Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правомерно ли в дет саду платный логопед?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня одной из распространенных проблем ребенка является речевое развитие. Логопед в детском саду на индивидуальных занятиях по коррекции и развитию речи в единстве с педагогом-психологом на базе детских садов в большинстве случаев высокопрофессионально решают эти вопросы. Определить проблемы речевого развития ОНР, ФФН и пр., а также предложить последующие пути решения призвана действующая в столице центральная психолого-медико-педагогическая комиссия ЦПМПК. В итоге, малыши, испытывающие проблемы с построение речи и произношением звуков в 4-5 лет, которыми занимаются логопед в детском саду и психолог при активной повседневной помощи и поддержке родителей, впоследствии идут в первый класс с чистой литературной речью.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Как получить заключение для занятий с Логопедом в детском саду?
Правомерно ли в дет саду платный логопед?
В том случае, если платные образовательные услуги в ДОУ были оказаны не в полном объеме либо оказаны некачественно, родители имеют право расторгнуть договор с детским садом. При этом они также вправе потребовать компенсацию – либо оказание тех же услуг на бесплатной основе, либо пересчета стоимости уже оказанных услуг, либо возмещения расходов.
Дошкольное учреждение, в свою очередь, может расторгнуть договор, если воспитанник переведен в другой детский сад. Одностороннее расторжение договора осуществляется на основании письменного заявления. Также договор может быть досрочно расторгнут по соглашению сторон.
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
– К нам обращаются родители детей, готовящихся к поступлению в кадетское или суворовское училище, с просьбой о проведении медицинского осмотра. Приказ МЗ РФ №514н также регламентирует возможность родителей проводить данные осмотры в медицинских учреждениях любой формы собственности.
Однако, этот документ не может регламентировать необходимый перечень осмотров и обследований для поступления ребёнка в данное общеобразовательное учреждение, т. к. этот перечень определяется локальными нормативными актами учебного заведения и может существенно отличаться между училищами.
Я рекомендую перед тем, как идти на медосмотр ознакомиться с требованиями конкретного учебного заведения к проведению медицинского осмотра перед поступлением.
У логопеда в детском саду платные консультации, это законно?
ПМПК – это аббревиатура, которая расшифровывается так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум, консультация). Ее работа проводится для определения психического и физического уровня развития детей для того, чтобы был подобран наиболее подходящий образовательный маршрут.
Когда ребенку необходима специальная образовательная программа, его направляют на обследование в ПМПК. В исследовании образовательных потребностей детей участвуют психологи, медики и педагоги, которые специализируются на обучении ребенка с младшего дошкольного возраста до старшего школьного.
Заседание логопедической комиссии осуществляется в одном помещении. Все специалисты могут сидеть и за отдельными столами (ребенок по очереди беседует с ними), и вместе. Они задают ребенку интересующие вопросы, предлагают сделать некоторые задания.
Исследуя результаты выполнения заданий и беседы, психологи и педагоги делают выводы о психологической специфике интеллектуальной деятельности, степени характеристик ребенка, устанавливают предпосылки для появления проблем развития и обучения.
К сожалению, зачастую дети оказываются в окружении чужих взрослых людей, в некомфортной обстановке. Участники комиссии иногда торопят ребенка, не учитывают специфику темперамента, не подбадривают и не дают отдыха при выполнении заданий. Незнакомая обстановка отрицательно влияет на дошкольников, особенно при наличии у них нарушений развития. Иногда дети вообще замолкают и не показывают все свои возможности, не хотят отвечать на вопросы комиссии.
При наблюдении у ребенка каких-либо нарушений в развитии речи, ему потребуется прохождение логопедической комиссии. На основании ее результатов он может быть определен в:
- Дефпункт или логопункт – отдельные занятия с логопедом, когда ребенок ходит в садике в простую группу, но занимается дополнительно с дефектологом. Таким образом исправляются небольшие нарушения.
- Логогруппа, или логопедическая группа. В ней намного меньше детей, чем в простых (12/25). Здесь у всех ребят есть речевые нарушения. Логогруппа может быть в том саду, который уже посещается ребенком, но при отсутствии мест или таких групп в учреждении ребенка придется переводить в другое место.
- Логопедический детский сад, в котором существуют разные коррекционные группы, классифицируемые в зависимости от нарушений речи, которые подлежат исправлению.
Логопедическая комиссия состоит из следующих участников:
- председатель – это специалист в образовательной области;
- заместитель – специалист в сфере здравоохранения;
- врачи той или иной специализации (окулист, ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.);
- психолог;
- специальный педагог (олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, дефектолог и т.д.);
- юрист;
- социальный педагог, социальный работник.
Если родители согласны пройти врачей, то ребенку нужно посетить таких специалистов, как: отоларинголог, окулист, педиатр, психиатр, стоматолог-ортодонт, невропатолог. В некоторых детских садах дополнительно требуется обследование хирурга.
Нужно следить за тем, чтобы врачи детской логопедической комиссии в направлении ставили свои печати и подписи, все формальности обязательно должны выполняться. Направление выдается заранее, чтобы успеть пройти всех специалистов перед тем, как пройдет заседание психолого-медико-педагогическая комиссии.
Какие документы потребует комиссия в логопедический детский сад?
Помимо направления, в котором отмечается прохождение врачей, дополнительно понадобятся:
- копия свидетельства о рождении пациента;
- заявление на перевод ребенка в логопедическую группу;
- характеристика, которую пишут логопед и воспитатель.
Порядок получения места в логопедическом саду
Для получения места в детском саду или группе логопедической направленности нужно пройти следующие этапы:
Этап 1. Сбор документов
Подготовить документы для прохождения психолого- медико-педагогической комиссии (ТПМПК), включая:
- свидетельство о рождении;
- характеристику ребенка из детского сада, который он посещает — необязательно, если ребенок еще не посещает ДОУ, документ не нужен;
- карту комплексного обследования ребенка с печатью поликлиники (документ может иметь другое название – например, выписка из истории развития, медицинское заключение, обходной лист);
- справка об инвалидности (если есть).
Точный перечень документом можно узнать в территориальной комиссии по месту жительства, он может варьироваться по регионам.
Этап 2. Прохождение комплексного медицинского обследования
На подготовительном этапе ребенка должны осмотреть и внести результаты обследования в карту (расширенную выписку) следующие специалисты:
- педиатр;
- хирург;
- невролог;
- ортопед;
- лор (сурдолог – по назначению);
- психиатр (для детей старше 3 лет);
- офтальмолог.
Пройти врачей можно в поликлинике по месту прикрепления или в частном медицинском центре (за исключением психиатра – его проходят только в государственных клиниках).
Педиатр может внести результаты обследования тех специалистов, которых ребенок посещал в текущем году. Это позволяет сократить время на прохождение осмотра.
Запись невролога должна свидетельствовать, что у ребенка есть проблемы с речевым развитием и содержать конкретный диагноз по МКБ. Например, дизартрия, алалия, логоневроз и пр.
Думая, как стать логопедом, многие решают отправиться на обычные курсы. Однако они не дадут вам права официально заниматься этим видом деятельности. Лучше всего поступить в какой-то именитый ВУЗ на дефектологический факультет, отучиться, а затем иметь местом работы престижное медицинское учреждение.
Можно рассматривать курс, если у вас уже есть педагогическое образование. Вы просто доучите необходимые дисциплины на курсах (лучше всего выбирать курсы от лучших ВУЗов страны)
Обратите внимание на факультеты, занимающиеся переподготовкой специалистов. Есть курсы, которые длятся всего 1000 часов (если вы не хотите терять несколько лет на заочном обучении)
В Москве факультеты дефектологии есть на базе МПГУ и МГГУ им. Шолохова, в Санкт-Петербурге – на базе факультетов университета им. Герцена, института Валленберга, ЛГУ им. Пушкина.
Учтите, что нельзя получить специальность «Логопед» с помощью учебы в колледже. Если вы решили уйти после 9 класса, то направляйтесь в обычный педагогический колледж, после которого вы сможете поступить на выбранную ВУЗовскую специальность и получить профессию логопеда.
В детских садах нет мотивации логопедов на достижение результатов. Главное – правильно заполненная отчетность, которую может проверить очередная комиссия. Поставлен звук или нет, соблюдены ли сроки или хотя бы очередность постановки звуков, вообще есть улучшения или нет – никто даже не контролирует, не то чтобы как-то дополнительно мотивировать логопеда.
В наших центрах существуют нормы по срокам постановки звуков, которые контролируются главным логопедом. Мы совершенно не заинтересованы топтаться на одном и том же месте, т.к. очень большая часть наших клиентов приходит по рекомендации знакомых. А Вы стали бы рекомендовать тех, кто занимается долгие месяцы без особого результата?
Более того, зарплаты наших логопедов зависят от того, насколько быстро и качественно они ставят звуки. Мы не обещаем «быстро и сразу» все исправить, т.к. каждый ребенок – индивидуальность, требующая своего подхода. Но успехи и прогресс в развитии Вашего ребенка Вы увидите на видео, которое мы снимаем на первом занятии специально для этого (как было и как стало).
Плюсы и минусы логопедического сада
Логопедический детский сад — это отличное решение для детей, которые обладают дефектами речи разной степени. В дошкольном учебном учреждении они получают в равной степени общение со сверстниками, что приравнивается социализации, и разработку речевого аппарата. Коррекция речи необходима не только потому, что в будущем ребенок не комфортно будет чувствовать себя в школе или его не будут понимать учителя. Такие работы важно проводить для планомерного развития ребенка, его речевого аппарата, моторики, психического развития.
Родители часто боятся, что ребенок с небольшими дефектами речи, например чадо не выговаривает звук “Р”, наберется еще больше проблем в общении со сверстниками с другими диагнозами, более серьезными. Еще один страх, что ребенок не сможет социализироваться в новом коллективе, для него это будет огромным стрессом. Всё это — страхи родителей, которые разбиваются об общемировые стандарты работы с дефектами речи у детей.
Ребенок в логопедическом саду определяется в группу к деткам с таким же возрастом, похожими дефектами. С ними проводят всё время воспитатели и логопеды, которые контролируют процесс общения и облегчают для ребенка приход в новое место.
В логогруппах пребывает небольшое количество детей (до 15 человек), что позволяет воспитателям в равной степени уделить каждому ребенку большое количество времени и внимания. Специалисты также отмечают, что дети, которые были в логосаду, зачастую более подготовлены к школе, чем их одногодки из обычных детских садов.
Родители, чьи дети учатся в логосадиках, отмечают, как много и качественно с детками занимается логопед, что приводит к значительным улучшениям с речью ребенка. Также необычный факт, который отмечают родители — дети меньше болеют. Связано это с повышенным контролем воспитателей и небольшими группами.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Как попасть в спецгруппу?
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.
Работа с воспитателями
Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.
Опыт показывает, что организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Сначала логопед проводит подгрупповые занятия с детьми, а затем воспитатели по заданиям логопеда проводят аналогичные занятия самостоятельно. На занятиях логопед предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики.
Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать листок взаимодействия и карту обследования мелкой моторики (с. 78-81).
Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах.
Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет с детьми в рамках своих занятий.
Поощряйте воспитателей! Не забывайте благодарить их за помощь в вашей работе!
Особенности профессии учитель-логопед
Учителя-логопеды – это высококвалифицированные специалисты, которые диагностируют и устраняют всевозможные речевые нарушения, выявляя и учитывая предпосылки их появления. В арсенале специалиста есть апробированные технологии и приемы, которые он использует в работе с детьми и взрослыми. Все они способствуют улучшению или полному восстановлению функций речи.
Чем занимается логопед
Основное направление деятельности логопедов в детских садах, школах и других образовательных учреждениях – своевременное диагностирование и борьба с различными проблемами речевого комплекса, которые являются приобретенными или врожденными.
Задачи специалиста
- Определение типа дефекта речи у ребенка.
- Изучение проблемы, поиск причины появления нарушения.
- Подбор и применение лечебных методик и тренировок, которые помогут конкретному пациенту.
- Коррекционные и обучающие занятия.
- Наблюдение за пациентом после окончания занятий.
- Назначение профилактических методик и упражнений для предотвращения появления и развития дефекта речи.
Независимо от того, имеет ли логопед медицинское образование, он активно сотрудничает с отоларингологами, психиатрами, психологами, офтальмологами, терапевтами и другими специалистами, которые помогут справиться с нарушениями, вызванными различными заболеваниями.
Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:
- если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
- заменяет один звук на другой;
- знает мало слов относительно нормы своего возраста;
- в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
- ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
- если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
- если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
- если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
- в словах буквы и слоги меняются местами;
- в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
- к 7 годам заметны проблемы с письмом.