- Гражданское право

Страховое возмещение при ДТП: новая победа над «…страхом»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховое возмещение при ДТП: новая победа над «…страхом»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Можно направиться в свою страховую компанию, а также виновника, но не позже 5 рабочих дней со времени дорожно-транспортного происшествия. При обращении в страховую, с вами должна быть справка из ГАИ либо европротокол. Ваш автомобиль будет обследован специалистом-оценщиком. После такой процедуры страховая сможет выдать компенсацию.

Вся правда об услугах страхования


Автомобили и другие транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. Это означает, что если автовладелец Собственник или другое лицо владеющее транспортным средством на законном основании (например, на праве аренды или по доверенности) причинил своим автомобилем кому-нибудь или чему-нибудь вред, то он обязан этот вред возместить. Сделать он это должен и в том случае, когда в случившемся его вины нет.

В каких случаях ответственность за причиненный вред может быть уменьшена или полностью снята?

Не возмещать причиненный вред автовладелец имеет право в следующих случаях:[∗] статьи 948 и 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • если докажет, что вред причинен из-за какой либо непреодолимой силы То есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства;
  • если докажет, что вред причинен из-за умысла самого потерпевшего;
  • по решению суда, если вред причинен из-за грубой неосторожности потерпевшего и при этом отсутствует вина водителя (не относится к вреду, причиненному жизни и здоровью людей).

Ответственность за причиненный вред может быть уменьшена следующих в случаях:[∗] статьи 948 и 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • по решению суда, если вред причинен из-за грубой неосторожности потерпевшего и при этом отсутствует вина водителя;
  • по решению суда с учетом имущественного положения водителя, причинившего вред.

Указанная обязанность водителей возмещать причиняемый ими вред подлежит обязательному страхованию (атогражданка). Суть автогражданки состоит в том, что в случае, если водитель причинит вред и будет обязан его возместить, за него такое возмещение оплатит страховая организация.

Документом подтверждающим наличие автогражданки является страховое свидетельство. Его в обязательном порядке необходимо иметь при себе при управлении автомобилем.[∗] пункты 155 и 169 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 Кроме того без страхового свидетельства нельзя зарегистрировать автомобиль в ГАИ и получить допуск на его участие в дорожном движении после техосмотра.[∗] пункт 170 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Управление автомобилем без страховки, а также отсутствие при себе страхового свидетельства является административным правонарушением и наказывается штрафом.

Обратите внимание, что страховку должны получить не только владельцы автомобилей, но и владельцы мотоциклов, мотороллеров, мопедов и других транспортных средств.

По каким транспортным средствам нужна страховка?

Обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность владельцев следующих транспортных средств:[∗] пункт 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Автовладельцы обязаны получить автогражданку, то есть застраховать свою ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью людей и чужому имуществу в результате дорожно-транспортных происшествий.[∗] подпункт 4.1 и пункт 150 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Для получения страховки нужно обратиться в страховую организацию и заключить договор внутреннего страхования.[∗] пункты 151 и 155 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Существуют и другие виды обязательного страхования: комплексное страхование (автогражданка + страхование собственного транспортного средства), пограничное страхование (необходимо для въезжающих в Беларусь иностранцев) и «Зеленая карта» (необходимо при выезде заграницу).

Для заключения договора страхования необходимо предоставить страховой организации следующие документы:[∗] пункт 156 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • заявление (заполняется при приеме документов);
  • паспорт Или другой документ удостоверяющий личность;
  • свидетельство о регистрации (технический паспорт) автомобиля.

Договор внутреннего страхования (автогражданки) заключается, как правило, на 1 год. При сезонном использовании транспортного средства этот договор может быть заключен на срок от 1 до 12 месяцев. При приобретении или получении транспортного средства до его регистрации в ГАИ указанный договор должен быть заключен на 15 дней.[∗] пункт 164 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

День вступления договора страхования в силу и день выдачи страхового свидетельства зависят от формы оплаты страхового взноса. Если страховой взнос уплачивается:[∗] пункты 167 и 168 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • наличными деньгами, то договор страхования считается вступившим в силу со дня такой уплаты, а страховое свидетельство выдается в этот же день;
  • банковской пластиковой карточкой, то договор страхования считается вступившим в силу со дня выдачи страхового свидетельства, ��оторое выдается в день документального подтверждения страховой организацией осуществления расчетной операции;
  • банковским переводом, то договор страхования считается вступившим в силу со дня выдачи страхового свидетельства, которое выдается в течение 3 рабочих дней со дня поступления денег на текущий (расчетный) банковский страховой организации.

Договор страхования может быть заключен на новый срок не раньше чем за 1 месяц до истечения действия предыдущего договора. При этом новый договор вступает в силу со дня, следующего за днем окончания действия предыдущего договора.[∗] пункт 167 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

По желанию страхователя договор может также вступать в силу с любого дня в течение одного месяца с момента оплаты (при уплате наличными деньгами) или выдачи страхового свидетельства (при оплате банковским переводом или пластиковой карточкой).[∗] пункт 167 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Размер страхового взноса зависит от следующих факторов:[∗] – пункт 161 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530
– пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»

  • вида страховки (например, комплексное страхование дороже обычной автогражданки);
  • типа транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль и прочее);
  • марки транспортного средства (для автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ тариф меньше чем для остальных);
  • технических характеристик транспортного средства (для легковых автомобилей — это объем двигателя (чем он больше тем, выше тариф));
  • срока страхования (чем меньше срок страхования, тем выше тариф в пересчете за один тот же промежуток времени);
  • места жительства (места пребывания) автовладельца (в этом случае применяются различные коэффициенты Для Минска,и Минского района – 1,5
    Для Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева – 1,2
    Для городов с населением больше 50 тыс. человек (кроме Минского района) – 1,0
    Для остальных населенных пунктов (кроме Минского района) – 0,8);
  • возраста автовладельца и его водительского стажа (в этом случае применяются различные коэффициенты До 25 лет включительно со стажем вождения до 2 лет включительно – 1,3
    До 25 лет включительно со стажем вождения свыше 2 лет – 1,1
    Старше 25 лет со стажем вождения до 2 лет включительно – 1,2
    Старше 25 лет со стажем вождения свыше 2 лет – 1,0);
  • аварийности (в этом случае применяются различные коэффициенты в зависимости от присвоенного класса аварийности Класс аварийности зависит от класса аварийности, присвоенного по прошлой страховке и количества аварий во время ее срока).

Если автовладелец в результате ДТП причинит кому-нибудь или чему-нибудь ущерб (наступление страхового случая), такой ущерб будет возмещаться по страховке. Другими словами гражданин, получивший в результате ДТП ущерб своему имуществу или здоровью, является потерпевшим и имеет право получить страховую выплату по страховке автовладельца, причинившего этот ущерб.

Страховка будет действовать и в том случае, если автомобилем управлял не его владелец, а кто-то другой.[∗] пункт 153 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Если в результате одного и того же ДТП причинен вред нескольким потерпевшим, то страховое возмещение выплачивается каждому из них.[∗] пункт 182 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

В каких случаях страховка не действует (не страховые случаи)

Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:[∗] пункт 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • если вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
  • если вред причинен владельцем транспортного средства самому себе и своему же имуществу (не относится к случаям комплексной страховки);
  • если вред причинен транспортному средству и находящемуся в нем имуществу Грузу, оборудованию и другому имуществу лицом, управлявшим этим транспортным средством (не относится к случаям комплексной страховки);
  • имуществу в виде наличных денежных средств, драгоценностей, ценных бумаг, документов и коллекций;
  • в результате ДТП, не зарегистрированного в ГАИ, за исключением случаев, когда в ГАИ можно не сообщать;
  • во время использования транспортного средства в спортивных соревнованиях, гонках, на тренировках;
  • вследствие всякого рода военных действий и мероприятий, их последствий, гражданской войны, массовых беспорядков и забастовок;
  • загрязнением окружающей среды или повреждением ее объектов в результате ДТП;
  • владельцами транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств);
  • выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционир��вании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и другое);
  • потерпевшему в связи с несохранением транспортного средства и (или) иного погибшего (уничтоженного) либо поврежденного имущества в послеаварийном состоянии до осмотра их (его) оценщиком в соответствии, если это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и (или) размер вреда, подлежащего возмещению;
  • владельцами транспортных средств друг другу либо одному из них, чьи транспортные средства были прицеплены или иным образом присоединены друг к другу;
  • в результате взаимодействия в одном и том же ДТП нескольких транспортных средств, принадлежащих одному и тому же владельцу транспортного средства, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим;
  • в результате взаимодействия в одном и том же ДИП нескольких транспортных средств или транспортного средства и другого имущества, принадлежащих одному и тому же владельцу, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим.
Читайте также:  Как можно увеличить размер алиментов в 2023 году

Если причиненный вред не считается страховым случаем, то потерпевший Или его наследник может взыскать сумму возмещения за причиненный вред в судебном порядке непосредственно с водителя, причинившего этот вред.[∗] пункт 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Страховая организация обязана в течение 4 рабочих дней после подачи заявления направить оценщика Оценщик может быть работником страховой организации, либо работником сторонней организации или ИП, оказывающих услуги по оценке для страховой организации. для осмотра поврежденного автомобиля или другого имущества. В тоже время, если автомобиль представить для осмотра в день подачи заявления, то осмотр должен быть произведен в тот же день.[∗] пункт 195 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

До проведения осмотра поврежденное транспортное средство и другое имущество необходимо сохранить в послеаварийном состоянии.[∗] пункт 195 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Осмотр поврежденных транспортных средств проводится в месте, указанном страховой организацией или исполнителем оценки Организация или ИП, оказывающие услуги по оценке, либо в автосервисе или другой организации, обслуживающей автомобиль. По согласованию с потерпевшим автомобиль также может быть осмотрен по месту его хранения (стоянки).[∗] пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од

Осмотр другого поврежденного имущества проводится по месту его эксплуатации или хранения (в том числе временного) либо ремонта. В случае небольшого объема (массы) этого имущества его осмотр с согласия потерпевшего может быть проведен по месту страховой организации или организации, проводящей оценку.[∗] пункт 17 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Осмотр подлежащих вынужденному убою и погибших животных не проводится.[∗] пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Что должен обеспечить потерпевший при осмотре?

Гражданин, претендующий на выплату ему страховки должен обеспечить:[∗] – пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од
– пункт 17 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Оформить ОСАГО может и не собственник автомобиля. А вот денежное возмещение в таком случае получает именно собственник машины. Есть возможность и в этом случае не беспокоить владельца при ОСАГО по доверенности. Но для этого нужно уже выписать нотариальную доверенность, причем не обязательно на страхователя, в которой обязательно должно быть прописано право получения страхового возмещения.

Когда авто застраховано, то не надо. Владелец авто и страхователь – это не всегда одна и та же персона. К слову, документация на машину зарегистрирована на одно лицо, а водит другое. Это лицо имеет возможность оформить страховку на себя, без личного присутствия владельца авто, предоставив о��разец технического паспорта. Тем не менее, в документ на приобретение полиса Ф.И.О. владельца непременно внесут. Пусть и страхуют «ответственность», однако договор относится к определенному автомобилю. Скажем, вдруг лицо, которое находилось за рулем вашего авто, оказывается в аварии, станет ее инициатором, исчезнет с места дорожно-транспортного происшествия, то страховая компания выдаст компенсацию пострадавшему, после начнет взыскивать те средства лично с вас.

Цена страховки формируется следующим образом: величина двигателя, период страхования, пункт регистрации собственника, возраст, стаж вождения. Например, рассмотрим цену обычной страховки для жителя города Минска, чей возраст 25+, стаж вождения – больше двух лет. Он имеет легковушку с величиной двигателя 1,8-2,5 литра. Аварийных инцидентов не было. Годовой страховой платеж равен 44 евро. К полученной сумме агент страховой компании при формировании договора применяет дисконт или «надбавку за аварийность». Такой полис обязательного страхования гражданской ответственности функционирует год, т.е. ежегодно клиент снова подписывает документы. Условия скидки такие: ездишь аккуратно, без происшествий, следовательно, скидка становится больше, ее диапазон 10-50%.

Обычно выплаты производятся дважды – 10000 евро каждый, по причине нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу. Крайняя сумма, на которую может рассчитывать потерпевший в дорожно-транспортном происшествии – 20000 евро. В нее входит: восстановление здоровья и автомобиля. Пусть взносы рассчитаны в евро, однако оплата производится исключительно в белорусских рублях. Есть возможность произвести полный взнос сразу или сделать это частично: первая половина суммы – во время формирования договора, вторая часть суммы – в течение полгода.

Когда у потерпевшего ущерб больше лимита, то в таких ситуациях существует КАСКО. 10000 евро выплачивает страховая компания инициатор дорожно-транспортного происшествия по ОСГО, прочее – страховая компания пострадавшего по КАСКО. Когда не имеется КАСКО, а инициатор нарушения не платит, то необходимо направиться в суд.

Также инициаторы дорожно-транспортного происшествия по ОСГО могут рассчитывать на комплексный ОСГО. В данном случае страховой взнос будет значительнее, однако при дорожно-транспортном происшествии инициатор может надеяться на оплаченный ремонт транспортного средства страховой компанией. Любая страховка не выплачивает компенсацию за моральный урон, упущенные возможности, потерю рыночной стоимости авто. Однако страховая может оплатить вам вызов эвакуатора, стоимость доставки автомобиля на СТО.

Стоит обратить внимания на то, когда страховая не выплачивает компенсацию. Например, инициатор во время дорожно-транспортного происшествия находился за рулем автомобиля в положении алкогольного или наркотического опьянения, страховая компания выдаст компенсацию и выставит денежный счет недобросовестному водителю. Также не может быть и речи о компенсации, когда лица произвели нарушение с умыслом, чтобы впоследствии оказаться в выигрыше в форме получения выплат.

Страховая компания не будет выплачивать компенсацию в случае, когда:

  • лица серьезного нарушения не закрепили факт дорожно-транспортного происшествия, не вызвали ГАИ.
  • лица незначительного нарушения не заполнили сообщение о дорожно-транспортном происшествии (европротокол), не вызвали ГАИ.

Будьте предельно внимательны при заполнении подобных бланков. Вдруг в нем найдутся ошибки или какие-либо несоответствия конкретному образцу, то вам будет необходимо его переписать и только в этом случае страховая компания сможет выплатить компенсацию.

  • по итогу дорожно-транспортного происшествия был нанесен ущерб коллекционным, ювелирным изделиям, документам, картинам, полотнам, ценным бумагам;
  • причинён урон, когда из смежного авто упала какая-либо клажа, или когда другой механизм занимался непосредственно своей работой (копал экскаватор).

Все о страховании б/у авто после покупки

Можно ли получить полис на автомобиль без его собственника? Согласно законодательному постановлению ФЗ №40, сделать это можно, вот только остается вопрос, нужны ли его документы и доверенность? Итак, перед тем как обратиться в страховую компанию, ознакомьтесь с обязательным пакетом документов:

  • паспорт страхователя;
  • паспорт владельца автомобиля (по возможности оригинал или тогда его копия);
  • водительское удостоверение (всех, кто будет управлять транспортом);
  • свидетельство о регистрации авто;
  • паспорт на автомобиль;
  • диагностическая карта, если автомобилю более 3 лет;
  • доверенность.

Если вы собрали весь пакет необходимых документов, страховая компания не имеет права отказать вам в оформлении страховки, даже при отсутствии собственника, на которого оформлена машина. В случае возникновения подобной ситуации ссылайтесь на положение Федерального Закона № 40.

Таким образом, оформить страховой полис на авто без его хозяина можно, достаточно лишь собрать несложный пакет документов и получить его письменное разрешение. Однако вы должны понимать, что в случае наступления страхового случая и необходимости получения выплат, потребуется личное присутствие собственника транспортного средства. В противном случае произвести подобные действия можно будет только на основе нотариальной доверенности, которая позволяет распоряжаться его имуществом или проводить финансовые операции.

Читайте также:  Имеет ли гражданская жена право на наследство после смерти мужа

Обязательному страхованию подлежит гражданско-правовая ответственность водителей зарегистрированных в РК легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов и транспортных средств, построенных на их базе, мототранспорта и прицепов к ним, а также трамваев и троллейбусов.

Также должны оформить ОГПО водители временно въехавших на территорию РК транспортных средств, которые подлежат государственной регистрации и учету.

Обязательную страховку должны иметь и водители автомобилей, доставляемых своим ходом из организаций-изготовителей, ремонтных и торговых организаций, органов таможенного контроля к месту регистрации, а также снятых с учета подразделением уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения в связи с изменением места жительства владельца или изменением права собственности.

Чтобы сделать страховку не привлекая хозяина авто, нужно оформить доверенность на выполнение этих действий. Данный документ даже не обязательно заверять нотариально. Гражданин, на которого сделана страховка, имеет право решать все вопросы, связанные со страхованием.

Доверенность может быть одноразовой, специальной, генеральной. Во время её оформления собственнику машины желательно предусмотреть также варианты страховых случаев с указанием лица (или лиц), имеющих право на получение страхового возмещения. В этом случае этот документ заверяется нотариусом.

Далее для страхования машины без собственника нужно:

  1. Собрать все необходимые документы.
  2. Прийти в офис страховой компании.
  3. Написать заявление на специальном бланке СК о желании приобрести страховой полис.
  4. Оплатить стоимость страховки непосредственно в офисе СК или в ближайшем отделении любого банка.
  5. Предъявить квитанцию, забрать полис.
  6. Проверить все полученные документы: оригинал ОСАГО, квитанцию о внесении страховой премии, извещение (европротокол) о ДТП.

Если в страховой полис нужно внести изменения, сделать это может только страхователь при личном посещении СК.

Для оформления ОСАГО без собственника машины необходимо собрать следующие документы:

  • действующий полис;
  • доверенность собственника машины (необходимо уточнить в страховой компании о необходимости её оформления);
  • копии паспортов всех, кто будет вписан в страховку, а также собственника ТС (не обязательно, если покупается неограниченный договор);
  • действительная диагностическая карта на авто (часто предлагают сделать в офисе СК). Нужно учесть, что при покупке нового авто процесс оформления страхового полиса ОСАГО возможен без приобретения диагностической карты;
  • на авто – ПТС, свидетельство о госрегистрации.

При оформлении нового полиса без присутствия собственника потребуется предоставить удостоверение водителей, которые будут управлять данным транспортным средством.

В случае оформления ОСАГО юридическим лицом, страховой полис действует для всех сотрудников компании, которые должны в соответствии со своими трудовыми обязанностями пользоваться данным автомобилем. Оформить договор страхования имеет право любой работник фирмы. При этом не важно, кто является собственником авто. Нужно только предоставить сотруднику СК доверенность от хозяина машины или выданный им приказ.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

25 августа 2006 года был издан Указ Президента Республики Беларусь N 530 «О страховой деятельности» (далее — Указ N 530).

Пунктом 4 данного Указа утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее — Положение).

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователем выступает владелец автомобиля, им может быть любое юридических или физическое лицо. В частности: собственник автомобиля; обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления; арендатор; уполномоченное по доверенности лицо; иные законные владельцы согласно законодательству или договору.

Водитель, не являющийся владельцем транспортного средства, заключать договоры внутреннего страхования не обязан. Вместе с тем он обязан осуществлять пограничное страхование при отсутствии владельца, а, используя автомобиль, иметь страховое свидетельство (полис, сертификат) и предъявлять его по требованию автоинспектора.

Действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) распространяется на всех имеющих право управления соответствующим транспортным средством.

Общие нормы гражданского права и Положения допускают заключение договоров страхования в интересах иных лиц (выгодоприобретателей).

Нормами Положения определено, что страховщиками могут выступать только государственные страховые организации, являющиеся членами Белорусского бюро по транспортному страхованию (далее — Бюро).

Перечень объектов гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию указан в п. 120 Положения.

В п. 125 указаны владельцы транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию согласно Положению (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мопедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств, не указанных в абзаце втором пункта 120 настоящего Положения, а также транспортных средств Вооруженных Сил, которые не используются для обеспечения хозяйственной деятельности).

Необходимость обязательного страхования автомобиля в Беларуси

Когда авто застраховано, то не надо. Владелец авто и страхователь – это не всегда одна и та же персона. К слову, документация на машину зарегистрирована на одно лицо, а водит другое. Это лицо имеет возможность оформить страховку на себя, без личного присутствия владельца авто, предоставив образец технического паспорта. Тем не менее, в документ на приобретение полиса Ф.И.О. владельца непременно внесут. Пусть и страхуют «ответственность», однако договор относится к определенному автомобилю. Скажем, вдруг лицо, которое находилось за рулем вашего авто, оказывается в аварии, станет ее инициатором, исчезнет с места дорожно-транспортного происшествия, то страховая компания выдаст компенсацию пострадавшему, после начнет взыскивать те средства лично с вас.

Ситуация со страховкой нас немало удивила, поскольку мы считали ровно так же, как и обратившийся в редакцию Андрей.

Для начала проверяем действие/отсутствие страховки, которую водитель предъявил инспектору. Это можно сделать на сайте Бюро по транспортному страхованию.

Как видим, страховка, предъявленная инспектору ГАИ при совершении ДТП, по полученной информации действует до 7 сентября 2020 года.

Следом звоним в Бюро. Вот что нам об этой ситуации рассказал заместитель генерального директора Сергей Рабецкий:

«Есть четкие нормы, прописанные в законодательстве, а именно — в Указе Президента РБ №530 (Положение о страховой деятельности. — Прим. ред.). В пункте 173 указано, что договор страхования прекращается в случае отчуждения транспортного средства. Счет-справка в соответствии с указом №504 является документом, на основании которого происходит отчуждение автомобиля и переходит право собственности. Регистрация сделки нужна лишь для договоров, заключенных в простой письменной форме, а для счет-справки — нет.

Счет-справка является документом, подтверждающим переход права собственности, и вступает в силу с момента ее выдачи. Поэтому, если счет-справка, условно говоря, была выписана неделю назад, а водитель ехал по страховке предыдущего собственника, то договора страхования у него нет, такой водитель будет оштрафован законно».

Необходимость обязательного страхования автомобиля в Беларуси

Когда авто застраховано, то не надо. Владелец авто и страхователь – это не всегда одна и та же персона. К слову, документация на машину зарегистрирована на одно лицо, а водит другое. Это лицо имеет возможность оформить страховку на себя, без личного присутствия владельца авто, предоставив образец технического паспорта. Тем не менее, в документ на приобретение полиса Ф.И.О. владельца непременно внесут. Пусть и страхуют «ответственность», однако договор относится к определенному автомобилю. Скажем, вдруг лицо, которое находилось за рулем вашего авто, оказывается в аварии, станет ее инициатором, исчезнет с места дорожно-транспортного происшествия, то страховая компания выдаст компенсацию пострадавшему, после начнет взыскивать те средства лично с вас.

Кажется, что все очень просто. Въехал в крыло — и ничего не платишь?

Конечно, есть исключения. Если виновник в момент ДТП был за рулем в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения, страховая выплатит ущерб и выставит счет нерадивому водителю.

Можно забыть о компенсации, если в действиях участников происшествия компетентные органы увидят умысел. Например, когда авария была подстроена, чтобы получить выплату. Каждый случай внимательно изучают, чтобы понять, страховой он или нет.

Также компания однозначно не заплатит, если:

Очень внимательно заполняйте извещение. Если в бланке обнаружатся ошибки или несоответствия установленному образцу — страховая выплатит компенсацию только после того, как участники ДТП исправят и переподпишут европротокол.

Это самые «близкие» простому белорусу ситуации, при которых полис ОСГО ничем не поможет своему владельцу. На самом же деле их больше. С перечнем всех нестраховых случаев можно ознакомиться в указе Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530.

На стоимость данного акта влияет несколько факторов. Это опыт, присущий конкретному гражданину, его возрастная категория, коэффициенты КБМ. Важно обратить внимание, что при вычислении суммы учитываются и те, сведения о ком внесены в рассматриваемый акт. Они также наделяются правом на езду за рулем. Стоимостное выражение страховки также меняется под действием данного фактора. По этой причине говорят о том, что вписать в полис следует только тех, кто планирует ездить на машине. К примеру, если оформлением занимается не хозяин, то допустимо хозяина не указывать как лицо, которое может перемещаться на выбранном ТС. Несмотря на наличие данного акта, у гражданина не появляется автоматического права на вождение данной машины.

Сам факт такого оформления никак не сказывается на ценовой категории. Законодательство указывает на то, что при сочетании хозяина и того, кто составляет соглашение в одном лице, также не отразится на цене. Однако, важно знать о необходимости несения дополнительных расходов, что связывается с оформлением доверенности.

Пошаговая инструкция обжалования

Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:

  • Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
  • Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
  • Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
  • Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.
Читайте также:  Подложный документ и последствия его предоставления

При составлении апелляции важно указать следующие данные:

  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
  • Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
  • Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
  • Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
  • Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);

Особенности оформления ОСАГО для иностранцев

Все владельцы ТС, используемых на территории РФ, должны иметь полис ОСАГО. Исключения составляют автомобили, числящиеся за посольствами других стран. В таких случаях ОСАГО оформляется по инициативе руководителей автопарка добровольно.

Для временно пребывающих на территории страны иностранных ТС наше ОСАГО не нужно, если иностранец имеет международную защиту с помощью полиса «Зеленая карта». В остальных случаях полис ОСАГО обязателен.

Полис ОСАГО оформляется так же, как и для российских авто. Он может выдаваться на срок 15 суток, 1, 3, 6,10 месяцев или год. С 5.09.2020 повышающие коэффициенты возраста-стажа отменены, к владельцам иностранных автомобилей применяются те же коэффициенты, что и к водителям отечественных ТС, кроме территориального коэффициента, который равен 1,7 для ТС, зарегистрированных за рубежом.

Кто получит страховую выплату

Владение полисом ОСАГО в отношении автомобиля, которым водитель управляет, дает уверенность получения определенной суммы денег или восстановления машины в случае наступления страхового случая. Вопросом того, кому же будут перечислены деньги, водители задаются, опасаясь оплаты собственнику, а не им. По закону возмещение полагается собственнику. При этом перечисление происходит в случае написания заявления и по реквизитам, указанным в нем. Чтобы опасения не осуществились, о выплате нужно позаботиться заранее. Для этого необходима нотариально заверенная доверенность, в которой будут прописаны полномочия на получение выплаты при наступлении ДТП. При этом доверенным может быть не только страхователь, но и другое лицо, которое укажет доверитель.

Таки образом, наличие страховки защищает финансовые интересы, прежде всего собственника автомобиля. Передавая его в управление, он должен осознавать ответственность за свои действия, так как пострадавший может обратиться за возмещением к нему. Страхователь же, при управлении чужим автомобилем, также должен заранее оговаривать, а лучше — прописывать требования, защищающие свои интересы, чтобы полис сработал в соответствии защиты его финансовых интересов, и пострадавшим в ДТП возмещение было выплачено.

Если недавно приобрели машину

Как мы выяснили выше, для возможности управления автомобилем требуется СТС и полис ОСАГО в числе обязательных в списке документов.

Здесь возникает резонный вопрос о том, что делать, если вы купили новую машину в автосалоне, и указанных документов у вас нет. Новый закон 2022 года даёт полное право ездить 10 дней без регистрации и страховки. Нет ли здесь противоречия?

На самом деле в данной ситуации действующее законодательство отличается от правоприменительной практики. По закону в таком случае вы обязаны передать для проверки сотруднику ГИБДД только водительские права, устно указав на то, что не прошло 10 дней с покупки авто. А инспектор, из-за неустранимых сомнений в вашей виновности должен пожелать вам доброго пути и отпустить.

Оформление ОСАГО без присутствия собственника онлайн

Гражданская ответственность любого водителя находящегося за рулем авто должна быть застрахована. Ездить за рулем не имея действующего полиса автогражданской ответственности запрещено. Страхуется либо ответственность ограниченного числа лиц допущенных к управлению ТС, либо ответственность неограниченного количества лиц имеющих право управлять данным ТС.
Таким образом получается, что страховка осаго оформляется на один автомобиль с ограниченным или же неограниченным числом лиц допущенных к управлению. Из этого следует, что водитель сидящий за рулем авто, должен быть вписан в полис автогражданской ответственности в обязательном порядке, в не зависимости от того сидит ли с ним рядом владелец ТС или нет.

Но давайте подкрепим данное утверждение законом. В ФЗ «Об ОСАГО» в ст.4 прописаны обязанности владельцев ТС по страхованию автогражданской ответственности. В данной статье говориться о том, что владельцы ТС на условиях и в порядке, которые устанавливает данный ФЗ, обязаны застраховать свою гражданскую ответственность перед другими участниками дорожного движения.

Данный договор страхует ответственность, которая может наступить в следствии причинения вреда здоровью, жизни и имуществу третьих лиц при использовании ТС. В данной статье вас может смутить слово «владельцы». Казалось бы собственник машины застраховал свою гражданскую ответственности и вот он сидит рядом с вами. Но дело тут в том, что владелец ТС и хозяин это разные люди.

Хозяином машины является собственник указанный в документах на авто, а владелец ТС – это тот человек, который управляет данным ТС. То есть если вы находитесь за рулем ТС, то вы и являетесь владельцем машины в данный момент времени. И вы как владелец ТС должны быть вписаны в договор страхования, при этом абсолютно неважно сидит рядом с вами собственник авто или же нет.

Каждое транспортное средство должно использоваться только при наличии страхового договора. Такое требование содержится в статье 4 закона «Об ОСАГО». Водитель обязан иметь полис ОСАГО, в который вписаны его данные.

Сколько стоит дополнение страхового полиса

Если собственник желает наделить правом управления транспортным средством еще нескольких граждан, то агент потребует доплату за данную услугу. От этого будет зависеть, сколько стоит вписать человека в страховку. Цена будет варьировать в зависимости от возраста, водительского стажа и частоты участия конкретного водителя в дорожно-транспортных происшествиях.

Оформление полиса без ограничений обойдется значительно дороже оформления стандартного бланка. Однако, это поможет вам сэкономить на услугах нотариуса, так как вы сможете передать авто любому гражданину на свое усмотрение.

На первый взгляд ответ на данный вопрос покажется очевидным. В бланке предусмотрено пять строчек, куда можно вписывать сведения о водителях, чью ответственность нужно застраховать. На самом деле, есть возможность вписать в ОСАГО и больше лиц. Данные о них указываются с обратной стороны, но лучше оформить дополнение к страховке и прописать необходимые сведения там.

Саму услугу страховщик предоставляет бесплатно. Если в бланк вписываются люди, чей водительский стаж больше страхователя, а коэффициент аварийности не предполагает повышения стоимости, ничего доплачивать не понадобится. Но, бывают и другие ситуации, поэтому порядок определения цены полиса нужно рассмотреть более внимательно. Она формируется под влиянием следующих факторов:

  • возраст водителя;
  • водительский стаж;
  • индивидуальный коэффициент аварийности. Страховщики называют его бонус-малус.

Учитывая все данные водителя, представитель страховщика определяет коэффициент, от которого и будет зависеть стоимость ОСАГО. Например, если человек старше 22 лет, имеет безаварийный стаж вождения от 5 лет, коэффициент равняется 1 и стоимость полиса не меняется. Для лиц моложе 22 лет с водительским стажем менее 3 лет применяется коэффициент 1,8. Здесь придется доплатить.

Многие автовладельцы пытаются избежать необходимости вносить изменения в ОСАГО, так как опасаются высокой стоимости услуги. Однако стоит заметить, что во многих случаях она оказывается минимальной, так как складывается из целого ряда параметров:

  • Как правило, непосредственно сама процедура внесения изменений о новых водителях бесплатна. Однако страховые агенты и посредники могут взимать собственные комиссии. Некоторые стразовые компании также требуют доплат за срочность.
  • Если в полис вписывается водитель, для которого коэффициент ОСАГО выше действующего на данный момент, то происходит пересчет стоимости полиса с учетом новых параметров. Цена страховки всегда определяется на основе самого высокого из существующих коэффициентов.
  • Конечная доплата зависит от срока, который остался до конца действия полиса, так как именно в расчете на него производится пересчет.

Таким образом, стоимость вписывания нового водителя в ОСАГО напрямую зависит от его страхового коэффициента. Максимальные значения (1,7-1,8 к базовой цене) имеют лица младше 22 лет, со стажем менее 3 лет. Большое значение имеет не только общий, но и безаварийный стаж.

Стоит заметить, что вписывание в страховку водителя с более низким коэффициентом, чем у автовладельца, не ведет к пересчету страхового взноса в меньшую сторону, так как итоговая стоимость определяется на базе самого «неблагонадежного» водителя.

Нормативная база по страхованию ГПО владельцев транспортных средств.

Владельцы транспортных средств (ТС) в Казахстане обязаны страховать свою гражданско-правовую ответственность (ГПО). Эта обязанность закреплена в законе №446-II от 01.07.2003 г. «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».

Подкрепляется это требование и нормами ст.931 Гражданского Кодекса РК, которая гласит, что «…юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего…».

Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК №9 т 09.07.1999 г. «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью» источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинителя вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности:

  • на праве собственности;
  • на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  • на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством и т.д.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *