- Гражданское право

ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

1) индивидуальную;

2) коллективную;

3) договорную;

4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Злоупотребление доминирующим положением

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке, если он:

  • Имеет возможность действовать независимо от конкурентов и потребителей на рынке определенного товара, обладает возможностью самостоятельно в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
  • Устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять им доступ на товарный рынок.

Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.

Задачи:

  • рассмотреть характерные черты монополии;
  • исследовать основные формы и виды монополий;
  • проанализировать антимонопольное законодательство за рубежом;
  • рассмотреть особенности государственного регулирования монополий в России.

Глава 2. Монополистическая деятельность (ст.ст. 10 — 14)

  1. 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг
  2. 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
  3. Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  4. 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
  5. Глава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  6. 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
  7. 7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  8. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  9. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  10. § 4. Виды монополистической деятельности
  11. 7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  12. Тема 12. Рынок монополистической конкуренции.
  13. 2.4. Конкуренция на рынках сбыта
  14. 9.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
  15. § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  16. § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  17. КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

Источники: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (ЮЛ и ИП), отнесенный в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

Субъекты малого предпринимательства учитываются в специальном реестре, в которых указываются в частности наименование субъекта малого предпринимательства; вид, форма, размер и срок предоставляемой поддержки; наименование органов, предоставивших поддержку и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ предусматриваются следующие меры:

  • Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • Усиленные меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • Меры по обеспечению финансовой поддержки;
    и иные меры.

[reklama]

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Предпринимательское право как отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Предмет ПП – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Читайте также:  Стандартные налоговые вычеты 2021: порядок применения в практической работе

Метод правового регулирования ПП – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

В предмет входят:

  • Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
  • Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
  • Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями;

[reklama]


Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ИП могут зарегистрировать граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правоспособностью, полной дееспособностью (в случае регистрации ИП несовершеннолетним требуется согласие родителей).

Не допускается регистрация физического лица в качестве ИП, если:

  • Не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • Не истек год со дня признания его банкротом;
  • Не истек срок, в течение которого данно�� лицо по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Данное лицо имеет (в некоторых случаях имело) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

Особенности правового статуса ИП:

  • Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
  • К предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных НПА или существа правоотношения;
  • Особая процедура банкротства;
  • Имеет некоторые особенности в области трудовых отношений между ИП и работниками;
  • Упрощенный порядок регистрации по сравнению с ЮЛ;
  • ИП чаще всего относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

  1. § 3.3. ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ§ 3.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
  2. ГЛАВА 12. БИЗНЕС НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
  3. § 3.5. ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
  4. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке
  5. 41. Виды страховых услуг на рынке страхования: личное и имущественное, ответственности и предпринимательских рисков
  6. 11.1. Предпринимательская деятельность на финансовом рынке
  7. 56. ПОСРЕДНИКИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ
  8. § 3.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
  9. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг.
  10. Понятие и виды риска на рынке ценных бумаг
  11. 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
  12. Глава 2 Сущность и виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  13. Равновесие на товарном рынке.
  14. 7.2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ 7.2.1 ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  15. Равновесие на рынке товарных денег.
  16. § 3.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
  17. 53 РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.

Во-первых, монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий, операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие. Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности: а) злоупотребление доминирующим положением; б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.

По мнению К. Ю. Тотьева, монополистическая деятельность является наказуемым правонарушением. Как любое правонарушение, она (деятельность) включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (состав правонарушения). Налицо подмена понятий «монополистическая деятельность» и «поведение». Монополистическая деятельность представляет собой вид экономической деятельности. В свою очередь, правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. В этом качестве состав правонарушения включает четыре названных выше элемента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных элементов состава правонарушения.

Объектом правонарушения в данной сфере является конкурентный порядок (составная часть хозяйственного правопорядка).

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправности, во вредоносных последствиях, наличии причинной связи между этими элементами. При этом под противоправностью понимается нарушение установленных в правовых нормах запретов. И не только. В этом контексте Закон о защите конкуренции содержит ряд норм о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субьектов (ст. 11), на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

В частности, запрещаются установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий и др.

Применительно к осуществлению монополистической деятельности вред представляет собой отрицательные (имущественные, организационные, моральные и др.) последствия, возникающие у частных и публичных лиц. Важно отметить, что не во всех случаях такой вред наступает, если, конечно же, не ставить знак равенства между монополистической деятельностью и правонарушением.

На наш взгляд, осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами порождает правонарушения только тогда, когда имеется состав правонарушения. В тех случаях, когда при осуществлении монополистической деятельности возникают убытки, то для их взыскания с правонарушителя необходимо установить наличие самих убытков, обосновать их размер и доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшими убытками по правилам ст. 15, 16 ГК.

Вредоносные последствия могут быть причинены государству и обществу в целом. Подобная вредоносность проявляется в том, что порожденные монополистической деятельностью правонарушения ограничивают реализацию государством публичного интереса, посягают на конкуренцию и в конечном итоге дезорганизуют рыночные отношения.

Причинная связь между противоправным поведением (действием, бездействием) хозяйствующих субъектов и наступившими последствиями — обязательный элемент объективной стороны правонарушения.

Субъектами монополистической деятельности являются: а) хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации; б) группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности как правонарушения состоит в двух формах вины; умысла или неосторожности. Вопрос о форме вины субъектов конкуренции зависит от отнесения такой противоправной деятельности к тому или иному правонарушению. Рассмотрим формы монополистической деятельности. Начнем с категории «злоупотребление монопольным положением».

Статья 10 (п. 1) Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных действий (бездействия) и наступление вредоносных последствий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной литературе злоупотребление доминирующим положением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение субъекта. Содержащийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещ��нных действий (бездействия) является открытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды правонарушений в форме злоупотребления доминирующим положением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Монополия (от греческого Monopolium, который я продаю или от одного продавца) означает исключительное право осуществлять любую деятельность (производство, торговлю, рыболовство), принадлежащую одному лицу, группе лиц, организации или государству, которая позволяет навязывать свои собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополизм находит свое место в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монопольного поведения: разрушение рыночных механизмов (замедление научно-технического прогресса, поддержание высоких цен, снижение качества и сокращение объемов производства и т. д.).

Монополией могут быть государство, регионы, центральные экономические управления, министерства, конечно, государственные и частные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Монополия обычно связана с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Существенными чертами монополии являются владение субъектом и монопольная власть, способность диктовать его условия, влиять на рыночное равновесие таким образом, который выгоден для него, а также манипулировать ценами и объемами производства.

Конкуренция является предпосылкой рыночной экономики. Это означает конкурентоспособность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают способность каждого из них односторонне (монополистически) влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, то есть действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена. Монополия в государственной экономике основана на всеобщей государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, то есть тотальной национализации экономики.

К негативным последствиям монополии государственного имущества (госмонополии) относятся:

  1. на уровне общества отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
  2. на отраслевом уровне появление узких ведомственных интересов;
  3. на уровне предприятия жесткость, неэффективность производства;
  4. на уровне отдельного работника отчуждение от собственности, управления и результатов собственного труда.

Государственная монополия наносит огромный ущерб экономике и народному хозяйству в целом.

Основными способами преодоления монополизма являются: формирование нормальной рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого бизнеса, а также приватизация собственности и приватизация предприятий. Одним словом, это включает в себя все меры по демонополизации экономики.

Антимонопольное законодательство направлено на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно статье 4 Закона о конкуренции монополистическая деятельность означает действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Основными видами монополистической деятельности являются. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке (статья 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его доминирование на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля в товаре составляет 65% или более (статья 4 Закона о конкуренции, измененная в 1998 году). Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта не превышает 35%, не может быть признано доминирующим.

Злоупотребление хо��яйствующими субъектами доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им предпринимать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту неблагоприятных условий договора; включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие на заключение договора только в том случае, если включены такие товары, в которых контрагент не заинтересован (статья 5 Закона о конкуренции).

Согласованные действия субъектов хозяйствования, ограничивающие конкуренцию (статья 6 Закона о конкуренции). Соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности более 35% рыночной доли определенного продукта полностью или частично, запрещены или признаны недействительными, если такие соглашения имеют или могут привести к ограничению конкуренции.

Подобные соглашения направлены на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и тендерах;
  • разделение рынка по территориальным характеристикам, продажам или покупкам, по кругу продавцов или покупателей.
Читайте также:  Какую торговлю лучше развивать в 2023 году розничную или оптовую

Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (статья 7 Закона о конкуренции).

Соглашения (согласованные действия властей и администраций, ограничивающие конкуренцию (статья 8 Закона о конкуренции).

Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; собственные предприятия; голосовать самостоятельно или через представителя посредством своих акций, вкладов, долей акций при принятии общим собранием делового партнерства и общества; занимают должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица имеют право заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Демонополизация экономики это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для конкуренции на рынке и предотвращение чрезмерной монополизации рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценового и налогового регулирования.

Антимонопольная политика государства всегда основана на антимонопольных законах.

Антимонопольное законодательство представляет собой сложную и разветвленную сеть законов, судебных решений и правовых норм, свод правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капитала, на отрезание тех, кто признан недобросовестным, низкого качества. по отношению к правам производителей и потребителей, и просто вредно для общества.

Комплекс государственных мер, составляющих антимонопольную политику, основан на общем концептуальном подходе, согласно которому достигается наивысшее благосостояние граждан, когда они могут свободно обмениваться товарами и услугами, которые они производят, на конкурентном рынке. Таким образом, конкурентный рынок выступает в качестве универсального регулятора общественного производства, его пропорций. В то же время вопрос о том, что производить и в каком количестве объективно решается самим потребителем, предъявляющим рыночный спрос на определенные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольных законов является одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. В современный период главной особенностью этого законодательства является то, что оно направлено на защиту так называемой олигополии рыночного механизма.

Существует две основные формы борьбы с монополиями:

  1. предотвращение создания монополий;
  2. ограничение использования монопольной власти.

Опыт развитых стран показывает, что антимонопольная политика была неэффективной и затрагивала только формы централизации капитала, но не остановила процесс монополизации. Оппозиция монополизации экономики выражается в виде запретов на ведение производственной и коммерческой деятельности, дезагрегацию фирм, их реорганизацию, разделение, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия в антимонопольных законах разных стран, они имеют общие черты и цели. К ним относятся: содействие конкуренции; контроль над фирмами, которые доминируют на рынке, и над процессом слияний и поглощений; защита потребителя; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Действия организаций, направленные на территориальное разделение рынков, бойкотирование конкурентов, привязка покупателя к определенным источникам поставки, установление согласованных цен и скидок, согласование производственных квот для управления обменом и характером предложения, а также назначение единоличных директоров конкурирующих компаний. фирмы нелегальны.

В Восточной Европе проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь создавались искусственно, путем концентрации производства, что привело к образованию гигантских предприятий и ассоциаций. В постсоветских странах антимонопольная политика изначально была направлена ​​на преодоление «командно-административной монополии», то есть на изменение типа экономических систем.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что свободная конкуренция привела к концентрации производства, что привело не к возникновению, а к доминированию рыночных монополий. Их наиболее распространенными типами являются чистые или абсолютные, естественные и искусственные, промышленные и организационные монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые существуют в модернизированной форме в настоящее время.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

  1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российская Федерация,
  2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и приобретением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных средств и нематериальных активов, а также прав, позволяющих определить условия деятельности. предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
  3. Снижение барьеров входа на товарные рынки,
  4. Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на предпринимательскую деятельность представителями правительства, в том числе за счет использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов объединения экономических и властных полномочий со стороны властей.
  5. Активизация работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение целей осуществляется путем применения методов, устан��вленных в мировой практике, основными из которых являются: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрещение недобросовестной конкуренции, запреты на действия органов власти и управления, которые может негативно повлиять на конкуренцию, используйте госреестр.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Техническое регулирование

техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Доминирующее положение

Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

  • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
  • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
  • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
  • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

  • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
  • предприниматель не является естественной монополией.

Формы монополистической деятельности

Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.

Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):

  • монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
  • намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
  • намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
  • принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
  • введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
  • экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
  • несоблюдение государственного ценообразования;
  • создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.

Данный перечень, введенный законом, является неполным (п. 4 постановления ВАС РФ № 30 от 30.06.2008).

Важно! Кодексом об административных правонарушениях введена ответственность в отношении предпринимателей, занимающих доминирующее положение (ст. 14.31 КоАП).

Ответственность наступает при наличии следующих признаков — доминирующее положение и:

  • либо действия, запрещенные антимонопольным законодательством, приводящие к ограничению прав других лиц, но не связанные с нарушениями в отношении конкуренции (1-й состав);
  • либо действия, обладающие теми же свойствами, но нарушающие конкуренцию (2-й состав).
Читайте также:  Особенности и последствия увольнения работника задним числом

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовой ответственности посвящена ст. 26 Закона о конкуренции «Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим субъектам». Однако в данной статье речь идет о взыскании убытков, причиненных не только хозяйствующим субъектам, но и иным лицам. Представляется, что более корректным было бы такое название: «Взыскание убытков в соответствии с гражданским законодательством».

В первом абзаце ст. 26 Закона о конкуренции говорится о возмещении убытков хозяйствующему субъекту или иному лицу, причиненных актом органа исполнительной власти или местного самоуправления (включая федеральный антимонопольный орган), принятым в нарушение антимонопольного законодательства, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанным органом своих обязанностей.

Во втором абзаце статьи предусмотрена ситуация, когда убытки причинены действием (бездействием) хозяйствующего субъекта в нарушение антимонопольного законодательства другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу.

Следовательно, граждане-потребители вправе истребовать возмещение убытков, причиненных им вследствие монополистической деятельности как органов исполнительной власти или местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов.

Конкуренция – основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Защита и развитие конкуренции — один из главных приоритетов государственной политики. Состояние конкуренции в российской экономике – наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Конкуренция является неотъемлемым механизмом рыночной экономики. Она противостоит монополизму в экономике, поскольку ограничивает возможности каждого участника рыночных отношений монопольно воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ничем не ограниченная монополистическая деятельность снижает конкуренцию и приводит к подавлению свободы предпринимательской деятельности. Рычагом сдерживания монополистической деятельности и поддержания конкуренции служит антимонопольное законодательство, направленное против злоупотреблений на рынке как путем прямого запрещения отдельных видов предпринимательской деятельности, так и сокращением роста тенденций, которые могут привести к снижению рыночной конкуренции.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство появилось только с переходом к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества, и представлено общими и специальными законами, а также подзаконными актами. Прежде всего в ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.

Конкуренция — важнейший институт рыночной экономики. Конкуренция является гарантом эффективного функционирования рыночного механизма. Государственная конкурентная политика нацелена на обеспечение оптимальных условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами. Антимонопольное законодательство обеспечивает развитие предпринимательства на основе конкуренции.

Цель работы — изучить антимонопольную политику государства.

Задачи работы:

— охарактеризовать виды, сущность, функции и задачи конкуренции;

— дать определение монополии и ее роли в рыночной экономике;

— рассмотреть необходимость, сущность и направления антимонопольной политики;

— проанализировать основные направления антимонопольной политики России и проблемы ее совершенствования.

Роль государства в регулировании конкуренции имеет многосторонний характер и реализуется путем разработки и осуществления национальной промышленной политики, в рамках которой определяются методы и формы влияния на деловую активность отраслей и предприятий с целью повышения их конкурентоспособности. В настоящее время трудно говорить о комплексной реализации возможностей государства в активном регулировании конкурентных отношений, однако еще недавно безнадежная ситуация начинает меняться к лучшему.

В 1995 г. в России была начата серьезная работа по созданию законодательства, адекватно отражающего реально протекающие экономические процессы и обеспечивающего конкурентную политику. За прошедший период Российским парламентом приняты пять федеральных законов: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства».

К первым практическим мерам по реализации Закона «О конкуренции…» относится формирование списка монополистов, в который вошло большое количество товаропроизводителей, доминирующих на федеральном и региональном рынках. Абсолютное большинство списка составили так называемые временные монополии, т.е. компании (не всегда крупные), попавшие в монополисты в связи с развалом СССР, прекращением поставок из ближнего зарубежья, изменением текущей конъюнктурной ситуации.

В отличие от международной практики борьбы с монополистами, включающей широкий спектр средств (упрощение условий для открытия новых фирм в монопольной сфере бизнеса; отсутствие жесткого вмешательства во внешнюю торговлю; принудительное разукрупнение монополистов; госконтроль за слияниями и поглощениями компаний; прямой контроль за ценами и заработной платой в экстренных случаях), основная деятельность правительства в этой сфере была сконцентрирована на установлении предельных уровней рентабельности, прямого регулирования цен и даже ликвидации компаний.

В очень короткий срок практика показала бесперспективность таких действий. Регулирование деятельности «временных монополий» оказалось весьма затруднительным из-за их большого количества, контроль за ними в создавшейся сложной экономической ситуации был практически невозможен, а какие-либо радикальные меры исключены по политическим и социальным причинам. И вскоре государство отказалось от массового и бессистемного использования подобных мер, что лишило какого-либо смысла существование самого списка монополистов.

Главное направление деятельности начало смещаться от контроля над «временными монополиями» к поощрению конкуренции. Для этих целей при правительстве был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП, позднее преобразованный в министерство — МАП).[8]

Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Ее основные приоритеты сводились к следующему:

— создание правовой базы федерального регулирования субъектов естественной и государственной монополии;

— демонополизация торгового, строительного, дорожно-транспортного комплексов, связи, проведение мероприятий по разукрупнению ассоциаций, регламентация слияний и концентрации капитала на законодательной основе;

— осуществление госконтроля за ходом приватизации в целях предупреждения создания новых монопольных структур;

— устранение правовых, административных и финансовых барьеров для товаров, услуг и капиталов на российском рынке, их ослабление для новых экономических структур;

— регламентация прямых бюджетных ассигнований, льгот и других методов создания неравных начальных условий конкуренции.

Конкретные шаги по демонополизации и развитию конкуренции стали осуществляется на основе принципиальных положений, включающих:

— запрет на приобретение финансово-промышленными группами доминирующего положения на региональных рынках;

— импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;

— выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из различных объединений;

— поощрение создания конкурирующих производств и стимулирование малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, дотаций и льготных кредитов;

— увеличение числа потребителей на рынке путем разукрупнения предприятий-потребителей.

В рамках программы впервые для российских условий были определены общие направления формирования конкурентного товарного рынка:

— снижение (ликвидация) правовых, экономических, организационных и административных барьеров, препятствующих вхождению новых предприятий на рынок, в том числе мировой.

— импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;

— выделение (разделение) самостоятельных предприятий из объединений и крупных компаний;

— создание конкурирующих производств путем нового строительства;

— диверсификация производства;

— конверсия оборонного комплекса;

— государственная поддержка инновационной деятельности, малого и среднего бизнеса, предприятий, выходящих на рынок с конкурентоспособными товарами;

— развитие инфраструктуры сферы обращения (транспорт, склады, посреднич��ские, закупочные организации, биржи);

— создание системы организованных товарных рынков и конкурсного распределения дефицитных ресурсов;

— развитие инфраструктуры информационного обеспечения экономической деятельности предприятий;

— создание правовых основ и методов регулирования естественных и государственных монополий;

— повышение правовой грамотности и культуры участников рыночных отношений.

В отраслевых и региональных программах демонополизации в дальнейшем предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т.е. экономических, технических, организационных и правовых условий, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке.

Неоднозначный характер имеет также и механизм государственной помощи и поддержки отдельных производителей и отраслей. С одной стороны, как уже отмечалось, любые методы государственного вмешательства, даже являясь чрезвычайно действенными, в конечном счете искажают конкурентную ситуацию, искусственно ставя отдельных субъектов рынка в более выгодные условия. С другой — различные виды государственной помощи могут использоваться не только в целях проведения структурной перестройки, но и для помощи нерентабельным, в силу экономических и социальных причин необходимым отраслям и регионам с низким уровнем жизни. Все это делается под флагом защиты национального рынка, для того чтобы отечественные предприятия заняли лидирующую роль по приоритетным направлениям.

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монополией — и финишем — развитым рынком, дистанция огромного размера.

Для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем. Одна из таких проблем — формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Эффективность реализации конкурентной политики зависит, с одной стороны, от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольных органов в сфере контроля и надзора за исполнением антимонопольного законодательства, с другой стороны, от результативности экономических мер, стимулирующих развитие рынков. Несмотря на динамичное развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации, положительно оцениваемое как российскими, так и зарубежными экспертами, а также значительное повышение результативности деятельности антимонопольных органов России, новый этап развития конкурентной политики требует существенного повышения качества реализации мер по защите конкуренции.

Именно поэтому одними из главных направлений в работе ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета деятельности службы являются совершенствование антимонопольного законодательства и практики его правоприменения в соответствии с лучшим международным опытом, а также существенное повышение результативности деятельности антимонопольных органов за счет внедрения современных и эффективных инструментов управления качеством. Одной из важнейших задач в данной сфере является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, недискриминационные торговые политики доминирующих хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *