- Автоюрист

Новые товаро транспортные накладные в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые товаро транспортные накладные в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Зачем нужны электронные ТТН

Оформлять ТН или электронные ТТН необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:

  • грузоотправитель;
  • перевозчик;
  • грузополучатель.

У товарно-транспортной накладной есть несколько функций:

  • Служит для учёта движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Служит основанием для расчётов за грузоперевозку автотранспортом, а также для списания товаров отправителем и оприходования их получателем.

Правила заполнения транспортной накладной

Форма транспортной накладной разделена на смысловые части, поэтому заполнение документа будем рассматривать в соответствии с этими частями:

Раздел Заполнение
Транспортная накладная Содержит информацию о самой накладной:
— дату составления;
— номер;
— номер экземпляра.
Накладная составляется в трех экземплярах, на каждом из которых должен быть свой номер.
Заказ (заявка) Вводятся дата и номер заявки на перевозку груза.
1. Грузоотправитель Заполняется информация об организации или физическом лице, которое отправляет груз. В данном разделе нужно ввести наименование организации или ФИО физического лица, номер ИНН, адрес и номер телефона.
1а. Заказчик услуг по организации перевозки груза Заполняется в случае необходимости.
2. Грузополучатель Заполняется информация об организации или физическом лице, которому будет доставлен груз.
3. Груз В этом разделе вводится подробная информация о грузе (название, количество мест, маркировка, масса, объем и т.п.)
4. Сопроводительные документы на груз Заполняется в случае необходимости.
5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки В данном разделе вводятся требования, которые должны быть соблюдены при перевозке груза.
Например, в данном разделе могут быть указаны условия, необходимые для выполнения требований законодательства..
6. Перевозчик Заполняется информация об организации или физическом лице, которое будет перевозить груз (перевозчик, транспортная компания).
7. Транспортное средство Информация об автомобиле, который будет перевозить груз.
8. Прием груза Часть данного раздела заполняется при составлении накладной (место погрузки и планируемое время погрузки).
Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при погрузке (дата и время прибытия и убытия, масса груза).
То есть при остановке грузовика полицейскими раздел 8 уже должен быть заполнен полностью.
9. Переадресовка Заполняется в случае необходимости.
10. Выдача груза Часть данного раздела заполняется при составлении накладной (место выгрузки и планируемое время выгрузки).
Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при выгрузке.
То есть при остановке сотрудниками ГИБДД данный раздел должен быть заполнен частично.
11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков Таблица заполняется в случае необходимости.
12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях Заполняется в случае необходимости.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

В общем виде схема обмена электронными транспортными накладными выглядит так:

  • Грузоотправитель составил документ, загрузил его в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему.
  • Грузополучатель подписывает ЭТрН своей электронной подписью, подтверждая приемку груза.
  • Грузоотправитель видит, что товар принят.

Когда и для чего нужна транспортная накладная?

Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:

Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?

Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.

Кто подписывает транспортную накладную?

Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.

Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?

Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.

Читайте также:  Иск о признании договора недействительным в части

Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?

Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.

ТН и ТТН — одно и то же?

Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется. ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.

Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

ЭТрН создаёт отправитель груза в информационной системе и заверяет квалифицированной электронной подписью (КЭП). Документ содержит 4 основных титула:

  1. Сведения об участниках перевозки, условиях договора, водителе, грузе, сопроводительных документах.

  2. Сведения о приёме груза перевозчиком.

  3. Сведения о приёме груза грузополучателем.

  4. Сведения о сдаче груза перевозчиком грузополучателю.

  1. С 1 сентября 2022 года заработает единая государственная система для автомобильных грузоперевозчиков. В ней перевозчики смогут обмениваться электронными документами. Работать в системе пока не обязательно.
  2. В электронном виде можно будет оформлять транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды на перевозку. Дублировать на бумаге или распечатывать эти перевозочные документы не придётся.
  3. Подключаться к госсистеме перевозчики будут через коммерческих операторов электронного документооборота.
  4. Для работы в госсистеме водителям и менеджерам перевозчиков понадобятся квалифицированные электронные подписи, а также смартфоны или планшеты.

Новые правила перевозки грузов

Часть поправок к правилам перевозки грузов касается транспортной накладной. Смотрите, что изменится, в таблице.

Изменения в правилах перевозки грузов

Новые правила согласно поправкам Действующие правила
Вступают в силу с 01.01.2022
Исправления допускаются только в отношении раздела «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» Можно вносить в любой раздел
Водитель перевозчика должен уведомить стороны договора о замене транспортного средства. Информация о замене отражается в разделах 6 «Перевозчик» и 7 «Транспортное средство» Правила в порядке отсутствуют
Договор перевозки считается заключенным, если произвели погрузку груза грузоотправителем в транспортное средство перевозчика и заполнение обеими сторонами пункта 8 транспортной накладной Правила в порядке отсутствуют
Вступают в силу с 01.03.2022
В транспортной накладной можно указывать дополнительные характеристики груза по отраслевым особенностям перевозки грузов. Такие данные можно указать в разделе 3 «Груз» Правила в порядке отсутствуют
Заказ (заявку) дополнили новыми реквизитами. В частности, там теперь нужно будет указывать требуемые характеристики транспортного средства, которые раньше указывали в транспортной накладной Правила в порядке отсутствуют
Нужно составить четвертый экземпляр на бумаге для грузоотправителя, когда транспортная накладная используется в качестве первичного учетного документа Правила в порядке отсутствуют
Массу груза определяют следующими способами:
  • взвешиванием (по общей массе или поосно);
  • путем расчета на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза или технической документации на него
Масса груза определяется взвешиванием

Как работает система ТТН сейчас

Товарно-транспортные накладные относятся к трем участникам: грузоотправитель, перевозчик, получатель. Согласно действующему законодательству, для каждого из них должны быть созданы отдельные экземпляры накладной. Но бизнес печатает по четыре экземпляра – чтобы последний со всеми подписями вернулся к заказчику, и тот смог рассчитаться с перевозчиком.

Система очень зависима от «человеческого фактора» – бумажки часто теряются или с ними происходит неразбериха, бизнес теряет деньги. Есть случаи, когда водители возят за собой по 150 различных заказов и соответственно по четыре копии ТТН для каждого из них.

В прошлом году, согласно данным Госстата, для перевозки более 150 млн тонн грузов предпринимателям пришлось распечатать около 150 тонн документов. Переход в «цифру» обещает ускорить процессы обмена накладными более чем на 90%.

А что мешало перевести все «в цифру» раньше?

Еще в 2013 году крупные украинские компании попытались перейти на электронный документооборот (ЭДО) – получилось не у всех, но проект получил будущее. В июле 2019 года в Украине вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры №413, позволивший бизнесу пользоваться электронными ТТН на уровне с бумажными бланками. Но кроме разрешения на пользование документ никак не регулирует процессы оформления и обмена е-ТТН, из-за чего возникает немало путаницы, как именно и где это делать.

Читайте также:  Не сдача налоговой отчетности штраф

Поэтому бизнес довольно «холодно» воспринял новые возможности. За два года существования проекта, ввести е-ТТН в свои бизнес-процессы удалось около 500 юридическим лицам или физическим лицам-предпринимателям – более 25 000 украинских предприятий по итогам 2020 года.

Создавать e-TTN украинские предприниматели могут на популярных платформах электронного документооборота. Сейчас аттестованы восемь провайдеров таких услуг: «Вчасно», «Документ-онлайн», EDIN, «ППЛ 33-35», MEDoc, «Совтес», «Смарттендер», «Оптіма ДОК».

Однако чтобы процессы обработки электронных документов работали должным образом и все участники цепочки могли обмениваться ими – и отправитель, и транспортная компания, и грузополучатель должны использовать систему электронного документооборота, интегрированную с центральной базой данных Министерства инфраструктуры Украины. Собственно, она и должна обеспечивать так называемую интероперабельность. Провайдеры интегрируются с центральной базой данных, после чего будет возможным обмен данными с базой МИУ и между собой.

Кроме общего реестра, новая система предусматривает еще одно важное отличие от действующей – формат е-ТТН. Мы последовали принципу европейского формата и использовали международный стандарт UN/CEFACT для формирования структуры XML-файлов – он позволяет дополнять информацией документ каждой стороне. В то же время будет видно, кто что вносил.

Для внесения корректив можно использовать корректирующие акты – например, акт перегрузки из одного транспорта в другой. Будет около восьми вариантов таких приложений: например, изменение пункта разгрузки, использование промежуточных составов, перепломбирование и т.д. Они тоже должны быть электронными. Думаю, уже в начале следующего года будет доступен пример стандартных форм для актов, но бизнес уже сейчас может вносить свои предложения.

Акты также регистрируются в системе, поэтому при проверке инспектор Укртрансбезопасности не сможет их игнорировать. Кстати, о них – в планах службы на 2022 год есть реализация собственного учета проверок. В настоящее время почти у половины инспекторов есть планшеты для проверки е-ТТН – но до 1 августа у ДСБТ есть все шансы полностью укомплектовать оборудованием весь штат.

Первая часть формы предусматривает внесение следующей информации:

  • Объёмы груза;
  • Наименование товара;
  • Параметры и характеристики продукции;
  • Информация об отправителе и грузополучателе.

За счёт этой части применяемая при грузоперевозках ТТН даёт основания, чтобы списать отправляемый груз со склада грузоотправителя, а также подтвердить прибытие к получателю. Потому эту часть документа называют товарной. Вторая часть уже является транспортной. Здесь вносится информация следующая информация:

  • Информация о перевозке;
  • Транспортной компании;
  • Водителе;
  • Марке используемого автомобиля;
  • Километраже доставки;
  • Времени перевозки;
  • Товаре и пр.

Особенности заполнения

Стандартизированный бланк ТТН удобен для заполнения, но прямого требования использовать только его в законе нет. Хозяйствующие субъекты вправе разрабатывать собственные формы ТТН. Однако важно корректно вписать в него все данные. Можно выделить следующие особенности заполнения:

  • В первую очередь, должен быть указан номер ТТН и проставлена дата её оформления;
  • В строке «Грузоотправитель» указывается учредительная информация об организации, которая осуществляет отправку ТМЦ (полное название, адрес места расположения, контакты).
  • В строке «Грузополучатель» указывается аналогичная информация, только о компании, которая будет принимать товарно-материальные ценности.
  • Справа необходимо прописать кода ОКПО для всех участников правоотношений. Это специальный классификатор, действующий в РФ, классифицирующий организации и предприятия.
  • В зависимости от того, какая сторона или же третье лицо будут оплачивать транспортировку, заполняется графа «Плательщик».
  • На этом этапе заполнение основной информации заканчивается. Далее следует товарная и транспортная части ТТН.

Важно помнить, что при наличии приложений, которые прикладываются к товарно-транспортной накладной, они в обязательном порядке отмечаются в ячейке для указания дополнительных листов.

— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.

Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.

Читайте также:  В какую налоговую подавать заявление о закрытии обособленного подразделения

При этом если производить ранее выпускавшиеся товары и реализовывать их по отпускным ценам не выше, чем были на 19.10.2022, то норматив рентабельности может быть любой.

А вот каким может быть норматив рентабельности в отношении ранее выпускавшихся товаров при повышении отпускных цен на них, постановление № 713 умалчивает. Рискну предположить, что те же 10%. Но, как оно будет на практике, скоро узнаем — когда производители пойдут на согласование повышения отпускных цен или когда МАРТ издаст очередные разъяснения.

Кстати, относительно согласования повышения отпускных цен производителями есть еще один нюанс. Недостаточное экономическое обоснование повышения цен — одно из оснований для отказа в согласовании. А критериев достаточности такого обоснования постановление № 713 или акты МАРТа пока не содержат. Судя по всему, оценивать «достаточность» будет по своему внутреннему убеждению ответственный сотрудник исполкома или созданной при нем комиссии.

Также производители должны с 1 ноября составлять и утверждать экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен с расшифровкой статей затрат.

Указ президента от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» освобождает от составления таких расчетов в отношении товаров, подпадающих под указ, производителей, применяющих УСН. Постановление № 713 такого исключения не содержит.

И прикладывать такие обоснования к экономическим расчетам, обосновывающим сформированные ими отпускные цены. ГТК будет мониторить уровень контрактных цен на импортируемые в Беларусь товары и еженедельно сообщать информацию по ним в МАРТ.

Пока непонятно, как будет рассматриваться обоснованность контрактных цен. Ведь в зависимости от условий оплаты, размеров партий и т.д. обоснованной ценой в каждом конкретном случае не обязательно будет самая низкая цена. Критериев оценки обоснованности постановление № 713 не содержит. Думаю, что здесь, как и с производителями, оценка обоснованности будет отдана на откуп отдельных исполнителей.

В бланке товарно-транспортной накладной появились новые показатели:

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
  • в разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
  • в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

ТТН является важным документом при транспортировке товара. На его основании компания-отправитель списывает материальные ценности. Получатель груза делает оприходование товара также благодаря оформленной ТТН. Принято, что данный документ составляет отправитель. Однако, если обе стороны сделки дали согласие, то это может сделать и сам перевозчик.

Все субъекты предпринимательской деятельности обязаны составлять данный документ при любых перевозках материально-товарных ценностей. При этом не имеет значения, груз перевозится на коммерческой основе, для личных нужд, при заказе таких услуг, ТТН должна оформляться всеми сторонами, которые задействованы в транспортировке. Участниками грузовых перевозок могут быть:

  • перевозчики, которые выполняют данные услуги на коммерческой основе. Вовсе необязательно, чтобы это были юрлица. Перевозчик может быть и физлицом;
  • заказчики, которые обращаются за услугами к транспортным компаниям;
  • отправители. Это физические или юридические лица, предоставляющие груз перевозчику. При этом роль перевозчика может играть и сам отправитель;
  • получатели, которые встречают груз, делают его приход. Если получатель решил воспользоваться своим транспортом, он может играть роль перевозчика.

Данный документ заполняется отправителем груза в четырех экземплярах:

  • один остается у отправителя, что позволяет списывать товар. Когда осуществляется подсчет расходованного баланса, ТТН выступает в роли первичного документа;
  • второй экземпляр предназначен для получателя. При помощи этого документа поступившие товары ставятся на учет;
  • третья копия становится приложением путевого листа. С ее помощью бухгалтерия компании начисляет водителю зарплату;
  • четвертый документ поступает в бухгалтерию компании-перевозчика. Он позволяет выставлять счет организации, которая заказывала данную услугу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *