- Гражданское право

Правовой статус иностранных граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Виды правового режима иностранцев

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.

Как апатриду стать гражданином РФ

Не каждый желающий сможет получить российское подданство. Такое право имеют ЛБГ, находящиеся на территории РФ более 5 лет. В следующих случаях лицо может раньше стать гражданином:

  • человек хорошо говорит на русском;
  • супруг имеет подданство России;
  • после развала СССР гражданин уехал в другую страну, а теперь решил вернуться.

Следующий перечень документов собирается в случае желания апатрида стать гражданином РФ:

  • заявление о желании получить подданство;
  • временное удостоверение личности;
  • 4 фотографии размером 3 на 4 см;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (3500 рублей).

В течение полугода будет проходить рассмотрение заявления, после чего человеку выдадут паспорт.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом ��осударстве.

Однако далеко не все обладают такой правовой связью. Поэтому для начала разберемся, как называется человек, не имеющий гражданства и подданства. Такой субъект имеет статус лица без гражданства или апатрида. Юридические словари дают разные определения этих двух понятий, что, однако, нисколько не меняет их юридического смысла, который зафиксирован в .

Лицами без гражданства или апатридами признаются лица, не являющиеся гражданами России и при этом не имеющие доказательств, позволяющих установить их гражданскую принадлежность к любому другому государству.

Таким образом, российский законодатель не рассматривает их в качестве иностранцев, выделяя в отдельную группу субъектов права. При этом за ними не признается особого «гуманитарного» статуса, а термин «апатриды» используется для обозначения лиц, оставшихся в статусе безгражданства в силу собственного волеизъявления. Каких-либо препятствий для изменения их статуса, кроме общих условий вступления в гражданство, законодатель не предусматривает.

Иного мнения придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В Организации обращают особое внимание на проблему распространения безгражданства в Российской Федерации. Так, отсутствие гражданства, по данным ГУВМ МВД на 2012 год, зафиксировано у более чем 31 тысячи человек, проживающих в России, а количество апатридов, по результатам переписи населения в 2010 году, составляло около 178 тысяч человек. Эти несоответствия не позволяют говорить о полной ясности в вопросе безгражданства в РФ.

УВКБ ООН озабочено таким положением дел: по убеждению представителей организации, безгражданство препятствует реализации базовых прав человека в России.

В попытке исправить ситуацию, представители УВКБ предоставляют юридическую помощь, проводят мероприятия в поддержку апатридов, способствуют их местной интеграции, представляют их интересы в государственных органах и содействуют внесению благоприятных изменений в российское законодательство.

При этом подчеркнем, что апатриды и бипатриды – это разные субъекты, несмотря на то, что оба статуса российским законодательством признаются легальными. Для первой категории характерно абсолютное безгражданство, в то время как у представителей второй есть сразу нескольких паспортов. Но если один из них – российский, для РФ такой бипатрид будет считаться прежде всего россиянином.

Право на политическое убежище

Данное право подразумевает под собой переезд лица в другое государство с целью уклонения от ответственности в стране предыдущего проживания. Это может быть связано с определенными политическими, религиозными, расовыми предубеждениями гражданина.

Конституции практически всех стран мира оставляют право любого лица на политическое убежище.

Это достаточно сложный процесс, требующий от соискателя серьезных оснований на получение такого статуса. После получения разрешения лицо также является иностранным гражданином, но в других странах он уже несет набор прав и обязанностей той страны, в которой он получил политическое убежище.

Данный статус апатрид будет иметь до тех пор, пока с него не будут сняты наложенные на него претензии, или пока лицо не получит гражданство страны, в которую он уехал.

В соответствии с данным обстоятельством, стоит отметить, что в дальнейшем жизнь иностранного лица в любой стране будет не такой радужной.

Согласно все той же ст. 3 Закона «О гражданстве РФ», иностранцем считается тот, кто не является россиянином и при этом имеет гражданскую принадлежность к другому государству. Правовое положение иностранного гражданина в РФ определяется одноименным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого для приобретения статуса иностранца мало просто не иметь российского паспорта – нужно также иметь доказательства наличия иного гражданства, например, паспорт другой страны.

Конституция РФ, в частности ст. 62, декларирует равенство иностранных и российских граждан, наделяя владельцев обоих статусов равными правами и обязанностями на территории страны. Тем не менее, права иностранцев в ряде случаев носят ограниченный характер: в или участии в избирательном процессе, не исключена также и так далее.

Читайте также:  Памятка потребителю – «Если Вы купили некачественные продукты питания»

При этом важно понимать, что понятие «иностранец» объединяет в себе множество категорий физических лиц: , временно пребывающие и постоянно проживающие иностранцы, сотрудники дипломатических ведомств и др.

Пересечение апатридом российской границы

Стоит разобраться, может ли человек не иметь гражданства и при этом выезжать за границу и возвращаться обратно в Россию. Законодательством такая возможность предусмотрена. Общий порядок въезда/выезда апатридов из/в РФ оговорен в ст. 24 ФЗ от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О Порядке въезда в РФ и выезда из РФ».

Согласно указанной статье, порядок пересечения границы зависит от степени интеграции апатрида в российское общество:

  1. В общих случаях для пересечения границы ЛБГ потребуется удостоверяющий личность документ иностранного государства, а также российская виза.
  2. Если получен РВП, пересечение границы осуществляется на основании РВП и визы временно проживающего лица.
  3. Если оформлен ВНЖ, для пересечения границы достаточно только ВНЖ.

Предлагаем узнать больше о порядке пересечения границы РФ.

Что такое правовой статус

Приобретая звание гражданина, человек включается в сложную систему отношений с государством и обществом. У него появляются права и обязанности, одни он должен соблюдать всегда и везде, другие – по достижении определенного возраста или по ситуации.

Прописаны эти права и обязанности в различных законах – в Конституции, Уголовном и Административном и Налоговом кодексах. Вот вся эта совокупность различных законов и определяет административно-правовой статус человека.

Одни отношения и обязанности мы выбираем себе добровольно, например, когда получаем водительское удостоверение, а другие действуют без нашего выбора: например, правила дорожного движения должны соблюдаться и пешеходами.

Одни законы начинают действовать на нас только по достижении определенного возраста, например, совершеннолетия, другие действуют для всех одинаково, невзирая на возраст.

Легализация человека без гражданства в России

Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.

Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:

  • свидетельство о рождении кандидата;
  • паспорта родителей;
  • справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
  • автобиография апатрида.

За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.

Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.

Как апатриду стать гражданином РФ

Не каждый желающий сможет получить российское подданство. Такое право имеют ЛБГ, находящиеся на территории РФ более 5 лет. В следующих случаях лицо может раньше стать гражданином:

  • человек хорошо говорит на русском;
  • супруг имеет подданство России;
  • после развала СССР гражданин уехал в другую страну, а теперь решил вернуться.

Следующий перечень документов собирается в случае желания апатрида стать гражданином РФ:

  • заявление о желании получить подданство;
  • временное удостоверение личности;
  • 4 фотографии размером 3 на 4 см;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (3500 рублей).

В течение полугода будет проходить рассмотрение заявления, после чего человеку выдадут паспорт.

Существуют три основных вида правового режима иностранцев: национальный, специальный и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим предусматривает уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изъятиями, устанавливаемыми законом или международным договором. В этом плане типична формулировка ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». При режиме наибольшего благоприятствования иностранцам предоставляются такие же права, которые предоставляются гражданам любого третьего государства. Объем прав и обязанностей иностранных граждан при таком режиме зачастую меньше, чем при национальном режиме.

Специальный режим устанавливается, как правило, в договорном порядке между заинтересованными государствами. Подобный режим может быть, например, у военнослужащих, находящихся на территории другого государства на договорной основе. Иногда для иностранцев применяется преференциальный режим, который отличается предоставлением им определенных привилегий и преимуществ в отношениях с соседними странами, например, в области пограничной торговли.

В международной практике известны случаи и так называемой обратной взаимности. Если какое либо государство применяет к гражданам другого государства необоснованные, дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, ухудшающие их правовое положение по сравнению с другими иностранцами, то это государство вправе применить ответные ограничительные меры, что получило название реторсии (возмездия). Возможность применения реторсии предусматривает и законодательство Российской Федерации.

Читайте также:  Право на наследство второй очереди

Миграционная карта – документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации.[7]

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляет контроль за временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан:

1) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

2) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц;

3) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств.

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  1. Право работать, заключать договора. При этом работодатель должен получить на это разрешение. Исключение составляют случае трудоустройства лиц, имеющих вид на жительство, статус временно проживающих, высококвалифицированные специалисты, участники государственных программ переселения, беженцы и дипломаты.
  2. В некоторых регионах России по системе квот брать иностранных сотрудников на работу запрещено.
  3. С 2018 года иностранные граждане не имеют законных прав устраиваться на работу в сфере медицины (работать медсестрами и врачами).

Требования для трудоустройства иностранных граждан:

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Пройденный экзамен на достаточно хорошее владение русским языком.
  3. Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен иметь больший срок действия, чем документ, разрешающий находиться на территории Российской Федерации.
  4. Трудоустройство возможно только в том субъекте федерации, где было оформлено разрешение.
  5. Работодатель должен регулярно оповещать ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранцев. В ином случае, он рискует попасть под штраф в размере до 1 миллиона рублей.

Учитываются при выдаче квоты на трудоустройство:

  1. Наличие разрешения на въезд в Россию.
  2. Актуальность трудовой специальности.
  3. Наличие родственников в Российской Федерации.
  4. Знание русского языка.
  5. Наличие недвижимости в России.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2021 гг.)

Федеральный округ Количество по годам
2017 2020 2021
Центральный 38500 26682 21753
Северо-Запад 10020 13406 6975
Южный Федеральный 10450 4496 1393
Северный Кавказ 7250 2363 2180
Приволжский 19500 10548 5186
Уральский федеральный 8350 21772 19718
Сибирский федеральный 21050 20740 14681
Дальневосточный 8880 38180 36132

Правовой статус лиц без гражданства в международном праве

Обычно каждый человек, проживающий на территории какой-либо страны, имеет гражданство. Но в каждом правиле, как говорится, есть исключения.

Согласно международному праву и законодательству Российской Федерации, апатрид, который проживает на территории страны, обязан подчиняться тем законам, которые установлены на этой территории. Но при этом права таких людей ограничены, например, они не могут принимать участие в выборах. В то же время апатриды не могут пользоваться теми правами, которыми пользуются иностранцы, проживающие на территории РФ. Например, воспользоваться дипломатической защитой апатриды не могут.

Любая страна обязана предоставить апатридам условия проживания, благоприятные для него. Они имеют право исповедовать ту религию, которую они желают исповедовать, своим детям они могут исповедовать ту религию, которую они считают нужной.

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

https://youtu.be/aeTmv8ig0So
Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:

  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *