- Гражданское право

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Кто занимается воинским учетом

За ведение учетной документации отвечают:

  • директор организации;
  • начальник отдела кадров (или его заместитель);
  • делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается ВУС, — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия ВУС, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).

Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей.

Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.

Перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учёта и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в оранизациях

1. Выделение для военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.
2. Согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
3. Организация взаимодействия кадрового органа организации с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) (органом местного самоуправления) по назначению на должность, перемещению и увольнению работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе.
4. Согласование плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), полнота и качество его выполнения.
5. Наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (разработанных Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), пособий и разработок, указаний военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
6. Организация контроля за работой военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) со стороны руководителя, кадрового органа организации и вышестоящего органа, которому подведомственна эта организация.
7. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) работы по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинской учете, информированию граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей. Наличие информационных стендов.
8. Соблюдение установленного порядка ведения и хранения личных карточек граждан.
9. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан, изучение военно-учетных признаков методом личного общения с несколькими гражданами, пребывающими в запасе (работающими в организации), и проведением сверки учетных данных, содержащихся в документах воинского учета этих граждан, с данными их личных карточек.
10. Проведение сверки сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления (в том числе с военными комиссариатами других муниципальных образований, в которых работающие в организации граждане состоят на воинском учете).
11. Полнота и своевременность сообщения военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Внесение указанных изменений в личные карточки граждан.
12. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) мероприятий по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, по выявлению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) месту жительства (месту пребывания) и принятие мер к постановке их на воинский учет.
13. Полнота и своевременность направления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
14. Полнота и своевременность направления в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
15. Полнота и своевременность представления в соответствующие военные комиссариаты списков граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста.
16. Полнота и своевременность представления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
17. Направление в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений о гражданах женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.
18. Выполнение руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций обязанностей по оповещению граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и обеспечению их своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами муниципальных образований. Наличие соответствующих подтверждающих документов (журналов).
19. Организация выдачи работниками, осуществляющими воинский учет в организации, гражданам расписок о приеме от них документов воинского учета.
20. Наличие Перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из него), и организация работы по его применению. Правомерность и своевременность оформления бронирования граждан, пребывающих в запасе. Наличие списка граждан, подлежащих зачислению на специальный учет. Своевременность аннулирования отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, и сообщение в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (в 5-дневный срок).
21. Наличие бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет (далее — бланки специального учета), состояние их учета и порядок хранения в организации. Соответствие учетных данных по бланкам специального учета организации учетным данным по бланкам документов строгой отчетности военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Порядок передачи бланков специального учета на время отпуска (болезни) военно-учетного работника. Наличие и правильность ведения книги учета бланков специального учета, книги учета передачи бланков специального воинского учета.
22. Полнота и качество разработки, периодичность уточнения плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Наличие ведомостей на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
23. Полнота и своевременность представления в военные комиссариаты муниципальных образований установленной отчетности, в том числе о численности работников организации.
24. Устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Составы и воинские звания граждан, пребывающих в запасе

Составы военнослужащих Воинские звания
войсковые корабельные
Солдаты, матросы, сержанты, старшины рядовой ефрейтор младший сержант сержант старший сержант старшина матрос старший матрос старшина 2 статьи старшина 1 статьи главный старшина главный корабельный старшина
Прапорщики и мичманы прапорщик старший прапорщик мичман старший мичман
Офицеры:
младшие офицеры младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан-лейтенант
старшие офицеры майор подполковник полковник капитан 3 ранга капитан 2 ранга капитан 1 ранга
высшие офицеры генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии контр-адмирал вице-адмирал адмирал адмирал флота
Маршал Российской Федерации

Образец приказа об организации воинского учета

Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.

Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.

В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).

Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:

  1. Об организации воинского учета.
  2. О назначении лица, ведущего ВУ.

Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

  • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
  • Особы с полученным военным билетом.

Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

  • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
  • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
  • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
  • постоянно живущие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.
Читайте также:  Въезд в Беларусь для Россиян 2023 на автомобиле

Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

  • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
  • Особы с полученным военным билетом.

Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

  • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
  • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
  • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
  • постоянно живущие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

Пошаговая инструкция организации воинского учёта в 2020

Осуществление военучета является не тяжёлой процедурой для обученных делопроизводителей. Но если пренебрегать качественным выполнением обязанностей, то организация может попасть на денежные санкции. Поэтому стоит пошагово разобрать порядок реализации военучета в компаниях:

  • Важно встать своевременно на учет в райвоенкомате. Временной регламент — в течение пяти дней с момента записи об открытии юрлица в ЕРГЮЛ. Для регистрации руководитель обращается в райкомиссариат по место принадлежности фирмы. Если учреждение изменяет свой юр. адрес, то принадлежность к комиссариату меняется одновременно. И регистрацию нужно проходить уже по новому адресу.
  • Разработать для ответственного за военучет лица инструкцию, в которой чётко закрепить его обязанности. Специальной редакции такой инструкции не утверждено. Можно по примеру, полученному в комиссариате или скаченному в интернете, создать её самостоятельно под своё предприятие.
  • Назначить приказом сотрудника, который будет вести ВУ. Ограничений по выбору уполномоченного нет. Вести его может первое лицо компании, а также иные назначенные им сотрудники, включая совместителей. Чтобы правильно вменить избранному сотруднику обязанность, следует внести дополнительные пункты в его должностную инструкцию.
  • Получить в райвоенкомате согласование мероприятий. По инструкции ведения ВУ, в каждой организации разрабатывается план мероприятий по ВУ. Организация составляет его по своему усмотрению. В бланке фиксируются сроки мероприятий и указывается ответственный за их проведение специалист. Вести отчётность по выполненным пунктам плана также его работа.
  • Составление отчётности. Для получения полной информации военучёту разработаны и внедрены отчёты разных форм со своими сроками сдачи. Сданные сведения подшиваются в папки и хранятся не менее трёх лет.

Инструкция по ведению воинского учета на предприятиях

Организация ВУ пошагово:

  • Шаг 1 – издается приказ о назначении ответственного за ведение ВУ и утверждается должностная инструкция, в которой прописываются его обязанности;
  • Шаг 2 – предприятие ставится на учет в военном комиссариате (заполняется карточка по форме ф-18 и план работ по ВУ на год);
  • Шаг 3 – оборудуется рабочее место ответственного сотрудника;
  • Шаг 4 – готовится папка с рабочим материалом (методичками, нормативными актами, образцами заполнения документов и т. п.);
  • Шаг 5 – формируется собственно картотека путем систематизации личных карточек (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения отношения к воинской обязанности.

Инструкция по заполнению

Прежде чем приступать к выполнению, необходимо узнать, стоит ли организация на военном учете. Для этого нужно направить письмо с просьбой о предоставлении сведений о ведении военного учета. Письмо направляют в территориальный военкомат по месту прописки предприятия. На официальном бланке указывают лицо, ответственное за ведение воинского учета. Бланк утвержден методическими рекомендациями генерального штаба и опубликован на официальном сайте органов местного управления

Пошаговая инструкция по заполнению:

  • Пункт 1: указывается дата (состояние заранее уточняют, если это данные итогов года, то текущим указывают 1 января следующего года; если отчет выполнен по другим измененным данным, то указывается именно та дата состояния).
  • Пункт 2-3: заполняется строка с полным наименованием организации, сюда включена информация о руководителе и сотруднике, который отвечают за учет военнообязанных. Если сотрудников несколько, то нужно вписать несколько фамилий.
  • Пункт 4: Это данные из бухгалтерии или администрации. Сюда вписывается дата и место регистрации юридического лица.
  • Пункт 5-7: Эти пункты заполняют одинаково. Данные совпадают, но заполнять нужно по второму разу, нельзя оставлять пустые строки.
  • Пункт 8: В том случае, если предприятие принадлежит к категории государственных и имеет вышестоящую структуру, то этот пункт заполняют. Частные корпорации ставят прочерки.
  • Пункт 9: Содержит дополнительные сведения из регистрационных документов
Читайте также:  Губернаторская надбавка к пенсии в ХМАО Сургут

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Одной из форм военучёта служит система бронирования граждан. Предназначением этого действия является обеспечение необходимыми кадрами госструктур и теруправления в случае проведения мобилизационных мероприятий.

Регламент проведения резервирования прописан в законе о воинском учёте. По нормативам задачей спецучёта и бронирования является обеспечение учреждений, которые выполняют крайне важные для государства функции руководством, сотрудниками необходимой квалификации. В мирное время эти лица имеют статус военнообязанных, освобождённых от призыва при прохождении мобилизации. Эти же особы не призываются на военсборы в рамках срока наложения на них брони.

Основной характеристикой определения военизированного резерва складывается из соблюдения консенсуса создания баланса между существующими кадрами. Заключается это в равновесии между сотрудниками, важными для поддержания уровня работоспособности предприятия с работниками, которые могут пополнить личный состав ВС в случае надобности.

Цели разработки рекомендаций

Несмотря на то, что воинский учет в организациях всегда производится, взяв за основу законодательные документы, один только этот факт не обеспечит единого формата предоставленной информации. Поэтому в качестве помощи каждому работодателю были специально разработаны методические рекомендации по ведению воинского учета.

Указанные рекомендации опираются на Федеральные законы, определяющие воинскую обязанность и мобилизационную подготовку, но за основу приняты положения о воинском учете, которые были утверждены Постановлением Правительства в 2006 году. Существующая в настоящее время редакция методических рекомендаций утверждена генштабом ВС России. Для работодателя методические рекомендации являются своеобразной инструкцией по вопросам ведения воинского учета.

Данные мероприятия контролируются по линии сразу нескольких ведомств и подразумевают наложение взысканий за нарушения при регистрации и сборе данных о вновь прибывшем работнике. Подробный перечень необходимых документов, позволяющих вести учет, изложен в виде отдельной статьи.

Документ представлен в виде шести разделов, каждый из которых является определенным информационным блоком. Именно такое разделение позволит использовать методические рекомендации по воинскому учету, как справочник, в котором несложно отыскать любую интересующую информацию.

  • Раздел I. Общие положения. Данный раздел содержит общую информацию о процедуре ведения воинского учета. В нем определены основные цели и способы организации всего комплекса мероприятий. В виде отдельного пункта подробно описывается состав контингента, подлежащего воинскому учету. Имеются также ссылки на нормативные документы, описывающие обязанности каждого гражданина, подлежащего учету.
  • Раздел II. Основные положения, обеспечивающие правильное ведение воинского учета. Здесь уже указываются конкретные требования, предъявляемые работодателю или уполномоченному работнику. В разделе указано, кто должен нести ответственность за получение и систематизацию актуальной информации, а также прописаны меры, который должен предпринять работодатель для обеспечения работы штатной единицы, занимающейся вопросами воинского учета.
  • Раздел III. Обязанности ответственных за воинский учет. Функциональные обязанности для ответственного лица изложены в третьем разделе рекомендаций. Он содержит в себе такие вопросы, как алгоритм действий при приеме нового сотрудника на работу, механизмы взаимодействия с военным комиссариатом, подготовка необходимой отчетности. Данный раздел зачастую считают основным, так как в нем изложены именно пошаговые действия.
  • Раздел IV. Документооборот. Вся документальная база, сопровождающая воинский учет, образует служебное делопроизводство. Оно включает в себя заполнение личных карточек, составление плана работы военно-учетного стола, ведение журнала проверок, бронирование граждан.
  • Раздел V. Нарушения. При ведении воинского учета самое главное – соблюдать все законодательные требования, так как их неисполнение влечет за собой различные меры наказания. В главе V указана ссылка на статью, а сам перечень взысканий описан в приложении.
  • Раздел VI. Стимулирующие выплаты. Финансовые вопросы, которые сопровождают процедуру ведения воинского учета, касаются не только выплату заработной платы ответственному работнику, но и его стимулирование за высокие показатели. Данный раздел посвящен этому вопросу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *