаточно аскетичны.
  • Трудовые центры, где резиденты занимаются не только процессом восстановления своего физического и психического здоровья, но и работают. Трудоустройством занимаются специалисты центра, это прекрасная возможность не только вылечится, но и обрести новые навыки, закрепиться на работе и получать доход в дальнейшем. Некоторые центры предлагают бесплатное проживание в обмен на труд, в других предлагается оплата 50 процентов. Важно найти хорошее учреждение, где зависимых людей не будут использовать как бесплатную рабсилу.

Помимо психологических методик (12 шагов, Миннесотская модель), существуют также медикаментозные методы уменьшения физической тяги к алкоголю и наркотическим веществам, такие, как кодирование.

Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:

  1. Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
  2. Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
  3. Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Детям необходима реабилитация в следующих случаях:

  • болезни органов дыхания;
  • расстройства нервной системы;
  • заболевания мочевыводящей системы;
  • ревматизм;
  • патология носоглотки хронического характера.

Индивидуальная программа

Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша.

Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.

Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.

Понятие «Реабилитация инвалидов»

Под термином «реабилитация» предполагается процесс, цель которого — восстановление у инвалидов некоторых видов жизнедеятельности до оптимального уровня. А именно, предоставляется поддержка в восстановлении физических, умственных, психологических и/либо социальных способностей. Также осуществляется оказание помощи в обеспечении реабилитационными средствами, чтоб изменить их жизнь к лучшему и сделать более независимой.

Читайте также:  Кого собственник не может выселить из своей квартиры?

Международное определение «реабилитации» предполагает конкретную аналитическую схему самой деятельности по восстановлению:

  • осуществление мер, целью которых заключается в восстановлении утерянных функций;
  • срок выполнения данных мероприятий;
  • разновидности помощи, требуемой лицу с ограниченными возможностями;
  • размеры предоставляемой помощи.

Эта схема подразумевает предоставление таких льгот инвалидам:

  • медицинских (терапии, хирургического вмешательства, лечения в санаторных условиях, покупки технических средств);
  • социальных (помощи юристов, консультаций, психологической и культурной поддержки семьям, где имеется инвалид, обучения, реализация социального и физического восстановления);
  • профессиональных (предоставляют консультации по поводу оформления на работу, вероятных ограничений, перепрофилирования, оказывают техническое содействие в обучении либо переподготовке);
  • психолого-педагогических (обучения в дошкольных и других учебных заведениях, снабжения техническими средствами для учебы, корректирования).

Реализовать индивидуальную реабилитацию можно лишь по согласованию с инвалидом.

Термин «комплексная реабилитация» предусматривает выполнение некоторых процедур с участием специалистов, работающих в разных направлениях.Цель этих комплексных мер — возобновить способности и навыки, которые были приобретены прежде. Комплексное восстановление работает в таких направлениях:

  • образовательном – реализуется программа, цель которой – изменение отношений социума к инвалидам, а также мероприятия, ориентированные на социализацию людей с таким статусом в обществе;
  • досуговом – создаются программы, удовлетворяющие духовные и физические потребности инвалидов;
  • коррекционном – цель такой реабилитации – устранить либо компенсировать ограничения в жизнедеятельности инвалида;
  • познавательном – у инвалидов выявляют стремление к обучению, работе, публичной активности;
  • эмоционально-эстетическом – у лиц с группой инвалидности формируют стремление познавать окружающий мир.

Государственная поддержка абилитологии

В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

Существует разница в разработках данных методик восстановления.

Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2021 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

Новый порядок установления инвалидности

Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.

Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

Применяемые мероприятия:

  • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
  • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
  • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
  • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

Абилитация и реабилитация какая разница?

Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.

Читайте также:  Какие стандартные вычеты по НДФЛ в 2023 году

При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.

Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

Временной фактор – это важно?

Да, это очень и очень важно. Надо сказать, что поздно начатая абилитация инвалидов (что это – было описано выше), скорее всего, даст минимальный эффект или будет трудно выполнимой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что абилитация наиболее эффективна в отношении маленьких детей с ограниченными возможностями.

И вообще, суть этого процесса не только в том, чтобы лечить и модифицировать имеющиеся расстройства физического или умственного плана, но и в том, чтобы достичь поставленной цели (т. е. улучшить функционал) с применением альтернативных методов, если привычные пути заблокированы. Либо есть другой путь – адаптация окружающей среды до того уровня, чтобы отсутствующие функции были компенсированы.

Мероприятия по реабилитации начинают осуществлять едва ли не с первых дней заболевания или получения травмы. Все действия проводятся непрерывно и поэтапно. Что же касается абилитации, то здесь мероприятия могут стартовать с того момента, когда был проведен мониторинг состояния здоровья будущей матери и плода, либо с момента рождения малыша с отклонениями в развитии.

Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

Применяемые мероприятия:

  • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
  • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
  • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
  • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

Особенности программы абилитации

После закрепления понятия абилитации на законодательном уровне появилась возможность составлять специальные программы, направленные на формирование у инвалида навыков, которыми он не владел до болезни/травмы.

Программы детской абилитации разрабатываются в следующих направлениях:

  • социальная адаптация через приобщение к культурной жизни – для детей проводят специальные экскурсии, отводят их на театральные постановки, концерты и т.д.;
  • медицинское восстановление – проведение лечебных массажей, спортивных занятий и иных действий для улучшения физического состояния;
  • адаптация к бытовой среде – обучение навыкам самообслуживания;
  • проведение развивающих занятий, направленных на интеллектуальное развитие.

Основная задача абилитации – не только восстановление физического и психического здоровья, но и развитие инвалида в разных направлениях.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.

Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.

В федеральный бюджет на 2020 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.

Новая парадигма абилитации недоношенных детей с перинатальной патологией

В современных перинатальных центрах подавляющее большинство крайне незрелых недоношенных младенцев (гестационный возраст менее 28 нед), в т. ч. имеющих сочетанную перинатальную патологию (чаще всего тяжелые дыхательные и церебральные нарушения), выживают. Так, даже у младенцев, родившихся на 24-й нед гестации, выживаемость (по достижении «возраста доношенности») может достигать 70%. Как известно, у выживших недоношенных младенцев сохраняется высокий риск развития отсроченных нарушений здоровья, прежде всего, разнообразных неврологических расстройств. В частности, частота развития детского церебрального паралича у двухлетних детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, достигает 13-17%; частота формирования поведенческих и когнитивных нарушений к достижению пятилетнего возраста — почти 70%.

Таким образом, выписанные недоношенные дети нуждаются в современном восстановительном лечении (ре- или абилитации), для повышения эффективности которого необходима комплексная диаг-ностико-прогностическая оценка реабилитационного потенциала каждого пациента, что у недоношенных детей существенно затруднено. Именно поэтому этапная абилитация недоношенных младенцев становится приоритетной задачей педиатров и смежных специалистов — неврологов, врачей лечебной физической культуры, физиотерапевтов, а также коррекционных педагогов и психологов.

Читайте также:  Можно ли тонировать боковые стекла

Целью исследования было определение персонализированных временных сенситивных этапов онтогенеза — «окон абилитации» — для недоношенных детей с различной перинатальной патологией, а также наиболее эффективных для каждого этапа методик восстановительного лечения в зависимости от степени зрелости ребенка и характера нейросоматического дефицита.

Объекты исследования:

а) В когорту пациентов, данные о которых были подвергнуты ретроспективному анализу, включено 115 детей, родители которых обратились в консультативно-диагностический центр федеральной медицинской организации для проведения комплексного этапного обследования пациентов (первое обращение в возрасте 13-18 мес). Все дети родились преждевременно и имели необходимые критерии соответствия для включения в исследование; 35 (30,4%) пациентов ранее находились на выхаживании в отделении патологии новорожденных детей указанной федеральной медицинской организации, из них 13 наблюдались в консультативно-диагностическом центре данного учреждения до 5-6-месячного возраста. Прочих пациентов в периоде новорожденности выхаживали в перинатальных центрах Москвы и Московской обл. На протяжении первого года жизни все дети получали восстановительное лечение: эпизодические курсы лечебной физической культуры, различные нейропро-текторы (абилитацию осуществляли у большинства детей — 98 (85,2%) амбулаторно, в единичных случаях — в неврологических стационарах). Объектами исследования в этой когорте явились медицинские документы (выписки из историй болезни и амбулаторных карт, копии вышеуказанных документов, а также врачебных заключений и бланков регистрации результатов обследований).

В когорту проспективного наблюдения были включены 109 недоношенных младенцев (в соответствии с критериями включения). Все пациенты после рождения были госпитализированы в отделение патологии новорожденных детей федеральной медицинской организации, после выписки из стационара непрерывно наблюдались в консультативно-диагностическом центре и получали восстановительное лечение в соответствии с индивидуальной программой. Анализ результатов проводили после заключительного осмотра в корригированном возрасте пациентов 18 мес. Источники информации для анализа — подробные карты выкопировки данных из медицинских документов при каждом осмотре (обследовании). б) Исходные характеристики участников исследования Гендерное распределение пациентов в обеих когортах было сходным: в ретроспективной — 60 мальчиков и 55 девочек; в проспективной — 59 мальчиков и 50 девочек.

По представленным выше социально-экономическим характеристикам значимых различий между когортами также не выявлено, в каждой из них подавляющее большинство семей отнесено к I группе (удовлетворительный социальный статус): в ретроспективной группе таковых семей было 83 (72,2%), в проспективной — 78 (71,6%).

По степени тяжести основной перинатальной патологии обе когорты также были сравнимы. По наличию коморбидной неонатальной патологии существенных различий между пациентами не выявлено: при основном диагнозе, фиксирующем перинатальное поражение ЦНС (внутрижелудочковые кровоизлияния или церебральную ишемию), 80% пациентов имели в качестве сопутствующих заболеваний синдром дыхательных расстройств, около 15% — пневмонию; у 25% был установлен диагноз формирующейся бронхолегочной дисплазии.

Основные результаты исследования

Концепция настоящего исследования включала в себя как определение наиболее информативных предикторов исходов перинатальной патологии у новорожденных, так и апробацию таргетных (с учетом предполагаемых исходов) схем абилитации (восстановительного лечения). В обеих сравниваемых когортах пациентов оценены информативные стартовые признаки степени тяжести поражения ЦНС в сопоставлении с исходом патологии.

Таким образом, общепризнанные предикторы тяжелых исходов перинатальной патологии в сравниваемых когортах отмечались с одинаковой частотой, зафиксировано некоторое преобладание частоты использования сурфактанта у младенцев с более благоприятными исходами.

На следующ��м этапе анализа была проведена оценка факторов абилитации в сравниваемых когортах. В когорте ретроспективного анализа осуществлена предварительная оценка временных сроков применения стимулирующих методов абилитации (сравнивали два индивидуальных для каждого из пациентов онтогенетических этапа, при которых назначали ноотропы и кине-зиотерапию — 32-33 и 34-37 нед ПМВ). При анализе взаимосвязей между диагнозом у ребенка в возрасте 18 мес и сроком начала «активной» абилитации установлено, что при более отсроченном начале (34-37 нед индивидуального ПМВ) имеется слабая, но статистически значимая корреляция ^ = 0,48 при р

Единственное значимое различие по качеству абилитационных воздействий между сравниваемыми когортами — это различие по семейно-ориентированным психолого-педагогическим воздействиям. Оно во многом связано с недостаточной комплаентностью родителей пациентов группы ретроспективного анализа даже среди семей, чьи дети выхаживались в исследовательском стационаре. Младенцы, выхоженные в других учреждениях, как правило, не имели психолого-педагогического сопровождения. В группе проспективного наблюдения семейно-ори-ентированный подход был дополнен работой психолога с каждой семейной парой и элементами психотерапии, благодаря чему в течение всего срока наблюдения ком-

Таким образом, наибольшая интенсивность и последовательность целенаправленной абилитации была значимой в группе проспективного наблюдения, начиная со 2-го полугодия жизни.

Структура исходов в сравниваемых когортах различна: в группе проспективного наблюдения значимо меньшее число пациентов в 18 мес. корригированного возраста имело негрубые резидуальные проявления перинатальной патологии ЦНС — темповую задержку психомоторного развития, поведенческие и вегето-висцеральные нарушения. В 2,3 раза чаще детям устанавливали диагноз практического здоровья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *