- Автоюрист

Правила 2023 имеют ли право гаишники осматривать машину

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила 2023 имеют ли право гаишники осматривать машину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Закону «О полиции», осмотр — это визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза. Инспектор не может самостоятельно открывать двери машины и залезать в салон, но вправе попросить владельца открыть бардачок, подвинуть или открыть сумку. Осмотр проводится без участия понятых и, как правило, без использования технических средств, хотя, применение последних также возможно. Немаловажный момент заключается в добровольно-принудительном характере процедуре. Водителю предлагается предоставить возможность осмотреть транспортное средство и места перевозки груза. В противном случае гаишник вправе инициировать досмотр, а это уже более серьезная ситуация.

В каких случаях проводится проверка технического состояния?

Рассмотрим пункт 111 регламента ГИБДД:

111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:

  • обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;
  • участие транспортного средства в ДТП;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Есть всего 4 ситуации, когда техническое состояние автомобиля может быть проверено сотрудниками ГИБДД:

  • если сотрудник визуально заметил признак нарушения;
  • если автомобиль попал в ДТП;
  • если есть данные о том, что автомобиль причастен к ДТП, преступлению или нарушению;
  • если проводится спецоперация по проверке транспортных средств.

Обязательность подтверждения спецмероприятий

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

Основания для осмотра и досмотра

Смоделируем ситуацию: вас остановили на штатном посту ГАИ для проверки документов. Вы приоткрыли окно, сотрудник поздоровался с вами, представился и попросил показать документацию на автомобиль и ваше ВУ. После проверки документов, вместо ожидаемой фразы «Счастливого пути!», вы услышали требование открыть багажник. Как вы поступите? Скорее. Вы выйдете из авто, чтобы удовлетворить требования инспектора, и будете не правы.

Открывать багажник при осмотре не обязательно. Сотрудник, действующий в рамках закона, не имеет права требовать от вас такого действия. Он может лишь сквозь окно заглянуть в авто, обойти и осмотреть технику взглядом со всех сторон, попросить вас открыть капот.

Почему же капот открывать законно, а багажник нет? Ответ на вопрос кроется в законных основаниях для проведения осмотра. Чтобы просто визуально осмотреть транспортное средство, сотрудник должен исходить из следующих оснований.

Частые вопросы, связанные с досмотром

  • «При досмотре багажника инспектор ГИБДД начал вытаскивать сумки, и потребовал показать, что находится под запаской. Правомерно ли это?»

Нет. Законом предусмотрен осмотр без нарушения целостности конструкции авто. Инспектор может предложить вам отодвинуть сумки, но сам не имеет права ворошить их и вытаскивать запасное колесо.

  • «Я отказался от осмотра. Может ли инспектор настаивать на досмотре?»

Может, если на это есть законные основания. Допустим, наличие ориентировки на автомобили вашей марки и цвета, предположительно являющиеся передвижным средство нарко-дилеров. Наличие такого документа обезоруживает вас, и «развязывает руки» инспекторам. Однако не забывайте о том, что досмотр должен проводиться по правилам, прописанным в КоАП.

  • «Могут ли в качестве понятых привлекать пассажиров моего автомобиля?»

Согласно закону понятым может быть лицо, не заинтересованное в исходе дела. То есть, сотрудники экипажа ГАИ и пассажиры досматриваемого автомобиля не привлекаются в качестве понятых. Но, досмотр возможен и без их участия, если будет обеспечена возможность видеофиксации.

  • «Куда жаловаться, если досмотр незаконный?»

Сообщить о неправомерных действия инспектора можно, позвонив в дежурную часть того подразделения, которое он представляет. Его номер должен быть зафиксирован в документах сотрудника и на борту служебного автомобиля. Также, найти контактный телефон можно на сайте ГИБДД, в разделе поиска подразделений и данных о них.

  • «Есть ли административная ответственность за отказ от досмотра?»
Читайте также:  Выдача полюсов медицинского страхования

Что разрешено сотруднику ДПС

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Как изменилась процедура прохождения техосмотра?

Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.

Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.

На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.

Проведение досмотра регламентируется положениями Административного Кодекса о правонарушениях – статьей 27.9: «Досмотр может проводиться только в условиях недопущения нарушения конструктивной целостности транспортного средства, его конечной целью является выявление предметов, с помощью которых совершено административное нарушение Закона».

Обязательные действия инспектора:

  1. Предъявление устных или письменных оснований для совершения этих действий (ст. 27.7 КоАП). Например, таким основанием может служить подозрение о противоправном использовании транспортного средства – водитель совершил наезд, авто числиться в угоне и пр.
  2. Привлечение свидетелей для проведения досмотра, причем они не должны быть прямо заинтересованы в действиях инспектора.
  3. Обязательное составление протокола всех действий при проведении досмотра.

Требование к протоколу:

  • Проставляется дата, время и место оформления.
  • Указывается звание и должность лица, ведущего протоколирование.
  • Полные сведения о водителе.
  • Прописываются все доказательства, обнаруженные во время проведения мероприятия.
  • Если у свидетелей возникают замечания о действиях полицейского, они должны быть прописаны в протоколе.
  • Составленный протокол подписывают все участники действий.
  • Водителю выдается копия протокола.
  • В случае применения видеозаписи, делается соответствующие пометки и видеоматериалы прилагаются к оформленному протоколу.

Если полицейским не было обнаружено ничего криминального, водитель может продолжать движение. Не нужно показывать свое недовольство по поводу действий инспектора, это его обязанность.

Права и обязанности ППС

Контроль за обеспечением безопасности на дорогах, как уже было сказано выше, выполняют сотрудники ГИБДД. У них есть право останавливать машины, проверять документы, документировать нарушения. Однако кроме ГИБДД, в системе Министерства внутренних дел РФ существует ППС.

Ее работники часто тормозят автомобилистов, выполняют проверку документов, проводят осмотр транспортного средства и т.д. Однако имеют ли сотрудники патрульно-постовой службы на это право?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с самим понятием «Патрульно-постовая служба». ППС является подразделением МВД России, в обязанности которого входит предупреждение и пресечение нарушений правопорядка на улицах и в общественных местах, в том числе и на дорогах, так что ее сотрудники имеют право на применение необходимых мер.

Так как ППСП является подразделением полиции, на ее, как и на Госавтоинспекцию, распространяется действие Федерального закона «О полиции». Согласно 13 статье этого закона, полиция имеет право остановить авто, проверить, есть ли у водителя права и страховой полис, если это нужно для обеспечения безопасности дорожного движения.

Также права и обязанности как автовладельцев, так и полицейских установлены в правилах дорожного движения. Согласно пункту 2.1.1., в случае остановки автомобиля сотрудником полиции с целью проверки документов, если это нужно для выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка на дороге, водитель обязан их предоставить.

Федеральный закон «О полиции» дает право полицейским (в чьи ряды входят сотрудники ППС) на то, чтобы «тормознуть» автомобиль. А правила дорожного движения указывают водителям на то, что они должны повиноваться требованиям блюстителей порядка.

Многие граждане задают себе вопрос: «Если остановил сотрудник ДПС — мои действия каковы?» К сожалению, часто водители выбирают неправильную стратегию поведения при общении с представителем власти, что приводит к ненужным проблемам и осложнениям. Инспектор ГИБДД — такой же человек, как и вы, только немного по-другому одетый. И вести себя с ним надо естественно, не нужно его бояться:

  • Не начинайте грубить или, напротив, заискивать. Какая-то из этих реакций часто проявляется в моменты стресса. Если полицейский почувствует, что вы нервничаете, у него появятся вполне естественные подозрения. Если же вы будете откровенно хамить — такие действия при остановке ДПС могут навлечь на вас вполне конкретную уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
  • Часто инспектор начинает задавать различные, на первый взгляд, невинные вопросы: «Куда направляетесь?», «Видели такой-то знак на дороге?», «Знаете ли пункт такой-то ПДД?» Отвечать на них вы не обязаны. Статья 51 Конституции РФ позволяет вам не отвечать на вопросы сотрудника ДПС.
  • Обязательно выясняйте причину остановки. Согласно новому Регламенту, инспектор обязан сообщить ее сам, но часто полицейские пренебрегают этим. Задав подобный вопрос, вы продемонстрируете свою правовую грамотность и застрахуетесь от возможных неправомерных действий со стороны сотрудника.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

Зачем гаишники просят сесть в автомобиль?

Нет, водитель имеет право не просто отказаться пройти в машину ДПС, но и не обязан выходить из собственного автомобиля. Документы для проверки можно передать через открытое окно. В качестве подтверждения обратимся к пункту 93 Приказа МВД №664. В нем сказано, что инспектор может предложить водителю пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Это означает, что автолюбитель не обязан выходить из собственной машины — в случае отказа в 2018 году ему ничего не будет.

В сети появлялась информация, что водителей обяжут присутствовать при составлении протокола в машине ДПС. Но власти нашей страны не пойдут на создание такого указа, поскольку активно процветает коррупция, и иногда сотрудники ГАИ предлагают пройти в их автомобиль с корыстной целью:

  • В их автомобиле отсутствуют свидетели, которые находятся в машине водителя. Это позволяет «давить» на нарушителя.
  • В автомобиле ДПС водители чувствуют себя неуверенно, поэтому часто сами предлагают деньги взамен составления протокола.

В качестве основания для осмотра могут использоваться:

  1. Устные или письменные указания, поступающие инспектору от непосредственного командира. Руководство может довести информацию о введение специального плана на территории работы полицейских, связанного, например, с задержанием беглого преступника. По этой причине автоинспекторы обязаны осматривать багажники каждого остановленного транспортного средства.
  2. Сверка номера кузова или мотора машины с теми, которые указаны в документах на автомобиль. Возможность такой проверки появляется при наличии у автоинспектора ориентировки об угоне автотранспорта идентичной марки. Помимо этого, сотрудник дорожной полиции может иметь и субъективные подозрения, на основание которых и проводится осмотр машины.
  3. Расхождения в транспортируемом грузе со сведениями, указанными в сопроводительной документации. Если в багажном отделении или салоне автомобиля находятся посторонние предметы (исключением считаются личные вещи водителя и пассажиров), тогда для их транспортировки необходимо иметь сопроводительные документы, например, транспортную или товарно-транспортную накладную. Автоинспектор получает законное основание провести осмотр груза, чтобы сверить действительную информацию с той, которая прописана в накладной. Легковые автомобиля для такого досмотра останавливаются крайне редко, в отличие от грузовых машин. Однако в ситуации, когда задний ряд сидений заполнен, к примеру, коробками бытовой техники, автоинспектор может провести сверку их количества с кассовыми чеками.
  4. Наличие информации о том, что машина имеет неисправность либо передвигается в условиях, запрещающих эксплуатацию транспортного средства. К примеру, в ПДД четко прописано, что использование автотранспорта запрещено при наличии поломки стеклоочистителей. Если на улице ливень, а на двигающемся на встречу полицейскому автомобиле не работают «дворники», то он может остановить ТС и попросить владельца включить прибор для проверки его работы.
Читайте также:  Может ли быть страхователем не собственник автомобиля в 2023 году

Осмотр машины не подразумевает участия понятых и составление соответствующего протокола.

Представитель ГИБДД для досмотра обязан иметь весомые основания. При их отсутствии проведение любых досмотровых мероприятий считается незаконным, а полицейский может быть привлечён к ответственности, согласно административному законодательству.

Основания для досмотра транспортного средства содержатся в пункте 202 регламента МВД. К ним относятся:

  1. Поиск в автотранспорте вещей или веществ, запрещенных для хранения и транспортировки. К примеру, взрывчатка, боеприпасы, оружие, наркотики. Стоит отметить, что досмотр можно проводить лишь при имеющемся обоснованном предположении о перемещении в авто запрещенных веществ.
  2. Поиск в ТС предметов, задействованных в совершении административного правонарушения. Идентично вышеуказанному пункту, досматривать можно исключительно при имеющемся обоснованном предположении.
  3. Задержание любого человека, передвигающегося на автотранспорте, по подозрению в совершенном правонарушение. Обоснованным предположением может выступать ориентировка на автотранспорт, который по визуальным приметам похож на остановленный сотрудниками ДПС.

Касаясь вопроса задержания, досмотр транспортных средств относится к единственно законному варианту, при котором можно заставить человека выйти из салона автомобиля, не применяя к нему физическую силу. Дело в том, что эти правила проведения досмотра исключают нахождение в машине людей. Когда автоинспектор останавливают машину для проверки и просит всех покинуть салон, он имеет на это право. Но в этом случае следует потребовать оформить соответствующий протокол досмотра автомобиля и привлечь к процессу двух понятых.

Может ли инспектор ДПС срывать пломбу у грузовых машин при досмотре?

Как уже было отмечено выше, сотрудник ГАИ может в рамках досмотра на 2020 год проверять груз в автомобиле. Но что, если он решил досмотреть фуру, двери прицепа которой опломбированы? Ведь водитель понесёт ответственность за вскрытые пломбы!

В этом случае правила досмотра также предусматривают действия сотрудника ДПС. В частности, пункт 205 говорит инспектору (и нам) о том, что тот при необходимости может досмотреть опломбированный груз. Но для того, чтобы это сделать, он обязан сначала сообщить дежурному в своей части и следовать указаниям последнего.

Лишь в случае крайней необходимости в присутствии двух понятых инспектор может вскрыть пломбу и досмотреть груз. При этом, правила досмотра чётко регламентируют, что крайний случай должен быть таким, когда предотвращённый таким вскрытием вред оказался меньше причинённого таким вскрытием вреда. Что это значит? Например, если инспектор считает, что в прицепе фуры находится бомба, а по результатам досмотра её не оказалось, то нанесённый вред больше, так как предотвращённый вред оказался нулевым. Инспектор нарушил правила досмотра. А вот если инспектор в тридацатиградусный мороз услышал крики о помощи из прицепа фуры замерзающего там человека вскрыл пломбу и, тем самым, спас человека от замерзания, то в данном случае очевидно, что предотвращённый вред весомее причинённого какой-то пломбе. И никто не будет доказывать, что человек без вмешательства сотрудника ГИБДД человек бы не замёрз.

В любом случае даже если инспектор вскрыл пломбу по указаниям дежурного, попросите его указать факт вскрытия пломбы в протоколе досмотра и покажите свою копию протокола грузополучателю, если тот будет иметь претензии по поводу вскрытой пломбы.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?
  • Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?
  • Приказы №185 и №664 — какие изменения внесены в регламент?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *