Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как зачесть переплату в счёт будущих платежей?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Об уплате налога до и после выставления требования.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
От чего отталкиваться?
В решении вопроса о том, является сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной, можно опираться на позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11. Итак, оценка зависит от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной впоследствии отсутствующей. А вот способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию) на оценку не влияет (то есть правового значения не имеет). В то же время установление Налоговым кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной впоследствии отсутствующей, было произведено.
Если обязанность была исполнена на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, речь идет об излишне уплаченной сумме налога. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке впоследствии размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил ст. 79 НК РФ.
В случае исполнения налоговой обязанности на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки, спорная сумма налога может быть признана излишне взысканной, например, если такое решение будет признано недействительным. Причем факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Нacкoлькo peaльнo вepнyть пepeплaтy пo нaлoгoвым oтчиcлeниям
Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):
- Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
- B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
- Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
- К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.
Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:
- ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
- ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
- пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.
Cпocoбы выявлeния пepeплaчeнныx нaлoгoвыx cyмм
Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.
Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.
Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.
Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.
Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.
B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.
Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.
В какой срок инспекция выносит решение о зачете переплаты по налогу
Срок принятия решения о зачете зависит от того, проводила ли инспекция камеральную проверку и обнаружила ли в ходе нее нарушения.
Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):
— дата, следующая после дня окончания проверки, — если инспекция завершила ее в установленный срок;
— дата, когда проверка должна быть завершена по п. 2 ст. 88 НК РФ, — если инспекция проверяла декларацию дольше положенного срока.
Если инспекция провела камеральную проверку и выявила нарушения, срок составляет 10 рабочих дней с даты, следующей за днем вступления в силу решения по итогам камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ).
Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.
О принятом решении инспекция должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Такое сообщение инспекция может передать вам или вашему представителю лично под расписку, по ТКС или другим способом (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Если инспекция сама проводит зачет переплаты в счет задолженности по налогам (пеням, штрафам), то такое решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 78 НК РФ):
— обнаружения переплаты;
— подписания совместного с вами акта сверки, если она проводилась;
— вступления в силу судебного решения (например, если переплату подтвердил суд).
Комментарий к ст. 78 НК РФ
1. Правовые нормы, которые законодатель указал в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, являются императивными, они применяются, если образовалась сумма излишне уплаченного налога. Иначе говоря, плательщик исполнил обязанность по налогам и сборам в большем объеме, нежели это установлено актами законодательства о налогах и сборах (например, из-за неправильного определения налоговой базы, вследствие ее завышения, из-за ошибки в применении налоговой ставки, из-за уплаты налога при отсутствии объекта налогообложения).
Итак, рассмотрим правила, указанные в пункте 1 статьи 78 настоящего Кодекса, более подробно:
а) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:
либо по этому же налогу или сбору — в счет будущих предстоящих платежей по данному налогу или сбору;
либо по иным налогам и сборам. Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым;
б) зачет, упомянутый в статье 78 НК РФ, следует отличать от одноименного гражданско-правового института;
в) сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, скажем, порядок возврата предусмотрен в подпунктах 7 — 10 статьи 78 НК РФ, этот вопрос мы с вами рассмотрим ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).
2. На основании пункта 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса сделаем ряд важных выводов:
а) по общему правилу и зачет, и возврат излишне уплаченных сумм налогов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (ст. ст. 83, 85 НК РФ);
б) лишь в случаях, предусмотренных самим НК РФ, зачет или возврат упомянутых сумм осуществляется и иными налоговыми органами (например, вышестоящим налоговым органом, который выявил излишне уплаченную сумму налогов по результатам выездной проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ст. 89 НК РФ);
в) зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производятся по общему правилу без начисления на эту сумму процентов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 78 НК РФ, которые мы с вами рассмотрим ниже;
г) таможенные органы (п. 2 ст. 78 НК РФ), которые осуществляют возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обязаны:
письменно сообщить в налоговый орган по месту учета плательщика о всех излишне уплаченных суммах, которые были зачтены в счет предстоящих или были возвращены таможенными органами;
направить такое сообщение в десятидневный срок со дня выявления факта излишней уплаты суммы налогов или сборов. При этом упомянутый срок исчисляется в календарных днях, а отсчет начинается со следующего (после дня выявления факта переплаты) дня.
3. В правилах пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает, что:
а) о каждом факте (и сумме) излишне уплаченного налога (или сбора) плательщику обязан сообщить именно тот налоговый орган, который выявил указанный факт или которому стало известно об этом;
б) сообщение должно быть письменным, с указанием ИНН плательщика. При этом законодатель не случайно так широко подходит к вопросу о форме обнаружения упомянутых фактов: имеются в виду как случаи их выявления самим налоговым органом (например, в ходе налоговой проверки), так и случаи, когда это стало известно налоговому органу иным образом (например, из сообщения СМИ, из материалов проверки, ревизии деятельности налогового органа вышестоящими органами, из сообщений учредителей организации-плательщика налогов и т.д.);
в) сообщение должно быть направлено плательщику не позднее одного календарного месяца со дня обнаружения указанного выше факта;
г) при обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов, налоговый орган имеет право:
— письменно предложить плательщику провести совместную выверку сумм уплаченных налогов. Это не налоговая проверка, поэтому на нее не распространяются правила ст. ст. 87 — 89 НК РФ;
— оформить результаты такой выверки актом, подписываемым налоговым органом и плательщиком. Обратите внимание, что этот акт не является актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Он служит лишь средством для правильного зачета или возврата налога.
4. В пункте 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:
а) по общему правилу налоговый орган осуществляет зачет (в счет предстоящих платежей):
— по тому виду налога, по которому имела место переплата;
— на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;
б) решение налогового органа о зачете:
должно быть принято в течение пяти календарных дней после получения заявления плательщика;
принимается, если зачтенная сумма направляется в тот же бюджет (например, региональный) или внебюджетный фонд (например ПФР), в который была направлена излишне уплаченная сумма налогов;
в) правила пункта 4 статьи 78 НК РФ следует применять с обязательным учетом пунктов 5 и 6 статьи 78 НК РФ: они устанавливают отличный от предусмотренного общими правилами пункта 4 статьи 78 НК РФ, порядок осуществления зачета.
5. Пункт 5 комментируемой статьи настоящего Кодекса устанавливает следующие правила и условия их применения:
а) если имеет место быть недоимка (поясняем: сумма налогов или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ст. 11 Кодекса). Иначе говоря, одним из условий применения пункта 5 статьи 78 НК РФ является наличие излишне уплаченной суммы по одному налогу и недоимки по другому (другим).
Плательщик налогов обязан уплатить пени (ст. 75 НК РФ).
Не следует путать пени с ситуацией, когда на плательщика налогов наложен штраф за какое-либо налоговое правонарушение (ст. ст. 114 — 129 НК РФ);
б) необходимыми условиями применения правил пункта 5 комментируемой статьи являются:
письменное заявления плательщика налогов с просьбой произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по недоимкам (имеется в виду по другим видам налогов или сборов), пеням и штрафам, которые наложены на плательщика, а также соответствующее решение налогового органа;
то обстоятельство, что и сумма излишне уплаченного налога, и суммы недоимок, пеней и штрафов (упомянутые выше) должны быть направлены в один и тот же бюджет или во внебюджетный фонд;
в) в последнем предложении пункта 5 статьи 78 настоящего Кодекса содержатся особые правила:
они применяются, когда речь идет о зачете по сумме недоимки. Применять эти правила и в отношении пеней было бы неправомерно;
они предоставляют право самому налоговому органу (по месту учета плательщика) произвести зачет. Иначе говоря, налоговый орган может произвести зачет, не ожидая заявления от плательщика. Безусловно, налицо некоторое противоречие между первым и вторым предложениями пункта 5 статьи 78 НК РФ.
Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2020 году
С 1 октября 2020 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.
К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.
Обратите внимание
По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.
Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2020 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.
Как и когда подавать заявление
Распоряжаются налоговой переплатой не позднее трех лет с момента ее образования, согласно статье 78 НК РФ. Для налогоплательщиков доступны три способа предоставления заявок на зачет и возврат:
- руководитель организации, индивидуальный предприниматель или физическое лицо либо их законные представители (на основании доверенности) обращаются в территориальное отделение налоговой инспекции лично;
- заполненный документ отправить по почте. В таком случае отправку осуществите ценным письмом с обратным уведомлением и описью вложенных документов;
- организовать отправку электронно через защищенные каналы связи, которые используются для отправки отчетности. Отправляя электронный вариант обращения, не забудьте подписать его усиленной электронной подписью.
Критика возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки
Можно предположить, что подобный подход вызовет критику, которая будет состоять в том, что осуществление возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки может породить волну мошенничества, связанного с неправомерным возвратом якобы излишне уплаченных налогов с последующей ликвидацией компаний, получивших возврат налога.
Здесь, на наш взгляд, следует отметить несколько аспектов.
Во-первых, такой вид мошенничества потенциально возможен только при возврате налога. Поэтому ссылка на этот аргумент в дискуссии относительно зачета излишне уплаченного налога до окончания камеральной проверки налоговой декларации необоснованна.
Во-вторых, чтобы вернуть излишне уплаченный налог из бюджета, надо первоначально излишне уплатить этот налог в бюджет. Поэтому такой вид мошенничества, на наш взгляд, потенциально возможен только при смене руководителей компаний: новый руководитель ранее законопослушной компании подает заведомо недостоверные уточненные налоговые декларации «к уменьшению», получает возврат налога и скрывается с полученными деньгами. Однако считаем, что существование гипотетического риска подобного мошенничества не может являться оправданием необходимости ожидания завершения камеральной проверки для зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Чтобы адресовать этот риск, достаточно ввести в НК РФ нормы, предусматривающие особый порядок возврата налога компаниям, в которых незадолго до этого произошла смена руководства.
Далее, даже если признать все приведенные выше доводы относительно возможности зачета (возврата) излишне уплаченного налога до завершения камеральной проверки налоговой декларации несостоятельными, то, на наш взгляд, следует задаться вопросом: позволит ли проведение камеральной проверки достигнуть цели, которую ВАС РФ приводит в качестве обоснования необходимости удлинения срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога?
ДЕЙСТВЕННОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога
Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.
Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.
Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.
Как узнать об излишне уплаченных налогах
Обычно варианта два: либо о переплаченных налогах и сборах плательщик узнает сам, либо это обнаруживает инспекция.
В первом случае плательщик выявляет излишки:
- при проверке отчётности;
- пересчёте и сверке данных;
- сравнении оплаченных сумм с данными из справки расчётов от ФНС.
Как действовать при переходе в другую инспекцию
Бывает, что бизнес ошибся при уплате налога в одну инспекцию, обнаружил переплату, сообщил об этом инспекции и перешёл в другую. В статье 78 Налогового кодекса не сказано, что в таких случаях требуется подавать повторное заявление.
Если в прежней налоговой не провели возврат, это должны сделать в новой инспекции. Сроки при этом те же, что и при стандартном порядке.
Все потому, что налоговики возвращают деньги из бюджета, а не из средств конкретной инспекции. Поэтому неважно, в какой именно ИФНС бизнес оставил переплату.
Схема возврата (зачета) излишне уплаченных налогов (взносов)
Поскольку по своему экономическому смыслу между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является формой возврата этих сумм (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 г. №2046/04), то в тексте статьи эти понятия употребляются как синонимы.
Алгоритм действия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в случае выявления факта излишней уплаты налога (страховых взносов) представим в виде схемы.
На практике получается, что именно налогоплательщик (плательщик страховых взносов) должен проявить инициативу в части выявления переплаты налогов (взносов). Факт наличия переплаты необходимо зафиксировать в акте сверки. Как свидетельствует арбитражная практика, своевременное не уведомление инспекцией о факте излишней уплаты пени, не проведение ею зачета суммы излишне уплаченных пени в счет погашения недоимки по иным налогам, само по себе не влечет изменения (продления) срока на обращение в суд (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.02.2014 г. №Ф04-9815/13).
На основании п.6 ст.78 НК РФ, п. 11 ст.26 ФЗ №212 от 24.07.2009 г. возвратить излишне уплаченные налоги (страховые взносы) налоговый орган (внебюджетный фонд) должен в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика (плательщика взносов). А заявление налогоплательщик (страхователь) имеет право подать в течение 3 лет с момента излишней уплаты налогов (страховых взносов) — п.7 ст.78 НК РФ, п. 13 ст.26 ФЗ №212. На практике это означает, что если страхователь излишне перечислил страховые взносы 15 марта 2011 г., то заявление в территориальное отделение ПФ РФ нужно подать не позднее 14 марта 2014 г.
В том случае если возврат излишне уплаченного налога (взноса) осуществлен с нарушением срока, на сумму излишне уплаченных налогов (страховых взносов), которая не возвращена налогоплательщику (плательщику страховых взносов) в установленный срок, будут начисляться проценты по ставке ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).
Но, как говорится в известной поговорке «было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить».