Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько в России сирот в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С предложением об ограничении количества приемных детей выступило Минпросвещения. Ввести данный проект планируется к 1 января 2022 года. В законопроекте говорится о том, чтобы в семье усыновителей количество детей не превышало трех человек, в том числе и родных. Исключение будет составлять ситуация, когда в доме имеются двое детей, а возможные усыновители планируют взять несколько детей с родственной связью, например, двух сестер. Закон не будет запрещать такую возможность.
У Богдана — особенности развития, одна нога короче другой. Когда мальчику было четыре года, он познакомился с Пэм и Марком. Они решили его усыновить.
Они приехали в Россию, чтобы оформить документы, и узнали, что у Богдана есть младший брат Юра — и у него умственная отсталость. Пэм и Марк провели с мальчиками четыре дня. А потом вернулись в Америку, чтобы продолжить процедуру усыновления.
Когда приняли закон Димы Яковлева, Пэм и Марк стали бороться за мальчиков. Каждую неделю они созванивались с Вашингтоном. Имя Богдана произносили в Конгрессе. Но все это не помогло — Пэм и Марк получили письмо, что анкета Богдана возвращена в список на усыновление.
Почему возвращают детей
В 2021 году 5 272 ребенка вернулись в учреждение из новой семьи. Больше половины — 59% — по инициативе семьи. Это связано с тем, считает руководитель клуба приемных семей фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова, что семьи не получают должной поддержки при усыновлении:
— Дети приходят из системы — это дети, как правило, с очень травматичным опытом, а порой насилием в анамнезе.
Это дети, пережившие самое большое горе в мире — потерю близких людей. И с ними нужно проводить серьезную реабилитационную работу. А приемные родители — это не специалисты, не психологи.
Они закончили школу приемных родителей, где даются общие знания, но даже не навыки, ибо навык появляется во время практики. И часто родители остаются без какой-либо поддержки и помощи.
Много возвратов происходит из-под «родственной опеки» — когда, например, бабушка берет внуков после смерти их родителей. Когда ребенок становится подростком, бабушка с ним не справляется — и возвращает в учреждение.
— Поддержки ей зачастую никакой не оказывают. Люди считают, что это не нужно — это же «родная кровь», зачем поддержка? А когда ребенка забирает бабушка, получается двойное горе: со стороны ребенка — потеря родителей, со стороны бабушки — потеря сына или дочери. Тут нужна еще большая поддержка, — говорит Светлана Строганова.
Пособия и выплаты на ребенка
Усыновление подразумевает под собой получение материальной помощи от государства. Во-первых, это единовременное пособие, размером 14,5 тыс. рублей, а в случае усыновления ребенка-инвалида, оно увеличивается до 111 тысяч. Во-вторых, на ребенка в 2022 году будет выплачиваться ежемесячное пособие, которое будет составлять 40% от зарплаты усыновителя, но не менее чем 2570 руб. Деньги перечисляются до тех пор, пока усыновленному ребенку не исполнится 1,5 года.
Если усыновление охватывает сразу двоих ребят, один из которых инвалид, а второй – старше 7 лет, единовременно выплачивают 130000 рублей.
Ежемесячное пособие выплачивается и тем семьям, чей доход не дотягивает до 1,5 прожиточных минимумов. Материнский капитал также действует на усыновителей, и составляет ту же сумму, что для остальных – 453 тысячи. Регионы имеют возможности предоставлять семьям всяческие льготы, к примеру: бесплатное питание, льготные путёвки в лагерь или санаторий для детей.
Лишать родительских прав стали реже
В последние годы политика по лишению родительских прав в России смягчается — и в этом еще одно объяснение, почему детей-сирот становится меньше. Численность детей, родители которых лишены или ограничены в правах, снизилась с 51 534 человек в 2014 до 43 680 в 2021.
«Сейчас есть достаточно жесткая установка прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в кровной семье. Держать семьи в опасном положении под патронажем, под контролем, проверять, что там происходит, оказывать помощь, но не перемещать детей в учреждения», — говорит председатель совета Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак.
От 2019 к 2020 году отмечался резкий спад численности детей, родители которых лишены или ограничены в родительских правах: с 46 до 38 тыс. человек. Аналогичное снижение было и по относительному показателю: со 153 до 126 чел. на 100 тыс. детского населения. Однако такой резкий спад, на наш взгляд, объясняется в первую очередь пандемией: из-за карантина профильным службам было сложнее инспектировать неблагополучные семьи.
Уже в 2021 году численность детей-сирот, родители которых лишены или ограничены в родительских правах, составила 43 680 человек — то есть почти приблизилась к допандемийному уровню. Относительный показатель также вырос: со 126 человек на 100 тыс. детского населения в 2020 до 144 чел. в 2021 году.
Какие полагаются гарантии и льготы опекунам и приемным родителям
Помимо прямых выплат, государством предусмотрены различные гарантии, льготы и компенсации. Их величина устанавливается на региональном уровне и зависит от финансового положения субъекта РФ.
Виды помощи приемным семьям:
- налоговый вычет по НДФЛ, льготы по земельному и имущественному налогам, вычет при покупке жилья;
- трудовые гарантии: дополнительные отпуска, отдых в удобное время, оплачиваемые дни по уходу за инвалидом;
- бесплатное питание в школьных столовых;
- предоставление школьной формы в начале каждого учебного года;
- при совершеннолетии опекаемого ему гарантирована субсидия на покупку жилья, если за несовершеннолетним не сохранено право на жилище умерших кровных родителей;
- компенсации услуг ЖКХ и другие льготы, установленные на региональном уровне;
- бесплатные путевки в оздоровительные лагеря либо компенсация их стоимости до 100%.
Многие семьи, в которых родился 3-й ребенок, интересует: будет ли государство на него выплачивать 1 500 000 рублей? Ответ: нет, не будет. Такой выплаты при рождении третьего ребенка законодательством России не предусмотрено.
Такой вопрос возникает в связи с тем, что ранее в Госдуму был внесен проект закона № 571638-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Он предлагал выдавать материнский капитал только на третьего ребенка, но в сумме 1,5 млн рублей.
Однако этот законопроект был отклонен еще в 2015 году, а действие программы материнского капитала сначала продлено для вторых детей, а затем расширено не на третьих детей, а на первых – рожденных с 2020 года.
Пособие опекуну на детей-инвалидов
Опекун, ухаживающий за ребенком-инвалидом, помимо пособий и льгот указанных выше имеет право на дополнительные выплаты и льготы:
- ребенку-инвалиду выплачивается социальная пенсия;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом. Выплачивается оно в фиксированной сумме, только неработающим трудоспособным опекунам, не получающим пособие по безработице, а также любых видов пенсий и иного любого дохода, в том числе пособия за опеку по возмездному договору;
- в некоторых регионах предусмотрена специальная доплата к ежемесячному пособию по уходу за ребенком-инвалидом;
- ежемесячный налоговый вычет в размере 12 000 руб.;
- начисление пенсионных баллов опекуну за каждый год ухода за ребенком-инвалидом, если опекун при этом не работает;
- набор социальных услуг: право на бесплатные лекарства, медицинские изделия, лечебное питание для ребенка; право на санитарно-курортное лечение ребенка; право на проезд в пригородных электричках и к месту лечения — для ребенка и опекуна. Отдельные услуги из данного набора могут предоставляться в денежной сумме, в установленном фиксированном размере. Если опекун отказывается от получения части или всех таких услуг, тогда ему выплачивается ежемесячная денежная выплата также в фиксированном размере, устанавливаемом нормативными актами;
- специальные условия для получения всех видов образования ребенком-инвалидом : адаптированные или индивидуальные программы обучения, обучение на дому с участием учителей, имеющих дополнительное образование (логопед, психолог, дефектолог и т.п);
- право на льготную парковку;
- опекун также имеет право на получение дополнительных видов помощи от государства, в том числе психологической, юридической и иной социальной помощи.
Список бумаг на оформление льгот для детей без попечения родителей и сирот в Москве и Московской области в 2022 году
Перечень документации, которая потребуется для оформления компенсаций, зависит от целевого направления получения льгот. Будет ли это получение прав на жилье либо заявление о выплатах, потребуется предоставить такие бумаги:
- свидетельство о рождении или паспорт для лиц старше 14 лет;
- СНИЛС – страховое свидетельство;
- удостоверение личности опекуна или попечителя и решение уполномоченного госоргана в предоставлении ему статуса законного представителя несовершеннолетнего;
- заявление по форме о предоставлении выплат социального характера либо предоставлении жилья из государственного фонда;
- банковские реквизиты либо номер карты для перечисления денежных средств.
Сколько детей сирот в России в 2022 году
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
Еще один способ спасти чью-то судьбу – это усыновление. Как показывает статистика детских домов, каждый год усыновляют около 30 тыс. малышей. Однако за последние десять лет почти в 2 раза уменьшилось количество российских семей усыновителей. Иностранцы стали в 5 раз чаще брать в семью детей из России (около 7 тыс. в год).
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2022 года», — пояснил Басюк.
В РФ действует система под названием банк данных детей сирот. Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2022 год демонстрирует сокращение их количества в БД. В марте их было 56 994 человек.
Да, ситуацию мы переломили в какой-то мере. Но сейчас идет наезд на приемных родителей, я считаю, что это нечестно, потому что когда «закон Димы Яковлева» придумывали, они сразу обратились за помощью к родительскому сообществу, и родители спасли ситуацию, на самом деле спасли.
Одна из основных — это необходимость отменить разделение организаций для детей-сирот на медицинские, образовательные и оказывающие социальные услуги, которые подчиняются, соответственно, разным министерствам. Отмена межведомственных барьеров поможет решать многие вопросы проще и быстрее, — говорили участники заседания.
Граждане в первые 6 месяцев с момента регистрации имеют право на минимальное пособие, увеличенное на районный коэффициент, если: Если гражданин был лишен работы вследствие сокращения численности штата, то он должен пройти регистрацию в центре занятости в течение 2-х недель с момента прекращения трудовой деятельности. К примеру, в Бурятии он составляет 1,3. Если субсидия равна 900 р, то при умножении она увеличится до 1170 р.
Количество таких детей доходит до 70 процентов в разных регионах – это происходит и в домах ребенка, и в ДДИ, и в детских домах. 481-е Постановление гарантировало некоторые улучшения в системе сиротских учреждений, но при этом постепенно наступает ситуация, когда учреждения поняли, что они оста��тся уже без детей (так как их все больше забирают в семьи), то есть остаются без хлеба и работы. Поэтому учреждения все чаще стали брать детей «по заявлению».
- гражданин имеет постоянный заработок и перечисляет страховые взносы;
- сирота получает пенсионные страховые выплаты;
- получатель дотации сменил место своего жительства и дотации должен перечислять другой территориальный пенсионный фонд;
- смерть ребенка, оставшегося без кормильца.
- Около 50% детей рожденных в России, имеют психологические отклонения.
- По статистике 35% детей в России рождаются с врожденными заболеваниями.
- 12% детей в России рождаются не доношенными.
- Число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2%).
- По статистике в России ежегодно происходит 63 миллиона случаев заболевания детей, от гриппа и простуды до переломов и ожогов в том числе и серьезные болезни.
Численность детей без попечения родителей и сирот сократилась на 13%
Перед передачей ребенка в новую семью, органы опеки и попечительства обязаны будут выдать заключение с результатами психологического обследования будущих родителей и всех, кто проживает с ними. По старым законам такое обследование проводилось только с письменного разрешения граждан, которые пожелали взять на воспитание приемного ребенка.
Инициатива полностью оправдана, ведь статистика уголовных дел, связанных с насилием в приемных семьях, за последние три года устрашающая: 2015 – 146 преступлений, связанных с нарушением половой неприкосновенности, а также против жизни и здоровья детей, в 2016 – уже 189! А виной всему – небрежное отношение к установлению адекватности будущих родителей органами опеки.
В правительстве надеются, что все предложенные меры позволят сократить численность детей в учреждениях для сирот и подарят ребятам надежду обрести новую, любящую семью.
Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.
Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.
По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.
Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.
В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.
Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.
В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.
Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.
Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений с��дебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.
По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.
Приемная семья: выплаты в 2022-2023 году
Более 300 тысяч просмотров собрал выпуск открытого онлайн-урока «Шоу профессий». Школьники узнали о компетенции «Технологии моды» и профессии «дизайнер-технолог одежды», задали вопросы профессионалам и проявили креативность в создании стильного образа. Проект инициирован Минпросвещения России.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год. Из него следует, что с 1 января 2022 года меняется размер пособий по безработице. Минимальная сумма составит 1500 рублей, максимальная в первые три месяца — 12 792 рубля, а в следующие три месяца — 5000.
— Для предпенсионеров максимальный размер — 12 792 рубля, а минимальный — 1500 рублей.
Планируется с 1 января 2022 года повысить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 13 617 рублей в месяц. Проект закона был рассмотрен в первом чтении депутатами, — рассказала ведущий юрист «Европейской юридической службы» Оксана Красовская.
После увеличения МРОТ будут пересчитаны размеры и всех пособий, которые от него зависят. В том числе и минимальные выплаты по беременности и родам.
С 1 января 2022 года будет произведена индексация пенсии неработающим пенсионерам, которые получают страховые пенсии по старости и по инвалидности, а также страховую пенсию по потере кормильца. Выплаты планируется проиндексировать в размере 5,9%. Социальные пенсии будут проиндексированы в апреле 2022 года.
Тем не менее, многие ожидают, что плановый размер в 5,9% будет изменен, так как реальная инфляция превысила все ожидания и уже достигла почти 8%.
В системе здравоохранения к учреждениям для детей сирот относятся дома малюток. Здесь находятся малыши в возрасте 1,5–3 лет. После достижения трехлетнего возраста малыш переводится в учреждение дошкольного/школьного образования для детей сирот.
Детские дома-школы и школы-интернаты относятся к образовательным учреждениям. Сироты с ограниченными возможностями передаются в организации временного пребывания. Статистика детей сирот в России составляет почти 2% от общей численности лиц в возрасте до 18 лет.
Дома для детей сирот – самая распространенная форма социальных учреждений. В их составе имеются жилые, медицинские, учебные заведения.
Иногда осиротевшие дети обучаются в обычной школе, а остаток времени проводят в детском доме.
Дополнительные виды поддержки детей-сирот:
- бесплатный проезд в общественном транспорте, кроме, такси и частных перевозчиков;
- разовая выплата и ежемесячное пособие семье, принявшей сироту.
Кто имеет право на получение льгот и выплат
Дети, оставшиеся без родителей, социально уязвимы и нуждаются в защите со стороны государства. Сиротам сложно социализироваться, найти свое место, создать семью. Прежде всего это связано с материальными проблемами – такие дети обычно находятся на полном обеспечении государства в соответствующих учреждениях, а после достижения 18-летнего возраста фактически остаются без любых средств к существованию. Поэтому меры дополнительной социальной защиты и поддержки детей-сирот со стороны государства очень важны.
В России законодательный статус детей-сирот, а также основные меры их социальной защиты приведены в Федеральном законе от 12.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения». Частично меры поддержки реализуются на федеральном уровне, но большая их часть находится в зоне ответственности региональных властей.
По данным Росстата, с 2021-го в стране ежегодно становится больше жителей в возрасте от 0 до 14 лет включительно, то есть сокращение числа сирот не связано с демографическими показателями.— Сейчас в России наблюдается еще и такая тенденция: чаще стали забирать деток с инвалидностью. Люди чувствуют потребность помогать им.
Парадокс в том, что проблема с доступностью жилья усугубляется на фоне пока еще заметной тенденции снижения общей численности сирот в России.
Регионы, где доля заболевших новорожденных была наиболее низкой и не превышала пятой части от всех родившихся, — Чеченская республика и Мурманская область.
Ю. Васильева приняла участие в окружном совещании руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Как оформляется статус ребенка без опеки
Процедура регламентируется приказом Минобразования РФ №101. Такими детьми занимаются органы опеки. Малышу присваивается статус оставшегося без попечения после выявления данного факта. Дальнейшие действия:
- он временно определяется в приют или больницу;
- в течение трех дней проводится расследование данного факта;
- сведения заносятся в банк данных;
- в течение месяца осуществляется окончательное устройство несовершеннолетнего гражданина.
Антон Котяков: на универсальное пособие для семей с детьми будет направлено 1,7 трлн рублей
В рамках исполнения поручения Президента по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми с 1 января 2023 года вводится универсальное пособие. Это – единое пособие для семей с невысокими доходами на детей в возрасте до 17 лет, а также для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки. Унифицируются правила выплат на детей до 3 лет – это позволит получать поддержку из бюджета родителям вторых, третьих и последующих детей во всех регионах.
Пособие объединит выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, пособие для незастрахованных по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплату на первого ребенка, которая предоставляется из бюджета во всех регионах, выплату на третьего ребенка из бюджета, которая есть только в 78 регионах и предоставляется по разным правилам, пособие на детей от 3 до 8 лет, которое выплачивается органами социальной защиты, и пособие на детей от 8 до 17 лет, которое выплачивается ПФР.
«Действующие меры поддержки объединяются в единое пособие, которое будет предоставляться на единых правилах Социальным фондом России. При этом для тех семей, где дети родились до 31 декабря 2022 года, предусмотрены сохранные нормы: родители смогут выбрать, получать пособия по старым правилам или перейти на универсальное пособие», – рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Универсальное пособие будет предоставляться семьям с доходами ниже одного прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума. В среднем по стране в 2023 году это составит 7 тыс., 10,5 тыс. и 14 тыс. рублей. Кроме того, вводится дополнительное направление использования средств материнского капитала – семьи с доходом ниже 2 прожиточных минимумов на человека смогут оформить ежемесячную выплату в размере 1 прожиточного минимума на ребенка вне зависимости от очередности рождения ребенка. Сейчас такое право есть только на второго ребенка.
Таким образом, например, если семья сейчас получает выплаты на первого ребенка из бюджета, она может продолжить их получать до достижения ребенком возраста 3 лет.
Универсальное пособие расширяет контингент семей, которым доступна поддержка из бюджета за счет гармонизации правил выплаты на детей в возрасте до 3 лет.
«Универсальное пособие будет выплачиваться семьям, в которых воспитывается порядка 10 млн детей, на него будет направлено 1,7 трлн рублей из федерального и регионального бюджетов. Благодаря решению будет увеличен размер выплат для нуждающихся беременных женщин. Он будет составлять не 50% прожиточного минимума как сейчас, а 50, 75 или 100% прожиточного минимума трудоспособного – то есть, увеличится до 15,7 тыс. рублей в среднем по стране. Родителям, воспитывающим детей до 3 лет и находящимся в трудной финансовой ситуации, будет доступна поддержка из бюджета вне зависимости от очередности рождения ребенка. Кроме того, для семей с доходом ниже 2 прожиточных минимумов вводится возможность оформить дополнительную выплату из материнского капитала на детей до 3 лет также вне зависимости от очередности рождения ребенка без комплексной оценки нуждаемости. При этом семьи смогут получать одновременно и две выплаты – и из бюджета, и из средств материнского капитала. В таком случае размер ежемесячной поддержки на ребенка составит в среднем по стране 28 тыс. рублей», – отметил Антон Котяков.
Заявление на оформление универсального пособия и выплат из материнского капитала на любого ребенка в возрасте до 3 лет вне зависимости от очередности рождения можно будет подать с 1 января 2023 года. Всех детей в семье в возрасте до 17 лет можно будет указать в одном заявлении и оформить одним заявлением выплату сразу на каждого ребенка.
Напомним, по поручению Президента ведется последовательная работа по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми. Меры поддержки семей с детьми последовательно расширялись на протяжении последних лет.
С 1 июня 2020 года стало выплачиваться пособие на детей от 3 до 8 лет в размере 50% детского ПМ. С 1 апреля 2021 года пособие дифференцируется по размеру и составляет 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума и назначается с применением комплексной оценки нуждаемости.
С 1 июля 2021 года введено пособие беременным женщинам – 50% регионального прожиточного минимума трудоспособного с применением комплексной оценки нуждаемости и пособие одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет в размере 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума с применением комплексной оценки нуждаемости.
С 1 мая 2022 года пособие на детей от 8 до 17 лет выплачивается для всех нуждающихся семей в размере 50, 75 или 100% детского ПМ с применением комплексной оценки нуждаемости.
Таким образом, с 1 января 2023 года будет выстроена целостная система поддержки малообеспеченных семей с детьми с охватом всех нуждающихся детей вне зависимости от региона проживания и очередности рождения, по единым правилам и через единого оператора.
Госдума приняла законопроект об универсальном пособии для граждан с детьми
Представляла документ в Госдуме вице-премьер Татьяна Голикова. Основной упор чиновников в новом пособии – это его «бесшовность» и унификация социальных мер поддержки нуждающегося населения.
Кроме того, единую выплату будет курировать единый Соцфонд, образуемый с 2023 года.
Чиновники также будут проверять каждого обратившегося на соответствие критериям нуждаемости и его семейных доходов. Беззаявительный порядок получения новой выплаты пока также под вопросом. Эксперты обращают внимание на ужесточение критериев, по которым граждане теперь могут подпадать под выплату.
Сам законопроект был внесен в Госдуму в конце сентября. Согласно документу, выплата универсального пособия предназначена беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми до 17 лет.
Новая выплата, как обещается, заменит собой ряд мер социальной поддержки.
А именно такие как ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
В Минтруде подчеркивают: универсальная выплата – попытка унифицировать ряд мер поддержки для семей с детьми и беременных женщин.
«Отдельные этапы будущего универсального пособия на вышеуказанных условиях уже реализованы в настоящее время в виде отдельных ежемесячных выплат.
Таким образом, для выстраивания целостной системы поддержки необходимо привести к единым требованиям меры поддержки семьям с детьми до 3 до 17 лет и ввести дифференцированный размер выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности», – следует из пояснительной записки к законопроекту.
При этом отмечается, что новые назначения вышеперечисленных мер поддержки гражданам после 1 января 2023 года осуществляться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей возникло до 1 января 2023 года.
В общей сложности новая мера затронет семьи, где воспитывается около 10 млн детей, а на эти цели из регионального и федерального бюджетов потратят около 1,7 трлн руб., полагают в правительстве.
«Благодаря введению универсального пособия с 1 января 2023 года в РФ будет выстроена единая и комплексная «бесшовная» адресная поддержка семей с детьми с ранних сроков беременности женщины до достижения ребенком возраста 17 лет», – отметили в кабмине.
Отдельно подчеркивается, что пособие будет выплачиваться тем семьям, доход которых ниже одного регионального прожиточного минимума. Указывается, что сам размер пособия может составлять 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Минтруд пояснял, что сумма универсального пособия на детей, выдаваемого малоимущим семьям, в 2023 году составит в среднем 7 тыс. руб., 10,5 тыс. и 14 тыс. руб.
Кроме того, универсальное пособие будет назначаться на принципах социального казначейства единым Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а при выплате пособия будет применяться «комплексная оценка нуждаемости граждан в пособии, включающей оценку доходов семьи, имущественной обеспеченности и трудового потенциала». То есть при выплате будет учитываться наличие движимого и недвижимого имущества, доходов от вкладов, а также причины отсутствия доходов у лица, имеющего право на такое пособие, и у трудоспособных членов его семьи.
Интересно, что при всей декларируемой адресности подхода власти пока предлагают выплачивать пособие только по заявлению гражданина.
Вице-премьер России Татьяна Голикова во вторник объявила, что возможность беззаявительного назначения рассмотрят после отработки механизма выплаты нового пособия.
«Пока мы не переходим на беззаявительный характер. Пока одно заявление, поскольку у нас сейчас, по сути, будет проходить период становления. Это же будет единое пособие, которое мы будем устанавливать на долгое время. Как только мы отработаем механизм, возможно, мы с вами к этому вопросу вернемся», – сказала она, выступая на пленарном заседании в Госдуме.
Чиновники говорят об оптимизации и унификации социальных мер поддержки, но под этим часто понимается скорее их урезание. В конце прошлого года глава Минтруда Антон Котяков сообщал, что всего в РФ около 400 различных мер социальной поддержки. При этом ежемесячной господдержкой тогда было охвачено около 7,5 млн детей. Тогда же он напоминал, что в пандемию в 2020 году выплатами по поручению президента были охвачены более 28 млн детей, а в 2021 году – 21 млн.
Финансовые власти РФ также регулярно ставят под сомнение эффективность современной социальной политики в стране, предлагая ее «оптимизировать».
Так, в Минфине считали, что маткапитал должен трансформироваться в более эффективную форму поддержки рождаемости.
«Мы еще год назад заявляли, что нужно смотреть подходы стимулирования мам рожать детей более адресно, более точечно с учетом нуждаемости. Мы говорили, что маткапитал должен тра��сформироваться в более эффективную форму поддержки мам, которые рожают детей», – говорил в 2014 году глава Минфина Антон Силуанов.
Выплаты населению по принципу адресности и нуждаемости – любимая присказка не только чиновников, но и ряда исследователей.
Так, ряд экономистов выступали за доказательную социальную политику, при которой те или иные меры поддержки предоставлялись бы в случае, если их эффективность доказана экспериментально. Те же ученые ранее предлагали оценивать нуждаемость граждан по совокупным доходам, включая туда наличие недвижимости, транспорта, дачи, сельхозтехники и даже скота.
К примеру, предлагалось не считать бедными тех, у кого в хозяйстве 20 овец, или 6 свиней, или 1 лошадь, или 40 кроликов, или 50 кур, или 20 пчелиных семей.
В Минтруде подчеркивают: с 1 января 2023 года будет выстроена целостная система поддержки малообеспеченных семей с детьми с охватом всех нуждающихся детей вне зависимости от региона проживания и очередности рождения, по единым правилам и через единого оператора.
«Универсальное пособие вводится в рамках исполнения поручения Президента по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми.
Это – единое пособие для семей с низкими доходами, которое будет включать 7 действующих сегодня мер поддержки, в том числе выплаты в связи с рождением или усыновлением ребенка и до достижения им 3 лет, а также на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет.
Пособие позволит создать целостную систему поддержки семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет», — заявляют в министерстве.
В ведомстве отмечают, что с применением комплексной оценки нуждаемости, в дифференцированном размере уже выплачиваются пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет. Кроме того, после введения универсального пособия возрастет поддержка беременных женщин. «С переходом на универсальное пособие они смогут получать не половину, а 100% регионального прожиточного минимума трудоспособного населения», — сообщают в Минтруде.
Унифицируются правила выплат на детей до 3 лет – это позволит получать поддержку из бюджета родителям вторых, третьих и последующих детей во всех регионах. «Ранее выплата на второго ребенка в этой возрастной категории производилась из средств материнского капитала, а выплата на третьего и последующего детей была доступна только в 78 регионах на разных условиях», — поясняют в пресс-службе министерства.
Тем не менее универсальное пособие действительно удобно и комплексно само по себе, признают эксперты. А размер большинства назначаемых пособий и ранее зависел от итогов комплексной оценки нуждаемости семьи. Инициатива ничего не меняет для большинства семей. Однако есть нюансы.
В России уменьшается количество детей-сирот
– Кардинально изменилась вообще ситуация с сиротством в нашей стране. И деятельность органов и учреждений системы профилактики, которые выявляют семейное неблагополучие на ранней стадии, устройство наших детей в семьи, улучшение их жизни в организациях напрямую связаны с национальной стратегией действий в интересах детей, национальным проектом «Образование» и отражены в плане мероприятий, которые мы проводим в рамках Десятилетия детства. В 2022 году количество ребят, которые воспитывались в детских домах, составляло 87 тысяч 200 человек, сегодня это 47 тысяч 101 ребёнок, и мы говорим о сокращении практически на 46 процентов, – заявила О. Ю. Васильева.
Выступая на совещании, Министр отметила, что число детей-сирот в детских домах страны снизилось с 2022 года на 46 % и составляет в настоящее время 47,1 тыс. человек.