- Автоюрист

Пенсионный фонд РФ это государственный внебюджетный фонд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный фонд РФ это государственный внебюджетный фонд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В мировой практике одной из форм перераспределения национального дохода в пользу решения определенных социально-экономических и иных задач, стоящих перед государством, является внебюджетный фонд. Если заглянуть в историю, то внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов и счетов до возникновения единого государственного бюджета. Как правило, операции по ним не регламентировались представительными органами власти и имели временный характер, поэтому правительство страны могло создавать фонды (счета) и управлять ими в оперативном режиме. Как результат, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Пенсионный фонд Российской федерации

Это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска — утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся — длительного выполнения профессиональной деятельности.

Финансово-правовой режим ФФОМС

Определение 10

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организован для финансового обеспечения медицинского обслуживания российских граждан по программе обязательного медицинского страхования.

Замечание 3

ФФОМС является государственной некоммерческой организацией, имеющий статус финансово-кредитного учреждения. ФФОМС отчитывается перед Правительством РФ.

ФФОМС создавался для решения следующих задач:

  • внесение предложений и реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
  • проектирование и реализация мероприятий, призванных обеспечить финансовую стабильность системы обязательного медицинского страхования;
  • помощь в реализации равномерного распределения и повышения качества оказываемых гражданам РФ медицинских услуг.

Денежный фонд ФФОМС образуется из следующих источников:

  1. Часть из налоговых поступлений, распределяемых Федеральным казначейством между органами бюджетной системы РФ, в которую входят следующие виды налогов:
    • налог с организаций и предпринимателей, выбравших применение упрощенной системы налогообложения – 0,5%;
    • налог, величина которого складывается из стоимости патента в связи с использованием упрощенной системы уплаты налогов – 0,5%;
    • минимальный налог с организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему уплаты налогов – 2%;
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД), касающихся некоторых видов деятельности – 0,5%;
    • единый налог для занимающихся сельским хозяйством – 0,2%.
  2. Прочие источники:
    • пени и штрафы по уплатам в пользу Федерального фонда медицинского страхования;
    • доходы от финансовых операций со свободными денежными средствами, находящимися под управлением ФСС;
    • штрафы и санкции, взимаемые в качестве возмещения ущерба;
    • безвозмездные взносы.
  3. Передача финансов из федерального бюджета.
  4. Прочие источники.

Чтобы защитить денежные средства фонда от инфляции, временно свободные финансовые средства размещаются в банковских депозитах, а также инвестируются в высоконадежные государственные ценные бумаги. Прибыль от данных операций может быть использован только для целей ФФОМС, касающихся финансового обеспечения обязательного медицинского страхования российских граждан.

Деятельность ФФОМС в области управления денежными средствами контролируется ревизионной комиссией, а также подвергается ежегодному аудиту. Результаты аудиторской проверки передаются Правительству РФ на рассмотрение.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фонд социального страхования подробнее .

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Государственный фонд занятости подробнее , функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (ПФР).Пенсионный фонд РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Пенсионный фонд РФ подробнее можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

Замечание 1

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Органы пенсионного фонда РФ подробнее статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Читайте также:  Стандартные налоговые вычеты на детей в 2023 году

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

  • обеспечить для граждан предоставление пособий на реабилитацию, лечение, оздоровление за счет государства;
  • участвовать в процессе создания и дальнейшей реализации программ государства по охране здоровья граждан страны;
  • осуществлять обеспечивающие устойчивость Фонда социального страхования в области финансов меры;
  • организовывать работу по повышению квалификации и подготовке специалистов;
  • сотрудничать с другими фондами.

Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

  • эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщая обязательность социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;
  • государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);
  • ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

При этом, в некоторых случаях добавляются специфические принципы функционирования внебюджетных фондов.

Например, при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к вышеперечисленным принципам добавляются такие как:

  • экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обязательность регистрации в качестве страхователей всех работодателей (юридических и физических лиц), нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • дифференцированность величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

При обязательном медицинском страховании добавляются такие принципы как:

  • обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
  • обязательность страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию т.е. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, участвующей в программе обязательного медицинского страхования.

Подытоживая вышеизложенное можно считать, что основной функцией финансирование страхового обеспечения, которое для каждого вида социального страхования имеет свои специфические особенности.

Подытоживая выше изложенное можно сделать нижеследующие выводы.

  • основная функция внебюджетных фондов обязательного социального страхования – финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через обязательное социальное страхование;
  • внебюджетные фонды обязательного социального страхования обеспечивают выполнение расходных обязательств Российской федерации через финансирование страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
  • основные принципы функционирования внебюджетных фондов обязательного социального страхованию заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды

Внебюджетные фонды (ВБФ) – это государственные фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Тем не менее вместе с собственно бюджетными фондами они составляют часть так называемого расширенного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды роднит их общая экономическая природа и фундаментальное предназначение – предоставление общественных благ. Однако особое значение социальных внебюджетных фондов состоит в том, что с их помощью реализуются конституционные права граждан на удовлетворение базовых социальных потребностей. Статья 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Это пенсионное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы; охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Высокая социально-политическая значимость указанных потребностей обусловила выделение фондов, удовлетворяющих эти потребности, в обособленную систему, функционирующую в относительно автономном режиме. Их выделение из бюджета и функционирование на основе собственных доходных источников позволяет более ответственно реализовать функции поддержания и развития самого ценного капитала общества – человеческого.

Одновременно внебюджетные фонды институционально включены в расширенный бюджет и тесно связаны с бюджетами разных уровней. При недостатке финансирования они получают трансферты из федерального бюджета. Это обеспечивает необходимую стабильность финансовой базы покрытия потребностей разных категорий граждан в социальных услугах.

В экономической и социально-политической структуре общества внебюджетные фонды занимают важное место. Их значение увеличивается в связи с естественным старением населения, успехами медицины, ростом продолжительности жизни. Во всем мире расширенные бюджеты испытывают серьезную нагрузку по линии социальных расходов – на пенсионное обслуживание, здравоохранение, другие долгосрочные социальные расходы. По оценке Standard & Poor’s, в среднем по развивающимся странам они составляют 6% к ВВП, а по всему миру – более 8%.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Они управляются непосредственно республиканскими, а иногда и местными властями. Особенностью внебюджетных социальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств. По основным видам деятельности внебюджетные фонды имеют существенные льготы: они освобождены от уплаты налогов, государственных сборов и таможенных пошлин.

В России функционируют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Их макроэкономические масштабы представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Прогноз основных параметров государственных внебюджетных фондов, % ВВП

Показатели

2013 г.

2014 г.

2016 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Доходы

11,7

10,4

10,1

10,5

9,9

9,6

Расходы

11,3

10,5

10,0

10,3

9,6

9,3

Дефицит/профицит

0,4

0,1

0,2

0,2

0,3

0,3

Читайте также:  Увольнение инвалида 3 группы по медицинским показаниям

Источниками доходов государственных внебюджетных фондов служат обязательные платежи, установленные законодательством РФ, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.

Виды и цели внебюджетных фондов в РФ

На сегодняшний день существует две основные разновидности обязательного страхового платежа, получаемого с юридических и физических лиц: страховые взносы, исчисляемые на основе формирования объекта обложения и соответствующей ему базы, и страховой взнос в виде фиксированного платежа, сумма которого определяется вне зависимости от реального экономического результата деятельности облагаемого субъекта исходя из установленного минимального размера оплаты труда.

Выделяя две разновидности страхового взноса, выполняется требование законодательного определения всех основных элементов состава этих платежей. Для первой из разновидностей страховых взносов таковыми являются критерии порядка и срока уплаты, порядка исчисления, объект обложения, база для начисления страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, тарифы. Для второй разновидности взносов законодателем определен размер фиксированного платежа как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа взносов в указанный государственный внебюджетный фонд, увеличенное в двенадцать раз.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде.

При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях.

Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.

Деятельность каждого из внебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируется соответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальную защиту от присущих только этому виду социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом под базовой программой обязательного медицинского страхования понимается часть общей программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая их права на бесплатное оказание им медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

В современной практике под внебюджетными фондами понимается совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение[1]. Внебюджетные фонды являются одним из центральных звеньев бюджетной системы любой страны с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации они так же представляют собой звено перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.

В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные и экономические фонды[2].

Наиболее значимыми являются целевые социальные государственные внебюджетные фонды. Их история начинается в 90-е годы ХХ века, когда страна переходила на новые экономические отношения. В это время федеральный бюджет государства находился в дефиците. Чтобы обеспечить безопасность средствам, направляемым на социальные нужды, и были созданы внебюджетные фонды. Их основой служил Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В дальнейшем в действие вступил Бюджетный кодекс РФ, а указанный выше закон был отменен. В настоящее время БК РФ – это основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность данных фондов.

По основным направлениям своей деятельности внебюджетные фонды освобождены от уплаты налогов, таможенных и государственных пошлин. Формирование средств внебюджетных фондов происходит за счет средств бюджета, специальных налогов и сборов, отчислений от прибыли организаций и учреждений, прибыли от коммерческой деятельности, займов, полученных от коммерческого или Центрального банка РФ. Расходование средств фонда происходит по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа[3].

Цель создания внебюджетных фондов – исполнение наиболее важных публичных расходных обязательств государства (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ). Такая организация исполнения расходных обязательств позволяет обособить часть доходов государства и использовать полученные денежные средства исключительно на целенаправленное финансирование социально значимых мероприятий. Эта организация исполнения расходных обязательств более эффективна, поскольку исключает расходование денежных средств на иные многочисленные нужды государства. Внебюджетные фонды – это страховые фонды, которые формируются и используются посредством механизма обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[4].

Таким образом, государственные внебюджетные фонды РФ – это форма использования и перераспределения финансовых ресурсов, которые привлекаются государственном с целью финансирования не включаемых в бюджет определенных общественных потребностей и расходуются строго по целевому назначению. Внебюджетные фонды являются в некоторой степени самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Размеры страховых взносов, подлежащих зачислению в каждый внебюджетный фонд социального характера, непосредственно устанавливаются законодательством. Они составляют своего рода второй, «социальный» бюджет страны. Это особые организации, цель которых – реализация конституционных прав гражданина РФ непосредственно на: пенсионное обеспечение; бесплатное медицинское обслуживание; социальное страхование.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, в состав государственных внебюджетных фондов входят: бюджеты федеральных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, задача которого заключается в начислении и распределении государственных пенсий; Фонд социального страхования, суть деятельности которого состоит в начислении и выплате различного рода пособий; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, обеспечивающий функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания; бюджеты территориальных бюджетных фондов (территориальный фонд обязательного медицинского страхования).

Читайте также:  Восстановить исковую давность в арбитражных делах: доказать и пресечь

Каждый из видов государственных внебюджетных фондов имеет собственный бюджет, а также осуществляет различные задачи для достижения определенных целей.

В результате анализа текущего состояния государственных внебюджетных фондов Российской Федерации выявлено, что в 2017 году в целом наблюдается положительная тенденция относительно развития исследуемых фондов: профицит в Фондах Федерального обязательного медицинского страхования, а также Социального страхования и снижение дефицита в Пенсионном фонде привели к профициту общего объема бюджета государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на сумму 43,8 млрд.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что государственные внебюджетные фонды имеют ряд проблем и пробелов в своей системе управления. Но благодаря проведенным мероприятиям и принятым мерам эти проблемы можно с легкостью решить. На сегодняшнем этапе необходимо выявить ряд значимых задач и новых направлений и попытаться осуществить их в реальной жизни.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Какие целевые фонды функционируют в России?

Рассмотрим примеры реально функционирующих целевых бюджетных фондов в РФ. Прежде всего стоит отметить, что структуры, о которых идет речь, свою ключевую роль в социально-экономическом развитии России сыграли в прошлом — в основном они учреждались и задействовались в целях реализации бюджетных программ в 90-е годы.

Из числа наиболее известных современных структур можно выделить, к примеру, Федеральный дорожный фонд. Он был учрежден в 2011 году. Кроме него, были также учреждены дорожные фонды в регионах. Какие задачи поставлены перед соответствующей организацией?

Система бюджетных фондов, учрежденных на уровне дорожных ведомств, призвана решать задачи, связанные с реализацией перехода к расходам на поддержание транспортных магистралей в РФ в соответствии с нормативами, которые введены правительством России. Фонд должен обеспечивать эффективное освоение бюджетных средств, предоставляемых государством для строительства и ремонта дорог. В данном случае речь идет о сотнях миллиардов рублей, требующих эффективного распределения.

Исторический опыт: фонд развития минерально-сырьевой базы

Рассматриваемая организация была учреждена в августе 1997 года в соответствии с Законом о федеральном бюджете РФ. Средства соответствующего фонда должны были расходоваться в целях решения задач, связанных с поддержанием необходимого уровня минерально-сырьевой базы государства, включая геологическую разведку недр. Финансирование рассматриваемой организации осуществлялось за счет специальных отчислений в федеральный бюджет РФ, производимых субъектами пользования недр — чаще всего компаниями, добывавшими полезные ископаемые, которые были разведаны с привлечением государственного финансирования.

Формирование, а также распределение денежных средств фонда регулировалось отдельными федеральными законами. Соответствующий государственный капитал имел целевое назначение. Он не мог изыматься, использоваться в коммерческих целях. Его распределение должно было осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными на уровне бюджетного законодательства РФ. Учет денежных средств, которые находились в распоряжении фонда, осуществляло Федеральное казначейство. Данное направление деятельности соответствующей структуры регулировалось отдельными нормативными актами Министерства финансов РФ. Операции с капиталом фонда должны были осуществляться только при посредничестве Казначейства и ЦБ РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в Российской федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов — Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом [2].

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами [9].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *